ОЛЕГ ПАНИН

управляющий партнер Center-Game (Center-Game — компания-разработчик игровых форматов обучения и развития)
EDexpert / №0 Весна 2017
НАВЫКИ XXI ВЕКА

МЕТАПРЕДМЕТ
Нужны ли уроки предпринимательства в школе?
Уроки по предпринимательству в школе… Ну разве не звучит как прорывная тема для современного образования? Вспоминаю школу, слова «предпринимательство», «инновации», «экономическое развитие» — будто из области научной фантастики, взрослой жизни. Я думал, это слишком сложный, местами дикий и непонятный путь, до 10-го класса. Тогда я и сделал первый шаг в том, что казалось «предпринимательством», а на самом деле было просто процессом купи-продай. Шаг без понимания — зачем, кому, как развивать? И не было тогда мест, где поддержали и помогли бы в этих вопросах. Но я не о тех, кто делает первые шаги в бизнесе со школьной скамьи, а о том, почему предпринимательские умения и образ мышления, появляясь еще в школе, помогают развиваться на протяжении жизни.

Мы привыкли, что химия, физика, литература и др. — базовые предметы. Как же без них? Они обязательные! Я учил физику, мама учила физику, друзья учили физику. Но, видите ли, в чем подвох: сколько выпускников школы становятся гениальными физиками и химиками? Единицы. Я ни в коем случае не подвергаю сомнению важность и необходимость уроков физики. Более того, я убежден, что это величайшая возможность и благо — изучать основы мироздания и законы природы. Вопрос в отношении: почему предпринимательство нельзя рассматривать как предмет, наделяющий нас полезными умениями и навыками и развивающий столь подходящий для XXI века образ предпринимательского мышления и образ предпринимателя — успешного новатора, лидера, созидателя?

5 лет назад мы создали проект — PRE.инкубатор. По сути, первый бизнес-инкубатор для школьников на базе экономического факультета МГУ им. Ломоносова. Сегодня вместе с Казанским открытым университетом талантов 2.0 мы разрабатываем и проводим «Предпринимательские игры» для молодежи. Это невероятная возможность для нас и шанс воплотить мечту в реальность и наделить детей знанием и компетенциями, которые позволят им стать гораздо успешнее нас.

Приятно, что сегодня это стало трендом. Почти всегда мы встречаем теперь заинтересованность и понимание целей. Интересный диалог формируется с коллегами из Ассоциации выпускников школ г. Москвы, МГТУ им. Баумана, РЭУ им. Плеханова, МИСиС, школы ГБОУ СОШ №2103, межшкольными бизнес-инкубаторами Якутии и Мордовии, со специалистами из Кремниевой долины в США. Интерес к теме растет с геометрической прогрессией. Тем не менее остается ряд вопросов, которые, на мой взгляд, не разрешены комплексно.

Во-первых, программы по предпринимательству в своем содержании часто основываются на коммерции, менеджменте и финансах. Распределили роли в команде и назначили главного, кому-то что-то продали, посчитали выручку… И что? Все предприниматели теперь? Не уверен.

Во-вторых, что же тогда предпринимательство — учебный предмет, межпредметная дисциплина на пересечении нескольких предметных областей? А может, это МЕТАпредмет, то есть надпредметное содержание? Ответ на этот вопрос способен поменять взгляд на предпринимательство как на учебную дисциплину. Предпринимательство в школе не создаст нового предмета, а модифицирует традиционные, если его декомпозировать на единицы содержания и «расшить» по предметам. Серьезную роль я бы отвел онлайн-образованию.

В-третьих, мы часто сталкиваемся с недоверием родителей. «Чему это вы там ребенка учите? Вы хотите, чтобы он в вуз не пошел у меня? Ему еще рано бизнес открывать!» Знакомо? Мне — даже слишком. Как показал опыт, только самые продвинутые родители смотрят на этот вопрос иначе и видят массу возможностей для детей.

Сегодня команда Center-Game совместно с партнерами (компанией «Иннопрактика») взялась за программу по предпринимательству в Школе-интернате МГУ. Курс носит название «Основы экономики и предпринимательства» (отдельный предмет «Предпринимательство» мы пока мы в программе не видим). Рассчитан он на 8-11 классы (4 года) и формируется в блочно-модульной системе взамен традиционной классно-урочной. Благодаря такой системе в одном «классе» могут учиться дети разных возрастов в зависимости от «входных» данных. Разработан базовый курс, или основа. А остальное, все, что зависит от пожеланий, способностей и индивидуального трека, мы получаем в виде модулей. Программа ориентирована на проекты, которые дети реализуют.

На первом уровне мы изучаем продукт как набор пользы и ценности. На втором уровне мы говорим о продукте как о запросе заказчика (Customer Development). И, наконец, на третьем-четвертом уровнях мы работаем уже над его экономикой, выручкой, рентабельностью и т.д. Таким образом, мы разбираем понятие «продукт» и само по себе предпринимательство как многогранный объект.

При этом важно учесть, что программа строится в первую очередь на деятельностном подходе. Ведь само содержание предпринимательства кроется в деятельности, а не в определениях. Разумеется, мы планируем использовать игры (деловые игры, бизнес-симуляции, организационно-деятельностные игры), онлайн-инструменты работы с проектом. Есть мысли по использованию дополненной реальности и искусственного интеллекта.

На мой взгляд, чтобы все это было реализовано и принесло плоды, необходимо в первую очередь разъяснить молодым людям правильное содержание и цели предпринимательской деятельности, направлять их на созидание и влияние. Поэтому мы продолжаем разрабатывать новые образовательные продукты (игры и программы) и ищем партнеров в этом начинании.

***

Вызовы будущего и тренды из форсайтов приближаются гораздо быстрее, чем мы думали. Уже четыре года человечество «печатает» на 3D-принтерах живые структуры, в том числе органы; библиотеки мира давно умещаются на одной флешке; численность населения планеты достигла 1 млрд к 1820 г., а менее чем за 200 лет прибавились еще 6 млрд человек; каждую неделю появляются новые профессии… Будущее планеты зависит от накопленного человеческого капитала, предприимчивости и ответственности тех, кого мы сегодня учим в школе.
(с) Издательство журнала EDexpert, 2017
Made on
Tilda