ММСО-2019: Нацпроект «Образование» — для жизни
10 апреля в рамках Дня нацпроекта на Московском международном салоне образования (ММСО) прошла организованная Федеральным институтом развития образования (ФИРО) РАНХиГС панельная дискуссия «Нацпроект „Образование“ — для жизни», в которой Максим Дулинов, директор ФИРО РАНХиГС; Марина Ракова, заместитель министра просвещения РФ; Марина Боровская, заместитель министра высшего образования и науки РФ; Любовь Духанина, заместитель председателя Комитета по образованию Государственной Думы ФС РФ и Василиос Фтенакис, доктор наук, профессор, президент, Объединение «Дидакта» (Didacta Verbandes, Германия) обсудили актуальные вопросы, связанные с реализацией приоритетных образовательных проектов.

В ходе выступления Марина Ракова напомнила о целях обеспечения глобальной конкурентоспособности российского образования (Указ Президента Р Ф № 204 от 7 мая 2018 г.).
Марина Ракова
заместитель министра просвещения РФ
«У нас есть две цели — вхождение в десятку лучших образовательных систем мира и воспитание гармонично развитой личности».
Национальный проект «Образование» включает 10 федеральных подпроектов. На его реализацию выделено порядка 800 млрд руб.
Марина Ракова
заместитель министра просвещения РФ
Замминистра просвещения обозначила три главных направления:

«Требуется обновление содержания образования и соответствие всем вызовам, стоящим перед человечеством (от стратегических документов до концепций развития). Второй вопрос связан с кадрами, которые смогут доносить эти новые знания — то есть необходимо развитие педагогического состава в соответствии с вызовами. Важна современная инфраструктура для детей, которая использует все новейшие технологии».
По мнению г-жи Раковой, система образования должна быть динамичной, а в основе ее должны лежать фундаментальность и универсальность.

Заместитель министра высшего образования и науки Марина Боровская обратила внимание на «серьезную модернизацию высшей школы в рамках нацпроектов в предыдущие годы». Стратегическим является формирование конкурентоспособности российских университетов.
Марина Боровская
заместитель министра высшего образования и науки РФ
«Очень важен потенциал регионов, который накоплен в части высшей школы, и его нужно максимально использовать для решения задач на местном уровне и для регионального развития. Второе — это возможности, которые должны быть использованы федеральными университетами (дополнительное и профессиональное образование, переход на цифровой уровень)».
Она убеждена, что потребность в новых профессиональных навыках есть у всего профессионального сообщества и населения разных возрастных групп. Это поможет им участвовать в социально-экономическом развитии своих регионов. Третьим приоритетным направлением был назван проект по экспорту образования, в котором активное участие должны принимать регионы.
Заместитель председателя комитета по образованию Государственной Думы ФС РФ Любовь Духанина призвала следовать ожиданиям общества от школы, учитывая при этом мнение самих детей. Были раскрыты инструменты развития школы и существующие барьеры.
Любовь Духанина
заместитель председателя Комитета по образованию Государственной Думы ФС РФ
«Важен механизм построение кадрового обновления. Наша задача — чтобы дети росли в логике становления ребенка-творца, когда он будет стремиться улучшать все вокруг и тем самым вносить вклад в интеллектуальное развитие нашей страны».
Опытом поделился доктор наук, профессор, президент объединения «Дидакта» (Didacta Verbandes, Германия) Василиос Фтенакис. Он напомнил, что существуют 27 индикаторов ОЭСР, которые могут быть использованы для определения эффективности системы. Эти показатели также целесообразно применять для сравнения системы образования в России и других странах. Только этих индикаторов недостаточно, однако есть реальные возможности улучшения образования, что доказывает опыт Германии. Существуют показатели, которые помогают проводить мониторинг уровня цифровизации системы образования, и этим занимаются научные организации. Важно не только добиться стандартов, но и придерживаться их в будущем, считает эксперт. Василиос Фтенакис назвал три необходимых преобразования: изменение самой системы образования, места обучения, и цифровизация.