Александр НЕНАШЕВ

куратор школы креативного мышления «ИКРА», руководитель исследовательско-проектировочной сети pdupd.co
EDexpert / №4 ВЕСНА 2018
КОНСАЛТИНГ. МЕТОДОЛОГИЯ
ОТКРЫТИЯ НА ПОЛНОМ ХОДУ

Исследования — неотъемлемая часть современной проектной деятельности, так как они обеспечивают большую вероятность успешного запуска и реализации. Но всегда ли обычные методы востребованы бизнесом?
Помогая проектировать образовательные продукты, мы с командой столкнулись с ограничением информации и выводов, которые могли представить исследовательские группы. Данные чаще всего были слишком общими и устаревшими, а заказ нового исследования гарантировал значительный перенос старта проекта и, как следствие, потерю денег.

Для создания решений в области образования, которое всегда апеллирует к будущему, мы не могли позволить себе строить разработки на основании недостаточно актуальной информации и вытекающих предполагаемых трендов. Так мы отказались тратить время на длинные исследования, демонстрирующие «общую температуру», и начали самостоятельно искать альтернативные подходы.

Что для нас было важно?

1. Скорость выдачи результатов исследования для быстрого старта проектирования.

2. Возможность сфокусироваться на конкретных запросах пользователей для обеспечения успеха первой версии продукта.

Первый пункт — естественный запрос рынка. Сегодня необходимо как можно быстрей запускать проект для получения обратной связи от клиентов, поиска устойчивой модели и постоянного совершенствования.

Второй пункт обеспечивает быстрый взлет продукта — мы находим ключевые задачи, которые наиболее остро стоят перед пользователями, и лишь затем расширяем свой функционал, поэтапно двигаясь к созданию системного решения.

Таким образом, исследования не прекращаются на первой стадии проекта, а становятся постоянной работой на протяжении всего жизненного цикла образовательного продукта.

В мировой практике наши коллеги этот этап работы все чаще перестают называть исследованиями, чтобы исключить ассоциации с работой социологов или маркетологов, а заменяют его термином discover — совершение открытий о пользователях. Мы, как и The Helen Hamlyn Centre for Design (исследовательский центр при Royal College of Art в Лондоне), называем эту стадию иммерсией — погружением в мир людей для анализа персональных установок и прояснения особенностей жизненных сценариев.

Цель одна: найти конкретные проблемы конкретных людей при взаимодействии с разными системами (в данном случае — с образовательной).

На примере нескольких проектов я поделюсь подходами и результатами.

1. Работа с экстремальными пользователями

Задача: создать образовательную модель школы

Решение: обращение к экстремальным пользователям

В ситуации кризиса всей системы образования любой разговор с будущими родителями и учениками приводил нас к очевидным недовольствам, которые в целом характеризуют состояние школ. Ради этого не стоило делать исследования, нам нужен был прорыв и уникальное позиционирование.

Для этого требовалось посмотреть на систему с другой стороны. Мы взяли группу критиков — экстремальных пользователей.

«Экстремальными пользователями называют людей, которые по выбранному критерию отличаются от мейнстрима, то есть основной группы пользователей. Например, это могут быть фанаты старой советской системы образования, убежденные в легенде о получении широчайшего кругозора в результате обучения и сильнейшей математической подготовки».

Мы выбрали представителей анскулинга, людей, которые предпочли отказаться от школьной программы и решили следовать за интересами ребенка. Они сторонники идеи самостоятельного поиска ответов и создания собственной траектории познания.

Важно, что в данном случае мы не пытались исследовать мир фактов и объективного представления о мире. Нас, наоборот, интересовали крайне субъективные суждения, взгляд пользователя, который заставляет его поступать так или иначе.

Одной из важных причин отказа от похода в школу оказалась идея о двойном негативном отборе учителей. Но выбранные нами представители сообщества в интервью шли еще дальше, они формировали образ школы как места, «пропитанного неудачниками c сомнительными привычками, ценностями и представлениями о мире», добавляя «я не хочу в течение 11 лет каждую неделю и каждый день отдавать ребенка в эти неправильные ролевые модели».

Какими спорными бы ни были эти утверждения экстремальных пользователей, мы выявили ключевой посыл — среда, не формирующая образ успеха, что бы под словом «успех» не подразумевалось.

Мы отлично понимали, что не создадим школу для них, анскулеры уже сделали свой выбор и твердо на нем стоят. Но мы понимаем, что подобного рода сомнения есть и у наших основных пользователей, пусть и не в такой крайней форме. Так возникает идея создания школы, которая будет пропитана успехом, куда мы пригласим людей, не педагогов по первому образованию. В гости к нам должны приходить достигшие явных результатов ученые, предприниматели и активисты. Сама школа не должна оставаться закрытым аквариумом, занятия нужно проводить в выездных форматах, погружая учеников в другие опыты.

На фоне других школ наша становится особенной благодаря другому образу и культуре.

