ИРИНА АБАНКИНА

кандидат экономических наук, профессор,
директор Института развития образования НИУ
«Высшая школа экономики»


ЛЮДМИЛА ФИЛАТОВА
кандидат экономических наук, ведущий научный
сотрудник Института развития образования НИУ
«Высшая школа экономики»
EDexpert / №2 ЗИМА 2017
ИССЛЕДОВАНИЕ. ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

УПЛОТНЕНИЕ ДЕТЕЙ
Система ДО в России «перегрета». Чтобы развиваться дальше, требуется снизить градус


«Дошколка» приобретает все большую свободу в выборе содержания, методов и средств развития своих воспитанников. Появляются различные типы детских садов, внедряются инновации, реализуются авторские программы. Одной из стратегий развития стало партнерство и диалог организаций с родителями. Но в то же время система продолжает испытывать серьезную перегрузку, растет и загруженность сотрудников детских садов — администрации, педагогов и воспитателей, что порождает иные проблемы. Эти данные были подтверждены специалистами «Вышки» в ходе опросов родителей и педагогов.
ОБЩЕСТВЕННЫЙ ЗАПРОС

Общество связывает с системой дошкольного образования серьезные надежды, мы ждем, что нашим детям обеспечат раннюю социализацию, дадут соответствующие возрасту навыки и умения XXI века, разовьют творческие способности, помогут освоить отношения со взрослыми и с ровесниками. Посещение коллективных занятий в группах раннего развития становится не просто модой, а, скорее, социальной нормой для успешного старта, а экономически активным родителям позволяет вернуться к трудовой деятельности без существенных потерь в квалификации.

Международные исследования показывают, что развитие системы коллективного и индивидуального ухода за малолетними детьми является важнейшим элементом семейной политики [Vincent et al., 2004; Mollborn et al., 2014; Wong et al., 2014]. Наличие такой системы максимально облегчает женщине возвращение на работу после рождения ребенка [Stooke, 2012; Ertas, Shields, 2012]. В то же время длительный декретный отпуск в условиях отсутствия подобной системы снижает вероятность рождения последующих детей, тем самым негативно влияя на демографическую ситуацию.

Сегодня проблемы дошкольного образования приобрели особую актуальность в обществе. С одной стороны, реально возрос спрос со стороны родителей, повысился уровень доверия к дошкольным учреждениям, с другой — нехватка мест до крайности обострила ситуацию, спровоцировала негативные настроения. Фокус общественного и экспертного внимания в этих условиях сместился в сторону обеспечения доступности дошкольного образования. Особенно остро это ощущается в крупных городах, большинство дошкольных учреждений работает с перегрузкой. Сейчас это самый активно развивающийся сектор в образовании.

В дошкольном образовании явно проявляется доминирование муниципального сектора: муниципальные учреждения, по мнению их руководителей, пока не испытывают конкуренции со стороны негосударственного сектора. Это означает, что конкуренция как механизм повышения качества и привлекательности не задействована в дошкольном образовании. Фактически фактором, мотивирующим дошкольные учреждения повышать качество, служит спрос со стороны семей и их требования. Результаты проведения опроса руководителей дошкольных образовательных учреждений подтверждают, что влияние родителей на жизнь дошкольного образовательного учреждения усилилось, многие начали ориентироваться на интересы семей, система управления дошкольным образовательным учреждением стала более открытой. Это характеризует эффективность внедрения модели государственно-общественного управления дошкольными образовательными учреждениями.

ОБЩИЕ ЦЕННОСТИ — ОТ ШВЕЦИИ ДО АВСТРАЛИИ

Во многих странах мира, показывающих высокие образовательные результаты школьников (Финляндия, Швеция, Англия, Австралия), в течение последних лет принимаются новые программы и стандарты дошкольного воспитания, повышается внимание к раннему развитию [Hu, Roberts, 2013]. Эти страны основывают свою политику с учетом высокой отдачи от инвестиций в развитие человеческого капитала на ранней стадии, которую обосновал нобелевский лауреат Джеймс Хекман [Heckman J. et al, 1996, 1997]. К примеру, в Австралии 46 % услуг по дошкольному образованию и уходу за детьми находится в частной собственности [Tayler, 2016].

