Круглый стол ФИРО: перезагрузка школ и первые итоги
6 декабря в стенах Медиа-лофта РАНХиГС прошло первое заседание Дискуссионного клуба ФИРО, РАНХиГС и МЕЛ. Тема дискуссии — «Ближайшее будущее российской школы: ожидания и реальность».

Поводом для дискуссии послужила масштабная реформа школьного образования: в сентябре 2017 года Ольга Васильева, глава Минобрнауки Р Ф, заявила о начале передачи школ от муниципалитетов к регионам. Апробация нововведения проводилась в 16 регионах страны. Спустя год профильные специалисты собрались, чтобы обсудить, что произошло за этот период.
В обсуждении приняли участие:
Заместитель Министра просвещения Российской Федерации
Татьяна Синюгина
Директор по стратегии и методологии ФИРО РАНХиГС
Татьяна Клячко
Директор Международной школы «Летово»
Михаил Мокринский
Директор школы № 1788
Александр Ездов
Президент Фонда «Прообраз»
Александр Рудик
Глава департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области
Олег Мосолов
Министр образования и науки Калужской области
Александр Аникеев
Директор школы «Покровский квартал»
Илья Новокрещенов
Модерировал дискуссию директор ФИРО РАНХиГС
Максим Дулинов
Илья Новокрещенов
директор школы «Покровский квартал»
Илья Новокрещенов рассказал, как новая система управления школой изменила жизнь директора:«Поменялась профессия, так как директор, который может сам проверить средства учредителя, может управлять самостоятельно в интересах школы. Он также отметил, что вместе с изменением порядка финансирования, теперь школы могут управлять штатным расписанием и хозяйственной деятельностью. Таким образом, эта модель возможна, когда появляется высокое качества образования и нет законодательных нарушений».
Олег Мосолов
руководитель департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области
Олег Мосолов обратил внимание, что основной посыл темы дискуссии — непрозрачность, неоформленность финансирования. «У нас своя модель с четкой формой соглашения с муниципалитетом. От лукавого — у нас существует масса примеров, когда зарплатные средства уходят на другие цели. Здесь мы должны говорить о контенте — это важно». Он также отметил, что эта модель – попытка транслировать бизнесовые адаптации модели управления на образовательную систему и пока это успешно работает.
Александр Ездов
руководитель департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области
Александр Ездов заметил, что с приходом самостоятельного финансирования существенно уменьшилось количество начальников. «Это большое облегчение. Я сам понимаю, в чем состоит моя образовательная политика: мне дали показатели, деньги, я понимаю, что получу поддержку в департаменте, а если они мне не нужны, то они ко мне и не придут».
Михаил Мокринский
директор Международной школы «Летово»
Михаил Мокринский обратил внимание собравшихся на конкретную специфику и проблемы контекстности нового управления образовательных учреждений. «Первое: история межбюджетных отношений, когда надо решать вопрос с участием нескольких лиц с рассогласованностью. Надеюсь, стало меньше невозможности согласовать лежащие в разных карманах деньги. Второе: трудно было добиться стандартизации решений нужного типа. Сейчас люди говорят на одном языке — школа выступила одним из согласованных участников процесса. Третье: внутренний ресурс — это ключевой дефицит качественно нового управления. Четвертое: «нездоровое» соотношение в разных регионах двух уровней политики: «тришкин кафтан» и развитие учреждений. Если соотношение здоровое, то к ак сделать так, чтобы образовательные учреждения, которые медленно развиваются, выигрывали от того, что «голова» двинулась вперед? Не воля человека, а тип работы учреждения, «хвост», всегда получает преимущества от того, куда движется «голова».
Александр Рудик
президент Фонда «Прообраз»
Александр Рудик также выразил обеспокоенность нехваткой крепких управленцев во главе школ: «Вопрос о кадрах: в Москве всё решается великолепно, а на месте где найти директора, отвечающего за деньги, где они, кто их воспитывал? Этот вопрос надо решать путем практики, обучения и т. д. Если родитель сможет сформировать свой запрос и школа станет местом для дискуссий — это великолепно, но мы не умеем создать запрос».
Татьяна Клячко
директор по стратегии и методологии ФИРО РАНХиГС
Татьяна Львовна Клячко, профессор РАНХиГС, заострила внимание на развитии образования в регионах.

