EDexpert / №2 ЗИМА 2017
ЧАСТНЫЙ СЕКТОР. ЛИДЕРЫ
МАРСИАНСКИЙ «ФОРПОСТ»

Школьные проекты с умом и перспективами
ВОВЛЕЧЕНИЕ

Что произойдет, если учителя самой обычной районной школы спросить о проектной деятельности? В ответе наверняка будет фигурировать термин «ФГОС», понятие «инновация» и характеристика «с трудом». А если поинтересоваться о том же самом в неформальной обстановке, то добавятся еще проблемы с мотивацией школьников, необходимость помощи взрослых и сомнения в целесообразности такого метода обучения.

С предубеждениями приходится сталкиваться при внедрении любого новшества, однако работать с ними можно по-разному. Эффективнее всего показать и доказать, что не так страшен проект, как его малюют.

Возьмем самую главную и глобальную проблему — мотивационную. Где взять тех самых необходимых в проектных командах юных программистов, инженеров или исследователей, если большинство современных детей вплоть до момента поступления в вузы не выказывают ярого стремления заниматься той или иной сферой, часто выбирают специальность под давлением родителей, а о специализации вообще задумываются в самый последний момент?

«Начальный уровень нашего игрового мира сугубо мотивационный, — объясняет исполнительный директор «Парков развития» Александра Шитц. — Наша задача — показать ребенку, который ничего не хочет, что в мире есть много интересного: будущее создают сами люди, в мире много классной работы, которая создает это будущее таким, каким мы хотели бы его видеть, у человека много возможностей — быть тем, кем он захочет, жить там, где комфортно, иметь любимое дело. Увлеченные люди всегда готовы развиваться. Ведь то, что дети не хотят учиться, это настоящая проблема, о ней говорят и родители, и педагоги. А мы зажигаем ребят так, что они продолжают играть даже дома. После такого вовлечения уже имеет смысл давать более глубокие образовательные программы и измерять достижения».


ЦЕЛЬ

Главное сомнение в проектах и людях, их практикующих, можно описать одним словом: «Зачем?» А если подробнее, то ни один человек до Марса так пока и не добрался, а в современном мире большей популярностью пользуются прикладные профессии.

«У нашей компании две основные задачи: технологии и кадры, способные эти технологии создавать, — говорит Александра. — Мы играем не ради игры. Мы создаем образовательную систему и работаем ради порождения! Речь о создании не теоретических разработок, а тех, которые можно использовать уже сейчас. Детским коллективам наша игровая реальность ставит задачи, решение которых востребовано в современном мире и может как войти в резюме молодого специалиста, так и стать его будущей работой.

Представьте себе задачу, как обслуживать, ремонтировать, чистить огромный купол марсианского поселения — 10 километров в диаметре. Команда детей, в которой есть и химики, и инженеры, и программисты, приступает к решению проблемы. Они отработали ситуацию в игровом мире, а результат мы можем усилить участием взрослых специалистов. Решение с роем роботов-ремонтников, которые выявляют поражения купола, чистят и ремонтируют его, будет востребовано крупными аэропортами и другими организациями, у которых есть подобные сооружения в эксплуатации.

Важно не просто создать технологию, а подготовить людей, способных на работу с ней. Если нет носителя идеи, если нет команды, которая готова ее реализовать, никто этот проект для инвестиций, для реализации не возьмет.

Если ребенок принял участие в нашем проекте, он приобретет компетенции не только для себя сегодняшнего, но и для себя будущего. Мы будем готовить личные дела каждого с характеристиками от экспертов, а в дальнейшем сами планируем приглашать этих ребят на работу или рекомендовать работодателям. На самом деле у нас в стране колоссальный запрос на кадровый резерв, в том числе от крупных госкорпораций».


ВЗРОСЛЫЕ

Но вернемся к преподавательским предубеждениям против проектной деятельности, и стоит особо остановиться на мнении о необходимости тотального (родительского или учительского) контроля за занятиями школьников.

«Боже упаси заменять учителей! — восклицает Александра. — Со школой мы работаем в тесном сотрудничестве, педагоги водят к нам детей. Есть целые школы, отдельные предметники, завучи, директора, с которыми мы дружим.

Мы очень здорово дополняем общероссийскую образовательную систему. Дети, которые сходили к нам, куда лучше понимают, например, зачем учить тот или иной предмет, задают осмысленные вопросы, у них появляется цель. Когда знания по физике уровня седьмого класса спасают жизнь всему экипажу, двадцать человек выносят «ботаника Васю» на руках, он становится настоящим героем класса. Получается культ знаний, умений, самообучения. Мы смещаем систему координат современного понятия популярности.

Попадаются в нашей практике очень трепетные педагоги, которые пытаются вместе с детьми проникнуть в игровые зоны. У нас на станции «Марс» в Московском планетарии ребята играют самостоятельно. Ребенок, работающий бок о бок со взрослым, которого он привык слушаться, с трудом проявляет и может тренировать компетенции, которые понадобятся в самостоятельной профессиональной деятельности. Умные педагоги это понимают. Чтобы ответственные учителя и родители могли заглянуть в игровое поле, мы делаем видеотрансляции и рассказываем, чем заняты дети.

Отдельно для педагогов мы проводим встречи по новым технологиям профориентации. Рассказываем, показываем и обсуждаем возможные образовательные результаты. И поиграть, конечно, пускаем. Можно проверить все на себе. Педагогам очень нравится. К 2018 году готовим к запуску дополнительное направление по повышению квалификации для учителей».


ИГРОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬ

«Мы строим игровые миры опережающего развития — игровую реальность, в которой школьники смогут принять участие в проекте мирового масштаба. В игровом мире существует корпорация «Марс-ТЕФО», которая объявила о запуске проекта «Форпост», объединяющего человечество для создания общего будущего.

Проект «Форпост» (проект создания сети «Оазисов») создает новый образ жизни для человечества, дающий возможность решить наиболее острые проблемы цивилизации:

Расширить ареал обитания человека за счет заселения ранее недоступных территорий.

Обеспечить всех чистым воздухом, чистой водой, здоровыми и вкусными продуктами питания за счет новых систем жизнеобеспечения, роботизированных мини-ферм, акваферм, теплиц, новейших систем очистки (замкнутого или частично замкнутого цикла), разрабатываемых для освоения космического пространства, но не менее эффективных и на Земле.

Устранение конкуренции за ресурсы для жизни снижает риски возникновения вооруженных конфликтов (вероятность войны), что дает шанс на более разумные отношения в обществе.

Это шанс построить модель поселения будущего по последнему слову науки и техники, применяя передовые организационные, образовательные, медицинские технологии.

«Форпост» — проект уровня Королева. В нем уже сегодня хотят принять участие школьники, студенты, специалисты и целые корпорации. За Королевым с мечтой о великих свершениях выросло целое поколение высококвалифицированных инженеров.

Если поставлена задача высокого уровня, то ее будут решать, и найдут решения. Если задача не стоит, то специалистам топ-квалификации попросту неоткуда взяться».


КОМУ ЭТО НРАВИТСЯ?

У нас большая аудитория, которая пришла один раз попробовать. Есть чуть меньшая — кто ходит регулярно, но воспринимает все только как развлечение. И третья — дети, которые видят реальную цель и возможности.

Мы умеем работать со своей аудиторией, каждый день учимся еще более точно описывать и показывать свои планы даже случайному прохожему.

Родители, кстати, часто поддерживают педагогов, говорят, что если их ребенок чем и интересуется, так это смартфонами, гаджетами и прочими техническими новинками.

«Таким детям очень у нас нравится, — успокаивает Александра. — Здесь градус ощущений совсем другой. В новом проекте, который будет создан в павильоне «Космос» на ВДНХ, у нас будет целый отсек виртуальной реальности, но мы сами считаем, что не все можно отработать в виртуальном пространстве. Именно для этого мы строим игровые площадки — полноразмерные макеты марсианских станций (как в павильоне «Космос» на ВДНХ и под Московским планетарием), макеты других крупных объектов. Они реальны. Здесь можно уже быть взрослым специалистом, решать прикладные задачи, работать в команде, ставить цели, искать оптимальные пути их достижения. Это очень захватывает».

Для воспитания инженера, помимо развитого пространственного мышления, нужно системное видение ситуации, эксплуатации объекта. Сегодня надо уметь пользоваться системами проектирования полного жизненного цикла изделия, представлять, как устроены современные производства, владеть современными организационными практиками. Обучать инженера на реальном объекте очень дорого: слишком высока цена ошибки. Поэтому мы предлагаем обучаться в нашей игровой реальности.


ПОЧЕМУ ЭТО РАБОТАЕТ?

Игровой мир «Марс-ТЕФО» — мир, в котором уже сейчас разворачивается поселение «Оазис-5» на Марсе. В этом мире — будущее, в котором люди уже высадились на поверхность Марса и первые поселенцы ведут работу на планетарной станции «Марс: Вектор». Эффективность профориентации основывается на том, что игровые технологии и образовательные симуляторы позволяют побывать в роли любого специалиста, увидеть будущее профессии, отработать образ действий и выработать свое отношение к той или иной деятельности.

Игровая реальность — это безопасный полигон, на котором можно перепробовать до десяти профессий за один год, что совершенно невозможно в жизни. Она позволяет решать ФАНТАСТИЧЕСКИЕ ИГРОВЫЕ ЗАДАЧИ высокого уровня и при этом дает право на ошибку, возможность переиграть ситуацию и достигнуть результатов здесь и сейчас.

Технология игровых миров позволяет комплексно подойти к подготовке кадров: сфокусировать и повысить результативность профориентации, построить индивидуальную траекторию и прийти к топ-уровню в выбранном направлении в кратчайшие сроки, сокращая затраты на подготовку.


ДАВАЙТЕ ДРУЖИТЬ!

Мы открываем серию конференций по проекту «Форпост», первая из которых пройдет уже зимой 2018 года на площадке нашего партнера «Старт-ПРО».

Для школ, кружков это уникальная возможность отработать настоящие, востребованные в современном мире задачи — реализовать конкретные мини-проекты, которые войдут в глобальную систему. Проекты в нашей системе предусмотрены как маленькие, модельные, но вполне реальные, так и глобальные, уже из игровой реальности. Все проекты имеют своего заказчика — наша компания создает рабочие места для ребят сама, а также приглашает к участию в проекте «Форпост» партнеров, которые остро нуждаются в специалистах под свои развивающиеся направления. Ребята, которые получили такой опыт, очень востребованы работодателями.

Участники конференций получают в первую очередь интересные темы для проектной работы — основу деятельности кружков и школьной проектной активности, доступ к регулярным событиям и материалам конференций, экспертную поддержку по проектным направлениям, возможность реализовать свой проект или его прототип и включить его в портфолио ребенка или резюме организации, возможность выиграть грант на обучение.


Подготовила МАРИЯ КРАВЧЕНКО, EDexpert



*Для партнерских организаций в «Парках развития» открыта программа лояльности. По участию в ней можно обратиться непосредственно на площадку «Станция Марс» по телефонам: 8-495-215-13-41(48).
(с) Издательство журнала EDexpert, 2017
Made on
Tilda