Современные программы дошкольного образования ориентируются на развитие инициативы, креативности, навыков дисциплины, ответственности, самоорганизации и кооперации, и в первую очередь через игровые формы деятельности [Freitas et al., 2008]. Наряду с этим значительное внимание уделяется общекогнитивному развитию детей — логического, алгоритмического, стратегического и пространственно-временного мышления, понятийного аппарата, коммуникативных способностей благодаря созданию соответствующих ситуаций и организации взаимодействия детей, знакомству с окружающим миром, технологическим проектам. Для ребенка важен социальный фон, мотивация является одним из важнейших элементов в цикле воспитания. Специфика обучения состоит в качественном углублении ментальных моделей взаимоотношений, которые включают оценку, обязательство, уверенность, сотрудничество, творчество, любопытство, сочувствие, энтузиазм, независимость, честность, уважение, терпимость.

Программы дошкольного образования интегрируют и элементы традиционных «школьных знаний» — чтения, счета и письма, однако их освоение не может рассматриваться как главная задача дошкольного образования в противовес социальной и психологической адаптации, выравниванию стартовых возможностей и мягкому переходу с дошкольного уровня образования на уровень начальной школы.

Задача формирования норм и ценностей во всем мире признается ключевой для дошкольного образования и раннего развития. Так, в Швеции в национальных стандартах зафиксировано, что в дошкольном образовании должны быть сформированы демократические ценности, самостоятельность, ответственность и толерантность [Vogel et al., 2003]. Большое внимание формированию чувства ответственности, принадлежности к своей культуре и уважения к другим культурам, способности к сотрудничеству у детей уделяется не только в Швеции, но также в Новой Зеландии, Финляндии и Австралии. В последних двух странах в процессы воспитания включают задачу формирования самостоятельности у детей. Поддержка и сотрудничество являются важными аспектами программы начальных лет: детей в детских садах просят планировать и создавать совместные проекты для поиска информации и ее обсуждения в команде.

ТРУДОЛЮБИЕ ИЛИ НЕЗАВИСИМОСТЬ?

Результаты, полученные в обследовании мониторинга экономики образования по регионам России, показывают, что мы имеем отличия от европейской модели, но они не такие существенные. У нас воспитанию толерантности и независимости отдает предпочтение меньшее число семей и педагогов. Тем не менее практически полное совпадение между педагогами и родителями в понимании задач дошкольного образования следует признать важнейшим результатом общественного диалога и публичного обсуждения на протяжении последних лет (Рис. 1).

У педагогов и родителей совпадает как набор первых шести мест — трудолюбие, чувство ответственности, хорошие манеры, честность, толерантность и уверенность в своих силах, так и набор последних трех мест — религиозность, бескорыстие, независимость. Практически нет расхождений и в числе выбравших среди педагогов и родителей такие качества, как оптимизм, решительность, настойчивость, бережливость: их выбирает каждый четвертый или пятый педагог и родитель. Воображение было признано ключевым ресурсом в новом обществе «без воротничков», приходящем на смену обществу «красных шей», «синих воротничков», а потом и «белых воротничков». Сегодня практически все признают, что без воспитания воображения и формирования толерантности развитие креативного класса невозможно. Выбор педагогами среди достаточно значимых качеств толерантности и воображения следует признать высоким уровнем профессионализма, которым не обладают родители [Абанкина и др., 2016].
Рис. 1. Нормы и ценности воспитания детей, по мнению родителей и воспитателей государственных (муниципальных) и частных детских садов, 2016 г., в %

Различия между родителями, выбирающими государственные (муниципальные) или частные детские сады, не носят принципиального характера. Тем не менее родители детей, посещающих частные детские сады, чаще выбирают независимость, но немного реже — послушание и настойчивость как важные качества по сравнению с родителями, дети которых посещают государственные (муниципальные) детские сады. Напротив, больше родителей, чьи дети посещают государственные (муниципальные) детские сады, выбирает трудолюбие и бескорыстие по сравнению с родителями детей из частных детских садов. Таким образом, по результатам сопоставления можно зафиксировать консенсус между ключевыми участниками по вопросам воспитания норм и ценностей в дошкольном образовании.

