Иван КОЛОМОЕЦ

руководитель образовательной платформы «Учи.ру»
EDexpert / №5 ОСЕНЬ 2018
ПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ. ПОДХОД
ПЛАТФОРМА ДЛЯ ВЗЛЕТА

Значение мотивации и индивидуального подхода при обучении интуитивно понятно любому преподавателю и родителю. Но насколько пристальное внимание к этим двум аспектам может повлиять на успехи ребенка в школе? «Учи.ру» рассказывает EDexpert о своем подходе и об образовательных результатах.
КАК СОХРАНИТЬ ИНТЕРЕС?

Одна из самых важных целей, которую перед собой ставят и учителя, и родители, — развитие у детей мотивации к изучению школьных предметов. Все понимают, насколько важно привить любовь и интерес ребенку к открытию новых знаний, чтобы он каждый день с удовольствием изучал новые темы, выполнял домашние задания и всегда стремился узнать немного больше, чем дают на уроке.

Для достижения этой цели на уроках учителя используют различные инструменты и методики вовлечения детей в образовательный процесс: приводят яркие примеры из жизненного опыта ребенка, подбирают интересные задания, показывают эксперименты.

Но дети воспринимают новую информацию с разной скоростью и имеют разный уровень начальной подготовки. Поэтому на любом уроке может быть несколько учеников, которые раньше всех остальных в своем классе усвоили материал и выполнили все задания. И, наоборот, есть ученики, которые не успевают сделать задания в отведенное время и отстают от класса. И в том и в другом случае возникает риск снижения мотивации к изучению предмета. Поэтому для поддержания интереса к учебе так важно давать ребенку то количество времени и заданий, которые необходимы для усвоения материала именно ему. Именно по этой причине учителя активно используют в своей работе платформу «Учи.ру». Она строит индивидуальную траекторию для каждого ребенка в классе и позволяет осваивать знания с подходящей скоростью и количеством повторений и отработок.

Сейчас на «Учи.ру» занимаются уже более 2 500 000 детей из всех регионов России. На платформе представлены интерактивные курсы для 1–4 классов по математике, окружающему миру, русскому и английскому языкам, а осенью запускается курс по программированию. Для 5–11 классов уже доступны интерактивные курсы по математике и алгебре, а русский и английский языки будут запущены осенью.

Одна из ключевых задач, которую мы решаем в «Учи.ру», — это построение такой среды обучения, которая повышает интерес детей к изучению школьных предметов. При этом в учебной мотивации можно выделить внутреннюю и внешнюю составляющие. Внутренняя — искренний интерес к предмету и желание познавать новое, а внешняя — чаще всего похвала взрослого или получение награды. Крайне важно использовать обе составляющие так, чтобы не происходило подмены внутренней познавательной мотивации на внешнюю. И мы при построении платформы уделяем этому очень много внимания.



ПОДДЕРЖКА ОТ СИСТЕМЫ

Занимаясь на «Учи.ру», школьник находится в комфортной интерактивной среде, которая поддерживает с ним постоянный диалог. Если ученик выполняет задания легко и без ошибок, то он быстро переходит к следующим темам. При возникновении затруднений платформа задает ему наводящие вопросы, помогает самостоятельно прийти к решению. Когда ребенок делает много ошибок, он получает больше аналогичных заданий для отработки. А самые сложные задания разбиваются на более мелкие, с которыми ученик может справиться самостоятельно. Именно благодаря такому подходу внутренняя мотивация к изучению школьных предметов у детей сильно возрастает: ребенок двигается в своем темпе, в случае сложностей он чувствует поддержку и помощь системы.

Внутренняя мотивация ребенка растет в том числе и потому, что он самостоятельно открывает знания, выполняя интерактивные задания на платформе. Обучение на «Учи.ру» построено на принципах системно-деятельностного подхода. Задания устроены так, чтобы ребенок сам «выводил» правило на практике, а не заучивал его. Он не остается наблюдателем, а постоянно взаимодействует с системой, причем не только при выполнении заданий, но и при выборе, какое задание решать следующим.

Содержание каждого курса на «Учи.ру» представлено в наглядном структурированном виде, чтобы ребенок мог ориентироваться в материале по предмету и двигаться вперед.

Занимаясь на «Учи.ру», ученик видит, что уже пройдено и сколько еще осталось пройти до конца каждого задания, урока, темы и курса целиком. Для поддержания познавательного интереса платформа позволяет ему самостоятельно определять, что именно изучать дальше. Однако для выбора доступны только уроки из зоны ближайшего развития. Например, урок «Квадратный дециметр» открывается только после прохождения тем «Квадратный сантиметр» и «Умножение на круглое число». Таким образом, ученик идет по сбалансированной траектории и изучает материал последовательно, переходя от темы к теме до полного усвоения курса.
РЕШАЮЩИЙ МОТИВ

Еще один эффективный способ пробудить познавательный интерес — дать попробовать свои силы в более сложных заданиях. Для этого ученик может зайти в «тайную лабораторию» или начать решать задачи из прошлых олимпиад на «Учи.ру». Это интеллектуальный вызов, который поддерживает стремление ребенка развивать свои способности.

Онлайн-олимпиады проводятся на «Учи.ру» каждый месяц. Участвуя в них, дети соревнуются друг с другом и по результатам получают дипломы, грамоты и сертификаты. Соревновательный эффект и награды дают ребенку внешнюю мотивацию. Вместе с тем решение ярких и нестандартных заданий позволяет ребенку посмотреть на предмет с новой стороны и, увидев его красоту, проникнуться искренним познавательным интересом.

Платформа построена вокруг ребенка и его знаний, поэтому, помимо содержательной части, мы очень много внимания уделяем тому, чтобы задания были представлены в наглядной и понятной ребенку форме. Над этим в «Учи.ру» работают опытные специалисты по детскому интерфейсу. Детям нравится красочный дизайн и анимация, веселые и позитивные персонажи, которые растут вместе с учеником.

В младших классах на протяжении нескольких лет ученика «ведет» персонаж-проводник динозаврик Гриша, создающий атмосферу комфорта и доверия, которая особенно важна детям в таком возрасте. Чтобы удержать интерес подростков, в заданиях используются объекты современной жизни и образы из молодежной культуры. В то же время для любого возраста дизайн неагрессивный и не отвлекает от содержания.

Благодаря индивидуальному подходу и акценту на развитие внутренней познавательной мотивации дети, которые занимаются на «Учи.ру», показывают лучшие результаты в учебе. Это подтверждают результаты независимых исследований, проведенных департаментом образования и науки Кемеровской области, Тюменской области и Казанским федеральным университетом в 2017 году. Успеваемость учеников при занятиях на платформе в среднем повышается на 30 %.

Каждый учитель, пытаясь развить интерес школьников к учебе, использует разные методики и инструменты. Для учителя важно найти подход и подачу материала в таком формате, чтобы это имело отклик в сердцах детей и помогало развить у них желание смело и с удовольствием браться за интеллектуальные задачи и решать их, преодолевая любые трудности. Мы желаем всем учителям и родителям в новом учебном году найти подход к каждому ребенку, чтобы он каждый день с горящими глазами ходил в школу за новыми знаниями.
(с) Издательство журнала EDexpert, 2017
Made on
Tilda