«Ленивые люди очень полезны, т.к. они всё делают быстро, чтобы от них отстали, и качественно, чтобы потом не переделывать. Мы — страна неленивых людей. Насколько школа включена в деятельность муниципалитета? Если родители и школа включены в деятельность муниципалитета, то тогда имеет смысл не трогать и не надо быть очень неленивым, чтобы это переделывать. Если есть напряжение в системе — надо переделывать, смотреть, что является барьером для развития и т. д. Меня очень беспокоит: мы с 2013-го годы ведем мониторинг эффективности школ, и из года в год 86% родителей нам говорят, что со школами все в порядке. Недовольны только 8−9%. Дети должны выходить из школы счастливыми и высоко образованными, судя по реакции родителей. Чем недовольны управленцы, почему они хотят переделать систему, если родители и так счастливы? Начать надо с диагностики. Если мы поймем, есть ли реальная проблема. Наше сообщество — достаточно приличное люди, чтобы воровать, деньги перераспределяются по какой-то причине. Я думаю, что начинать надо с сущностных проблем: что мы хотим, чтобы школа сделала, чтобы социум развивался? Территории остаются без нормальных школ и условий развития — это проблема».
Илья Новокрещенов
директор школы «Покровский квартал»
Илья Новокрещенов отметил что школа в каждом регионе должна дать ребенку ресурс для развития и главным навигатором в этом является классный руководитель. «У меня как у директора есть возможность платить классному руководителю соответствующие деньги. Нам необходимо говорить об эффективности использования ресурсов!»
Татьяна Синюгина
заместитель Министра просвещения Российской Федерации
В заключение дискуссии слово взяла Татьяна Синюгина: «Есть огромное желание порассуждать о том, что я услышала. Вчера в Иркутской области в двух школах поселка Алексеевск и села Верхний Укут случился пожар. Именно у Министерства просвещения спросили, почему и кто виноват. Я бы хотела сказать: в РФ 41 981 школа, 15,5 млн учащихся от 7 до 18 лет каждый день приходят в школу. И когда мы говорим о возможности, управляемости, рисках и последствиях всего, что происходит в системе образования, каждый из нас думает, как наше слово отзовется. Какие последствия всё, что мы обсуждаем, будет иметь.

Когда мы говорим, что сейчас у нас есть сложившаяся структура управления образования, мы должны понимать, что мы живем в заданных нормативных условиях, мы не можем их не учитывать. Мой опыт убеждает меня в том, что, когда мы говорим о сутевых вещах на уровне муниципалитета — это иллюзия, я об учредителе, главе муниципального образования. Никогда он не занимается вопросами содержания. Муниципалитет должен заниматься содержанием, материально-техническим состоянием, но этого не происходит.

На уровне региональном есть большое количество образовательных организаций, напрямую подчиняющихся региональному управлению. Насколько эти процессы нужны и важны и муниципалитету, и региональной организации? Нам очень важно, чтобы школа перестала быть инструментом необразовательных целей. Важны вопросы качества образования детей и педагогов. Для нас, Министерства просвещения, важно определить: мы за эффекты или за эффективность? Мы за эффективность всех процессов, определяющих результат. У нас было очень много сомнений, имеем ли мы право предлагать регионам эти условия и возможности участия в апробации и поиске механизмов повышения эффективности образования. Что это даст системе, что это даст нам? Не стоит цель централизовать, предложить одну модель и мы не полагаем, что эта модель пройдет одинаково во всех регионах. Мы должны просчитать все риски. Регионам предложено было создать свою эффективную модель. Мы увидели, как содержательно менялись эти модели с течением времени. Это дает возможность понимать, рефлексируя после каждого этапа, что не получается и не может быть применено в конкретном регионе. У нас будет уникальный результат, который нам поможет говорить об очень важных вещах. Мы все про одно: чтобы наша система образования была очень востребована, и чтобы были счастливы и дети, и родители, и главное — педагоги. Мы будем системно оценивать результаты и двигаться вперед. Результаты, которые есть у Самары, подтверждают, что есть успехи, и трудности преодолимы».