Мария Иванова

автор проекта «Булки не растут на деревьях», управляющий партнер коммуникационного агентства A-Point
EDexpert / №0 Весна 2017
НАВЫКИ XXI ВЕКА

ПРОДАЕМ РЕВОЛЮЦИЮ
Как разговаривать с родителями об обучении их детей навыкам XXI века
В течение нескольких лет на всемирных экономических форумах руководители глобальных корпораций обсуждают необходимость обучения детей навыкам XXI века. Быстрый поиск информации нивелирует обладание большим количеством знаний, и системы образования по всему миру перестраиваются с учетом новых потребностей работодателей и общества. И очень важно, чтобы семья — конечный потребитель образовательных продуктов — понимала, какие революционные вихри бушуют за окном и что хорошего они могут принести.

Что такое навыки XXI века? Одна из версий этого списка появилась в 2016 г. на форуме в Давосе. Вице-президенты трех крупнейших компаний — Cisco, Microsoft и Intel — выступили с инициативой разработки новой системы образования, а профессор Мельбурнского университета Питер Гриффин возглавил проект исследования и оценки навыков и компетенций XXI века. В проекте участвует более двух десятков стран, включая Россию.

Сотрудники Центра социально-экономического развития при Высшей школе экономики считают, что во ФГОСах, регламентирующих стандарт образования, все эти навыки и компетенции предусмотрены как цели обучения. Но, к сожалению, стандарты не предусматривают, каким образом можно к этим целям прийти. И сдача выпускных экзаменов на знания до сих пор остается базовым показателем эффективности школы.

Между тем мир накрывает цунами новых проектов, образовательных центров, программ фондов, которые фокусируются на развитии навыков и компетенций XXI века.

Но что делать родителям, как им понять, действительно ли нужно этому учиться, чему конкретно, как сориентироваться в многообразии предложений? В свою очередь, на проекты, занимающиеся развитием навыков, возложена большая и важная задача просвещения. Реализовать ее можно через позиционирование своих продуктов, маркетинговые и пиар-акции по их продвижению.

Мы решили взять на себя смелость и описать пять опорных пунктов, от которых нужно отталкиваться при разработке позиционирования, продуктовой оболочки и имиджа компании в целом. Напомним, наша задача — показать родителям ценность продуктов, которые имеют в своей основе навыки XXI века, но при этом говорить с инвесторами в будущее своих детей на понятном им языке.

1. Важность подхода: навык в противовес знанию

Мы с вами много раз смотрели ролик Кена Робинсона «Школа убивает креативность» и убеждены, что для будущего поколения важно понимать себя и уметь делать дела, а знания лежат в большом объеме в открытом доступе при наличии гаджета и доступа к интернету. Компании-работодатели активно публикуют статьи о том, что важно не то, что ты знаешь, а то, что умеешь. Школа так быстро перестроиться не может, как бы ни старалась. Поэтому вся надежда на нас с вами. Давайте расскажем родителям через пиар-кампании о том, как важно учить детей что-то делать, чтобы найти свое место в будущем, получить не просто хорошую работу, а работу, которая нравится. И именно ваши продукты смогут закрыть часть навыков, которые потребуются детям, чтобы быть успешными в перспективе.

2. «Мы говорим прозой»

То самое ораторское искусство ежедневно требуется нашим детям для успешного ответа на уроках, и иногда именно отсутствие этого навыка влияет на оценку, причем даже при наличии знаний. Навыки переговоров нужны в любой ситуации коммуникации, будь то общение с продавщицей в магазине или с учителем в школе. Примеры успешных переговоров и ораторского искусства наилучшим образом представлены в фильмах и сериалах про юристов и адвокатов. Вот уж где раздолье — разбирать на составляющие переговорного процесса сюжеты и ситуации! Про финансовую грамотность даже и объяснять не стоит, достаточно показать, как живут люди с кредитами и без. Ведь даже в американском сериале «Друзья» персонажи-бездельники, пьющие днем кофе в кафешках, имеют депозит в банке и ежемесячно откладывают сумму «на будущее». Будьте ближе, проще, показывайте на понятных примерах, что вы не хотите обобрать родителей, продавая им страшные «метафорические деловые игры». Покажите, как в их реальной жизни реализуются те самые навыки XXI века.