Другими словами, наши оппоненты — наши лучшие советчики. У них стоит учиться и учитывать их критику для совершенствования продукта.

2. Прояснение реальных жизненных сценариев

Задача: найти решение для эффективного функционирования корпоративного университета

Решение: дневник учета деятельности

Опыт провала первых мировых экспериментов с массовыми онлайн-курсами, создатели которых не учли отсутствия у слушателей навыка самостоятельного обучения, подчеркивает ценность ознакомления с привычками и стилем жизни реальных учеников, а не слепого проектирования форматов обучения методистами, которые основываются лишь на собственном экспертном мнении или на красивых теоретических моделях.

Мы сопровождали создание сервиса в компании, которая, видя неэффективность функционирования традиционного корпоративного университета, схватила популярную теорию 70-20-10 и экспериментировала с идеей обучения прямо на рабочем месте, не разобравшись в сути.

Главным инструментом нашего исследования стало ведение дневников учета деятельности обучающихся. На протяжении двух недель люди каждые два часа фиксировали свою дневную активность, подробно описывая вид и суть занятий.

Так прояснился стиль жизни и привычки сотрудников компании: часы в социальных сетях, образцы для подражания среди медиаперсон, среды и способы коммуникации с коллегами, популярные приложения, время, выделенное под обучение, провалы рабочего расписания, разновидности хобби, варианты отдыха и пространство для встреч.

В итоге мы выявили наиболее подходящий контекст в жизни наших учеников, когда вероятность усвоения материала выше. Каждая из этих точек стала местом встраивания образовательного решения.

3. Исследование через прототипирование

Задача: запустить работу современного образовательного центра, связанного с фундаментальной наукой

Решение: создание рабочего прототипа

Один из самых ярких и непростых в организации способов исследования — погружение пользователей в будущий образовательный опыт через создание прототипов (временных и, как правило, максимально дешевых относительно всего проекта версий будущих продуктов, позволяющих исследовать и отточить механику работы системы).

Однажды мы участвовали в создании подобного прототипа будущего образовательного учреждения.

Буквально за окном офиса, в котором работала наша команда, строилось новое здание, претендующее на то, чтобы называть себя современным образовательным центром.

Мы же воплощали среду этого центра, сделав в отдельном помещении современный ремонт — с маркерными стенами, мобильной многофункциональной мебелью, IT-оборудованием — и запустив в этой среде временный 3-месячный образовательный курс с реальными учениками. Пространство наполнилось людьми, учащимися в проектном подходе с поддержкой тьюторов, воспитателей, приглашенных экспертов. Мы также подключили к процессу научные лаборатории, которые в перспективе будут работать на строящееся учреждение.

По сути, мы создали систему взаимоотношений, которая в большем масштабе будет реализована в новом центре.

Во время работы прототипа важно выделить ряд критериев, по которым нужно измерять успех нашей системы. В нашем случае это были уровни вовлеченности ученика в образовательный процесс, просчет загрузки тьюторов, поиск формата, работа с заказчиками прикладных проектов и научными лабораториями и даже наиболее успешные схемы взаимодействия с инфраструктурой.

Вынесенные из создания прототипа уроки повышают вероятность успеха большого проекта.

4. Столкновение противоречий

Задача: выстроить систему взаимоотношений для двух соперничающих организаций, которые совместно будут управлять государственной сетью школ и вузов

Решение: ряд групповых исследовательских сессий с представителями двух непримиримых сторон

Перед нами стояла задача, связанная с проектированием взаимоотношений двух государственных структур, ответственных за создание будущей образовательной системы и управление ею.

Структуры отличались подходами к работе (вертикальная или горизонтальная организация), взглядами на образовательный процесс (советская, финская или британская система) и представлениями о результатах деятельности (сдача аттестации или подготовка кадров для запуска проектов).

Предвидя всю потенциальную боль совместной деятельности, мы запустили ряд исследовательских сессий, во время которых каждая из сторон поэтапно в формате «а что если…» представляла свою версию какой-то из частей образовательной системы. Использовать слайды было запрещено, обе стороны были вооружены досками, на которых рисовались подробные схемы; также были доступны кубики от конструктора, и каждый мог собрать на столе приятную для него модель.

После представления одной части проекта другая сторона находила ее сильные и слабые стороны, а также предоставляла свою версию.

Задачей исследования стал поиск наиболее болезненных мест и зон потенциального сотрудничества. А про терапевтический эффект от данной работы для каждой из сторон, думаю, можно и не говорить!

В заключение хочу сказать, что исследовательской информации никогда не бывает достаточно. Можно браться за результаты небольших опросов, обращаться к фундаментальным исследовательским школам или даже запускать лонгитюдные исследования. Но для нас главным вопросом остается: из всей возможной информации что именно поможет нам сделать наш проект лучше прямо сейчас?
(с) Издательство журнала EDexpert, 2017
Made on
Tilda