НеКонференция Инобра ВШЭ: Школа — это договор двух поколений
27 июня в Хорошевской школе состоялась НеКонференция, организованная магистрантами и сотрудниками Института образования НИУ ВШЭ.

Многопрофильный формат события включал в себя интеллектуальные батлы, кейс-чемпионаты, форсайт-сессии и вопросы мэтрам на пять ключевых тем современного образовательного процесса: «Директор и управленческая программа», «Образовательная программа», «Цифровая школа», «Внешкольная жизнь», «Образовательный маркетинг». На НеКонференции были организованы четыре площадки для обсуждения: «Баттл», «Кейс-чемпионат», «История провалов», «100 вопросов мэтрам».

В ходе дискуссии «100 вопросов мэтрам» на тему «Образовательная программа» Анатолий Каспржак и Михаил Мокринский ответили на вопросы гостей.
Анатолий Каспржак
Заслуженный учитель РФ, академический руководитель образовательной программы "Управление образованием", ординарный профессор
Что такое школа? Школа — это место, где два разных поколения договариваются друг с другом, как они будут жить дальше. Путь, по которому идет этот диалог — это и есть образовательная программа и этот документ должен быть написан так, чтобы общие принципы этих переговоров не менялись, а тактические ходы позволяли действовать в предлагаемых обстоятельствах. Когда мы начнем обсуждать с учениками, что и почему мы будем учить, у нас появится иная принципиально новая образовательная программа, то есть документ, который определяет последовательность наших действий в освоении того самого будущего, в котором детям предстоит жить дольше, чем нам.
Михаил Мокринский
Директор Международной школы «Летово»
Не важно, какой документ, важно — чей. Кто с ним работает, он ему помогает или мешает? Он ему понятен или нет, это документ диалога, или это документ, который невозможно прочитать. Мне кажется, это должен быть документ для того, чтобы люди договаривались. Сначала надо выяснить, все ли участники образовательного процесса принимали участие в разработке образовательной программы, понимают ли они ключевые мысли документа и учитывают ли эти мысли их интересы. Тогда это и инструмент, и документ, и ключевой вопрос, и ключевой ответ. Чей инструмент? Всех участников образовательного процесса.
В ходе тематического трека «Цифровая школа» под названием «Мы создаем школу будущего сегодня» Анатолий Гин и Александр Асмолов ответили на вопросы гостей форума.

На вопрос, как школа будущего отвечает на вызовы будущего, Анатолий Гин заметил, что, если человек умеет креативно и системно мыслить и действовать, то он сориентируется и решит для себя те проблемы, которые возникнут в будущем.
Анатолий Гин
Вице-президент Международной общественной Ассоциации профессиональных преподавателей, разработчиков и пользователей теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) по вопросам образования
Мы не должны решать за них, мы должны готовить таких людей, которые будут сами решать за себя. Я говорю от лица ТРИЗ педагогики. Наша задача научить детей ориентироваться в сложном, быстро меняющемся мире. До сих пор главной задачей школы было передать ту культуру, которая была за спиной. И сейчас появилась вторая главная функция, дополняющая первую, — научить жить в мире, который очень быстро изменяется, для проблем которого не существует уже наработанных культурой традиций и готовых форм.
Александр Асмолов добавил, что школа будущего в условиях неопределенности позволяет детям вырасти счастливыми взрослыми.
Александр Асмолов
Заведующий кафедрой психологии личности факультета психологии МГУ имени М. В. Ломоносова, директор Федерального государственного автономного учреждения «Федеральный институт развития образования»
Школа будущего — школа, в которой жизнь ребенка должна быть такой, чтобы он все время удивлялся. Жизнь — это беспрестанный поток решения неопределенных жизненных задач. Мы ввели понятие жизненной задачи в отличие от формальной задачи. Школа неопределенности — это школа генерации смыслов, тогда в мире сложности и разнообразия мы поможем вырастить счастливого человека. Драйвером развития школы является содействие. Единицей развития личности является не взрослый, и не ребенок, а содействие между ними. Конструирование мотивирующей, развивающей среды является драйвером развития.