3. Подход к жизни как к проекту

Проектная деятельность постепенно входит в нашу повседневную жизнь, иногда не отражая суть подхода (во многих школах до сих пор проектом называется реферат или исследование). Покажите, что проектный подход полезен для использования в ежедневной практике. Те, кто работает в корпорациях или стартапах, прекрасно это знают. Даже поход в магазин с целью шопинга можно описать с точки зрения проекта: поиск и анализ информации (что именно нам нужно и где это продается); выдвижение гипотезы (список покупок под задачи — спорт, ежедневная одежда, наряды для праздника); привлечение подрядчика (стилиста или подружки); сбор команды (поход с подружками); тайм-менеджмент (поход в магазин должен занять именно столько времени, сколько запланировано). А выкладывать фоточки в «Инстаграм» и «Вконтакте» — это и есть тот самый пиар!

Проектный подход, как знают многие, облегчает жизнь, потому что ежедневные процессы становятся более понятными и прогнозируемыми, можно проанализировать, на каком именно процессе человек застрял и какие конкретные навыки ему нужно развивать, чтобы перестать попадать в сложные ситуации. А наши с вами продукты как раз для этого и нужны!

4. Принцип обучения в течение всей жизни

Образовательные бизнесы со своими продуктами всегда конкурируют за время детей, которое тратится на школу, репетиторов, спорт и английский язык. Поэтому необходимо донести до родителей важность принципа обучения в течение всей жизни. Что английский их дети наилучшим образом могут практиковать каждый день в любом возрасте, если смогут найти для этого адекватный повод. Что спортом не обязательно заниматься профессионально и тратить на это по 3-4 часа каждый день, если только это не будущая профессия. Надо рассказывать и показывать, что задача — продемонстрировать ребенку полезные привычки и научить его вписывать их в ежедневую деятельность. И нет «критического возраста», до которого нужно успеть заложить в ребенка все, как в пустой сосуд. Каждый день в социальных сетях публикуются статьи о том, как люди после пятидесяти учатся кататься на велосипеде, впервые приходят в спортзал и становятся марафонцами, открывают собственные бизнесы. Наши дети будут жить совсем в другой реальности: выход на пенсию станет не рубежом, после которого начинается возраст дожития, а качественно иным периодом жизни. Поэтому для каждого жизненного этапа ставятся свои задачи. А обучение происходит все время. Если мы снимем напряжение с родителей в этой области, им проще станет смотреть в будущее и принимать решение, чему учить ребенка, какое выбрать дополнительное образование и для чего этим нужно заниматься.

5. Принцип осознанности образовательной траектории

В мире нет привычки думать о траектории деятельности. Мало кто задумывается, что все, что мы учим и запоминаем, в итоге нужно нам для принятия решений и действий. Мы редко спрашиваем себя: «Зачем?» Давайте научим родителей задавать этот вопрос по отношению к своим детям и к самим себе. Мы отдаем ребенка на шахматы, чтобы он был модным, развил системное мышление или чтобы побеждал на мировых чемпионатах? Мы заставляем ребенка во что бы то ни стало ходить в музыкальную школу, чтобы научить его терпению или потому, что считаем, что нельзя прийти к результату «мне это неинтересно»? Мы учимся, чтобы — что? Если в мышлении родителей появится привязка к будущему выбору деятельности и пониманию, зачем нужна та или иная компетенция, то вкупе с остальными пунктами нам станет удобнее доносить до взрослых, зачем детям нужны навыки XXI века.

***

Все компании, занимающиеся дополнительным образованием в области обучения навыкам, делают большое дело — они совершают ту самую революцию в образовании, о которой говорят визионеры и идеологи образования будущего. Поэтому очень важно понимать, что настройка интерфейса взаимодействия с родителями и умение говорить на понятном им языке — это залог прибыльности и роста бизнеса, а просвещение родителей приводит к увеличению охвата аудитории, заинтересованной в наших продуктах.

Удачи вам, любви и терпения!
(с) Издательство журнала EDexpert, 2017
Made on
Tilda