Алексей ВЛАДИМИРОВИЧ РАЙДЕР
директор Департамента образования и науки Тюменской области

Максим ВОЛОШИН
руководитель образовательной платформы «Кодвардс»
EDexpert / №4 ВЕСНА 2018
ШКОЛА. ТЕХНОЛОГИИ
«ПРИВИВКА» ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТИ

Руководитель образовательной платформы «Кодвардс» Максим Волошин беседует с директором Департамента образования и науки Тюменской области Алексеем Владимировичем Райдером о развитии инновационного образования.
ОТ КУЛИБИНЫХ К МАССОВОЙ ЦИФРОВИЗАЦИИ

Развитие цифровой грамотности в регионе — это вопрос повышения общего уровня образования или выявления талантов?

В 1991 году вышла книга Геннадия Воробьева «Школа будущего начинается сегодня». Еще в предисловии автор рассуждал о том, как скоро — буквально завтра! — в нашу жизнь войдет информатика, объяснял, почему педагогов необходимо ориентировать на то, что цифровые технологии должны стать нормой жизни. И это почти тридцать лет назад!

Сейчас ситуация перезрела, поэтому приходится спешно и любой ценой решать задачу тотальной ликвидации компьютерной безграмотности в школе. Цифровую грамотность необходимо сделать обыкновенной компетенцией, а не областью развития особо одаренных детей. Это продиктовано огромным спектром применения. Начиная от Big Data с искусственным интеллектом и заканчивая виртуальной реальностью — абсолютно все так или иначе требует этой самой грамотности. Собственно, так и в любой другой сфере. Невозможно стать математиком, не зная основ, физиком — не усвоив азы, астрономом — не посмотрев на небо.

Если мы не способны обеспечить цифровую грамотность для всех, то не можем претендовать и на то, чтобы разделить их успехи в каких-либо специализациях. Пока нет системных программ цифрового окультуривания, дети пробуют свои силы самостоятельно. Моделирование и прототипирование можно освоить в робототехническом кружке, есть программы по 3D-дизайну. И поэтому случаются неожиданности.

Например, в прошлом году мы узнали, что восьмиклассница из самой обычной тюменской школы № 65 победила на Всероссийской олимпиаде по 3D-моделированию в Санкт-Петербурге. Об интересах и о способностях этой девочки не знали ни в школе, ни в нашем департаменте. Да и сама специализация появилась у нас только на уровне «Кванториумов», «Фаблабов» и других дополнительных кружков. При этом школа № 65 явно не входила в число энтузиастов...

Мы стали разбираться, как же так получилось. Самим было интересно, за счет чего девочке удалось самоорганизоваться. Оказалось, что ее папа — инженер. Он направлял интерес ребенка к робототехнике, подсказывал направление развития. Потом девочка освоила YouTube, посмотрела серию обучающих роликов и смогла реализовать свой талант.

И таких примеров много, в том числе и в нашем регионе. И Кулибины, и Ломоносовы были, есть и будут. Но, чтобы претендовать на большую концентрацию этого интеллектуального ресурса, мы, конечно, должны в первую очередь строить систему масспросвета в сфере цифровой грамотности для всех школьников. Должны более доходчиво, максимально обширно показать все сегодняшние действующие возможности в сфере цифровых технологий. А ребята найдут себе и интерес, и будущую реализацию.

БЕЗГРАНИЧНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ РЕБЕНКА

Для детей сейчас цифровая среда естественна.

Да, они в ней живут гармонично, легко. И то, что мы туда детей не пускаем, это только наши взрослые страхи. Но настороженность и опасения не освобождают от ответственности! Поэтому самое главное — не отбить у ребенка желание, продолжать как минимум осваивать общеобразовательный предмет информатика – ИКТ и перестать его реализовывать в скучной форме.

Эти технологии — это не завтра, а сегодня. Ребенку необходимо дать представление, что он уже давно живет в среде ИКТ, и направить его любопытство в те области, где он сможет реализовать по-настоящему безграничные возможности. Именно поэтому так важно подбирать новые технологии и методы подачи материала.

И я, конечно, говорю не про пользовательские оболочки программ. Этой скучной темой мы до сих пор любим «увлекать» детей. На самом деле они ее постигают еще до прихода в школу.

Да, они уже лучше нас в этом разбираются…

Надо перестроить сам метод преподавания. Нужны игры или прохождение какого-то проекта, в ходе которого ребенок приобретет не только навыки и совершит действия, но и получит уверенность в себе. Сегодняшним детям очень важно достигать успеха здесь и сейчас, а не через 11 лет в виде аттестата зрелости.

Еще пример — в 11-м классе школы № 62 учится Даниил Шушарин. Прошлым летом он создал предпринимательский проект, искал под него бизнес-ангелов на внешнем рынке. Но реализовал в итоге идею собственными усилиями — создал интернет-платформу GrapTil, которая помогает продавать и покупать недвижимость при помощи онлайн-площадки и системы открытых домов.

Это еще одна история, когда у ребенка в руках были инструменты для самореализации. Но не потому, что мы его научили, а потому, что ему вовремя кто-то не перекрыл кислород. И сегодня он успешен. Продолжает обучение в школе и знает себе цену, ведь он себя попробовал!

Общаясь с Даниилом, я пристально наблюдаю за его восприятием, психологией. Ему страшно скучно и бесконечно жаль времени, затрачиваемого на освоение школьной программы. Изучая физику в 8-м классе, он уже понимал, что ждет в 9-м — оптика. Но почему темы преподаются в такой последовательности, неизвестно. То же самое и в информатике. Ребенку нельзя подавать учебу под соусом, что мы для него все решили, скомбинировали, скомплектовали.