«РЕЗИНОВЫЕ» ГРУППЫ

Прием в детские сады в силу очередности стал одним из самых острых вопросов. Изыскиваются все возможности для повышения наполняемости детских садов (за счет уплотнения, пересмотра функционального назначения помещений с целью максимизации размещения групп), осуществляется реконструкция, пристраиваются спортивные или музыкальные залы для высвобождения помещений для групп.

Ежегодный рост наполняемости групп создает сложности при реализации образовательных программ и соблюдении безопасных условий для жизни и здоровья воспитанников (Рис. 2). Опасения родителей подтверждаются опросами воспитателей дошкольных организаций, которые тоже отмечают стремительные темпы роста численности детей в группах.

Рис. 2 Средняя численность детей в группах государственных (муниципальных) и частных детских садов (среди ответивших родителей воспитанников, человек)
В городах-миллионниках и крупных городах самая высокая наполняемость детей в группах — до 27 человек, по сравнению с другими населенными пунктами. В Москве за последние два года на 25 % выросла наполняемость групп относительно 2014 года в дошкольном секторе образования, и в настоящее время она составляет 25 человек.

Выросла и численность воспитанников, приходящихся на одного педагогического работника (Рис. 3). В России этот показатель теперь заметно превышает показатели европейских стран. Так, численность воспитанников, приходящихся на одного педагога в Норвегии и Швеции, не превышает пяти, а в среднем по странам это соотношение составляет восемь [OECD (2016), OECD (2017)]

Рис. 3 Численность воспитанников на одного педагогического работника в государственных (муниципальных) дошкольных образовательных организациях, человек
Рассчитано на основе данных статистических сборников: Социально-экономические показатели Российской Федерации в 1991 – 2015 гг. (приложение). Росстат, 2016 г. Единая информационная система обеспечения деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации: tab2b; tab20 [ЕИС Минобрнауки России, 2016].



НА ПОВЕСТКЕ — НОРМИРОВАНИЕ ТРУДА В ДО

Ежегодно у воспитателей государственных (муниципальных) детских садов увеличивается нагрузка по ведению административной работы (этим занимаются 10 % воспитателей), а также по другим видам дополнительной работы, что отметили 7 % воспитателей. Средняя продолжительность времени, которое воспитатель использует для занятий с детьми, постепенно снижается как в государственном (муниципальном), так и в частном секторе дошкольного образования, при этом продолжительность занятий с детьми выше в частных детских садах (Рис. 4).

Рис. 4 Средняя продолжительность времени занятий с детьми в неделю в государственных (муниципальных) и частных детских садах (2007 – 2017 гг.), в часах
Таким образом, проявляется тенденция по сокращению времени для занятий с детьми и увеличению размеров групп, в которых работают воспитатели государственных (муниципальных) детских садов. Такие ситуации в трудовых коллективах приводят к увеличению нагрузки на основной персонал воспитателей, что препятствует качественной реализации образовательных программ дошкольного образования.

Для нивелирования рисков при определении численности педагогических работников необходимо пересмотреть норму часов педагогической нагрузки за ставку заработной платы в дошкольном образовании, установленную приказом МОНа № 1601 от 22 декабря 2014 г. Так, целесообразно установить норму педагогической нагрузки за ставку заработной платы старшим воспитателям и воспитателям (в зависимости от возможностей бюджета), реализующим основные общеобразовательные программы дошкольного образования в соответствии с ФГОС, в размере 30 часов в неделю. Сейчас норма полной нагрузки, предусмотренной Трудовым кодексом, составляет 36 часов в неделю. Фактически всю нагрузку занимает работа с детьми, то есть нормируемая часть рабочего времени.