НОВАЯ ИНФОРМАТИКА

Сложно представить себе современную физику, математику, химию без информационных технологий. Но в школе это разные предметы…

Максим, вы абсолютно правы! Ведь «цифра» — это универсальный язык. На нем нужно говорить на всех школьных предметах. И речь не об интерактивной доске как средстве подачи материала, а именно на уровне метода. Когда информатика существует не только как отдельный предмет, а цифровые технологии в обучении используются педагогами-предметниками на своих занятиях.

Но среднестатистический учитель по другому предмету сейчас не видит необходимости совершенствовать свои знания информационных технологий. Ведь его коллега, преподаватель информатики, все, что надо, подрисует, подправит, соединит компьютеры в локальную сеть, выступит сисадмином... Надо показать, что каждый учитель может освоить цифровую грамотность и использовать технологии в своей работе, тем самым сделав уроки более познавательными и интересными.


KPI ДЛЯ РЕГИОНА

Мы много слышим про цифровую экономику на государственном уровне. Ее польза очевидна почти всем. Но если говорить конкретно, то какие KPI региона будут затронуты тем, что мы развиваем цифровую грамотность?

Обеспечение цифровой грамотности на государственном уровне сравнимо с массовым образованием населения в 1920-х. Во всяком случае, это похожие миссии.

Да, и в прошлом веке не каждый хотел садиться за парту, к 1960-м многие наловчились недоучиваться даже до аттестата об основном 8-летнем образовании. Но это не освобождало государство от трансляции единой государственной задачи.

Чем больше грамотного населения, тем плотнее интеллектуальный ресурс. И сегодня это не то что панацея, чтобы всем увлечься цифровой грамотностью, просто это абсолютно тождественные понятия ввиду смены парадигмы, основы и мышления развития общества.

Мы просто должны продолжить масспросвет, но уже с предметным наполнением цифровой экономики и цифровой среды. Каких-то KPI или целевых установок государство и не должно ставить. Оно просто обязано, и это прописано в Конституции, давать общедоступное бесплатное гарантированное образование. А образованный человек в сегодняшнем XXI веке — это человек, в том числе владеющий основами цифровой грамотности. По-другому просто не может быть.

Я это воспринимаю как действительно комплексную задачу государственного уровня. В нашем регионе точно так. Ни ФГОС, ни типовые рабочие учебные программы сегодня не препятствуют это доделывать или наполнять со стороны отдельно взятого региона. Я знаю, что мои коллеги из других регионов тоже активно ищут варианты, инструменты, какие-то новые формы подачи. В каждом регионе понимают, что это просто данность.

Правильно ли я понимаю, что идет прямое воздействие на экономику региона, потому что меняется рынок труда?

Конечно, и вопрос не в том, что рынок насытят исключительно IT-специалисты. Экономика региона сегодня строится на совершенно другой технологической платформе, на генерации новых идей и на возможности для людей реализовывать себя как предпринимателя.

Поэтому в продолжение школьного курса мы у себя в регионе развиваем программу для уже поступивших студентов системы СПО (среднего специального образования). Она у нас называется «Расширяем горизонты. ПрофилУМ». Мы заинтересованы в том, чтобы выпускник, помимо базовой профессии, ремесла, получил «прививку» цифровой грамотности. Потому что это точно развяжет ему руки, сделает его мобильным и активным на рынке нашего региона.

Как вы думаете, какие сейчас есть преграды на пути цифровизации?

Я могу описать ситуацию на уровне нашего региона — Тюменской области. В нашем случае губернатор области Владимир Владимирович Якушев обозначил цифровую грамотность вопросом номер один. Это касается не только образования, но и, например, здравоохранения, рынка труда в целом. Если мы сумеем создать систему, то дадим выпускникам школ больше возможностей для закрепления в регионе.

Помимо осознанного зрелого политического курса, все решения должны приниматься в консенсусе с региональной Думой. У нас за последние три месяца принят целый пакет законов и поправок в части поддержки IT как отрасли и в части поддержки отдельных проектных инициатив как раз по образовательным проектам для IT-сферы. И это сразу вселяет уверенность, что в отдельно взятый регион можно и стоит приходить со своими проектами.

ДРАЙВЕР ДЛЯ РОДИТЕЛЯ

В США очень много частных образовательных практик, и они сильно интегрированы в систему, потому что бизнес быстро вырабатывает ответы на требования рынка. И образовательная система принимает и сразу использует эти решения.

Рынок же в том и заключается, что спрос рождает предложение. И тут важна не только роль учителя, но и родителя. До тех пор, пока у родителей не дозреет мысль, что без цифровых знаний ребенку развиваться нельзя, рынок образования будет спать.

В нашем городе появляются отдельные курсы именно по цифровой грамотности, а не информатике. Но это пока единичные случаи, потому что запросов совсем немного. В свое время так раскручивался альтернативный рынок языковой подготовки или сфера образовательной робототехники.

Я гарантирую, то же самое будет и с «цифрой». Но ровно тогда, когда дозреет родитель как клиент. И не потому, что он будет искать компенсацию на стороне, не получая это от школы. А еще и потому, что каждым родителем всегда движет желание вложить еще больше в своего ребенка.
(с) Издательство журнала EDexpert, 2017
Made on
Tilda