Представляется оптимальным снизить нормируемую часть рабочего времени педагога дошкольного образования и включить в ненормируемую часть нагрузки (при сохранении сокращенной рабочей недели, равной 36 часам) все те виды работ, которые установлены приложением № 1 данного приказа, в частности методическую, подготовительную, организационную, диагностическую работу, работу по ведению мониторинга и корректировке индивидуальных учебных планов, индивидуальную работу с воспитанниками, а также реализацию планов профессионального развития педагога.

Фактически речь идет о приравнивании принципов оплаты труда учителей школы за нормируемую часть, то есть собственно педагогическую нагрузку, и ненормируемую, связанную с мониторингом за воспитанниками, методической работой и профессиональным развитием, только в другой пропорции, не как у учителей 50/50, то есть 18 часов — нормируемая часть и 18 часов — ненормируемая, а 80/20, то есть 30 часов — нормируемая часть, а 6 часов — ненормируемая.

В отношении старших воспитателей это абсолютно необходимая мера, поскольку методическое сопровождение и индивидуализацию траекторий развития воспитанников за счет вариативности, что особенно важно для проведения необходимой коррекции в развитии в раннем возрасте, выполняют именно старшие воспитатели. Новое нормирование труда педагогов дошкольного образования могло бы выступить некоторой гарантией качества их работы в условиях внедрения ФГОС ДО.

БАРЬЕРЫ? НЕТ, НАДЕЖНЫЙ ЗАСЛОН

Снижение нагрузки на официальную систему ДО могли бы обеспечить частные детские сады. Но характер барьеров в развитии частного дошкольного образования создает реальную угрозу для этой инициативы. Это существенно увеличивает требования к стартовому капиталу для тех, кто рассматривает вопрос инвестирования в развитие такого бизнеса.

До недавнего времени предпринимательство в сфере дошкольного образования не получало поддержку в рамках программ малого и среднего бизнеса. В 2012 г. наметился поворот. В ряде российских регионов индивидуальные предприниматели получили субсидии на организацию групп дневного времяпрепровождения детей дошкольного возраста и на иные подобные виды деятельности по уходу и присмотру за детьми, которые позволяют компенсировать часть затрат на аренду и ремонт помещения, покупку оборудования, мебели и инвентаря, оплату коммунальных услуг и электричества (Томская область, Московская область, Сахалинская область, Забайкальский край, Псковская область, Хабаровский край, Иркутская область, Якутск). Другим вариантом поддержки стали гранты частным садам из региональных программ развития образования (Ханты-Мансийский автономный округ, Республика Хакасия, Алтайский край).

В отдельных регионах стимулирование частного сектора проводилось за счет разного набора льгот и преференций (Ханты-Мансийский автономный округ, Башкортостан, Татарстан, Москва, Самарская область):

- преимущественное предоставление в аренду находящихся в муниципальной собственности помещений образовательного назначения для целевого использования;

- выделение земельных участков на льготных условиях;
использование прогулочных площадок муниципальных дошкольных учреждений негосударственными дошкольными образовательными учреждениями, семейными группами, группами по уходу и присмотру за детьми дошкольного возраста;

- предоставление льготы в соответствии с нормативами по арендной плате за нежилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности и используемые для основной деятельности образовательных организаций.



Передача муниципального имущества негосударственным дошкольным образовательным организациям в безвозмездное пользование остается крайне редким явлением — прецеденты отмечены в Йошкар-Оле и Саратове. Поиск оптимальной модели поддержки негосударственных или семейных детских садов, по сути, есть поиск оптимальной модели их инфраструктуры или условий для развития.
(с) Издательство журнала EDexpert, 2017
Made on
Tilda