Прорыв в цифровом обучении: новые возможности
для учителей и школьников

На международной конференции по технологиям в образовании EdCrunch, которая завершилась вчера в Москве, заместитель Министра просвещения Российской Федерации Марина Ракова объявила о запуске первого сервиса цифровой образовательной среды — Маркетплейса.

Маркетплейс — онлайн-платформа, на которой будут собраны образовательные сервисы, интерактивные материалы, контент всей системы образования. Что еще очень важно для формирования человека будущего — ученик может сам ставить образовательные цели, строить индивидуальную траекторию обучения, развиваться сверх школьной программы.

Это первый всероссийский сервис, который начинает работать в рамках внедрения Цифровой образовательной среды (ЦОС) по нацпроекту «Образование».
Что такое маркетплейс?
Это платформа, на которой собраны все образовательные сервисы и контент, одобренные экспертами. Для всех пользователей она бесплатна. То есть любой школьник, учитель, родитель может зайти туда, выбрать класс, предмет, тему и посмотреть, что предлагается. Он может посмотреть все варианты или остановиться на самом популярном (платформа будет фиксировать этот показатель). Маркетплейс позволяет индивидуально формировать контент для каждого ученика в зависимости от поставленных целей.
Для кого создан маркетплейс?
Для школьников, их родителей, учителей, педагогов дополнительного образования, создателей обучающего контента, образовательных организаций.
В чем уникальность платформы?
Создатели сервиса понимают: для формирования человека будущего очень важно, чтобы ученик мог сам ставить образовательные цели, строить индивидуальную траекторию обучения, развиваться сверх школьной программы. Присутствовавшие на конференции российские и зарубежные эксперты отметили, что ничего подобного пока в мире нет. Конечно, были попытки создать цифровой обучающий контент и площадки для него, но у маркетплейса есть ряд существенных преимуществ, что позволяет говорить о создании принципиально нового продукта на федеральном уровне. Во-первых, он бесплатный для пользователей. Во-вторых, масштабный и доступный на всей территории страны. Таким образом обеспечивается равный доступ к качественному образованию вне зависимости от места жительства каждого ученика. В-третьих, разнообразный: весь лучший из уже существующего контента, после одобрения экспертами, войдет в маркетплейс, а новый контент смогут создавать сами пользователи. Специальный конструктор поможет совершенствовать существующие и формировать новые образовательные материалы, дистанционные курсы и тренажеры для детей. Школьники и учителя могут не тратить много времени и сил на поиски материала, а просто выбрать из предложенных вариантов, которые в автоматическом режиме будут предлагаться системой для наиболее эффективного обучения. В сервисе разместят также курсы повышения квалификации и дидактические материалы для учителей.
Как обеспечивается безопасность?
Новые данные пользователей собираться не будут — на платформе используют только то, что есть в ЕПГУ (едином портале госуслуг) с разрешения гражданина или его законного представителя. Все данные, которыми будут оперировать министерства и ведомства, будут деперсонализованы и обезличены. Все взаимодействия с данными и их хранение осуществляется в полном соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Экспертная оценка
На всех этапах создания и разработки платформы её авторы привлекали экспертное сообщество, включающее представителей крупнейших компаний цифровой экономики (отраслевая рабочая группа «Цифровое образование»). Причем, маркетплейс анализируется на разных уровнях — от глобальной идеи до механизмов воплощения. Весь контент подвергается тщательной проверке.
Плюсы для учителей
С помощью материалов маркетплейса учителю будет проще заинтересовать школьников большими идеями, новыми знаниями, пробудить вкус к познанию. Можно использовать готовые материалы во время уроков и для домашних заданий. Одно дело, когда ты рассказываешь о Солнечной системе, показывая статичную схему, и совсем другое — если ребята сами формируют цифровые двойники планет, обучаясь программированию, с 3d графикой, спецэффектами. Стоит ли говорить, что такой формат воспринимается современными детьми с большим энтузиазмом, чем классическая модель. Сегодня учитель вынужден бороться за внимание детей, конкурируя с клиповым контентом (не всегда позитивно направленным) в интернете. Сейчас педагоги получат в свое распоряжение серьезный аргумент в этой борьбе. Одобренные экспертами учебные материалы помогут педагогам готовиться к урокам.
Марина Ракова
Заместитель Министра просвещения Российской Федерации
Особенно актуальна платформа будет для сельских школ, где один педагог вынужден вести несколько предметов и ему физически сложно одинаково хорошо готовиться к каждому уроку. В выигрыше останутся не только учителя, но и ученики, которым в максимально яркой, наглядной форме преподнесут качественные знания. Платформа предотвратит профессиональное выгорание педагогов. Когда человек вынужден одну и ту же тему на протяжении многих лет рассказывать разным поколениям школьников, в какой-то момент эта работа может превратиться в рутину, не приносящую удовлетворения никому.
Кроме того, это станет подспорьем в работе учителя, когда он вынужден повторять материал для тех, кто по болезни пропустил уроки. Сейчас ребята смогут самостоятельно изучить тему, не выпадая из общего ритма класса.

Система с помощью продвинутых алгоритмов поможет автоматически выстроить индивидуальную траекторию обучения для каждого ребенка.

Такая парадигма образования позволяет совершенствовать предметные, мета-предметные и личностные компетенции, комплексно развивая в детях адаптивность и возможность результативно отвечать на вызовы современности и будущего. Основываясь на результатах анализа больших данных, выявляя дефициты, а также потенциал к развитию далеко за пределами школьной программ, система индивидуально рекомендует ученикам образовательные траектории развития.

Также всем участникам образовательного процесса Маркетплейс предоставляет инструменты для организации рабочих процессов, автоматизации и совершенствования многих рутинных операций.
Плюсы для школьников
Бесплатно, интересно, безопасно, надежно, доступно. Яркая и динамичная форма подачи контента пробуждает интерес к знаниям. Можно глубже изучить тему или еще раз прослушать то, что не до конца понял на уроке, пройти пропущенный материал, если пропустил занятия по болезни. Возможность исследовать глобальные проблемы человечества, ставить перед собой большие цели и задачи мотивирует учеников развивать свой потенциал. А популярные отговорки и оправдания: «учитель плохо объяснил, я не понял», «не успел записать задание» — станут неактуальными. Новые возможности платформа предоставит и тем, кто находится на домашнем обучении или в экстернате.

Маркетплейс сможет автоматически фиксировать достижения конкретного школьника, правильность ответов, степень освоения материала, автоматически формировать задания, под руководством наставника предлагать наиболее эффективный для каждого ученика тип и формат обучения.
Плюсы для родителей
Можно будет узнавать не только оценки детей, но и понимать степень освоения дисциплин, компетенции, наверстывать упущенное и т. п. Обычно говорят, что интернет разъединяет поколения, в этом случае он может объединять в процессе обучения. Интересные материалы для себя найдёт любой человек: можно будет получать новые знания на протяжении всей жизни по индивидуальной траектории.
Плюсы для создателей обучающего контента и управленцев
По количеству просмотров и оставленным отзывам можно будет понять, какой контент наиболее востребован современными детьми, что требует корректировки и дополнения. Также, если разработанный образовательный модуль будет пользоваться популярностью, а ученики, использующие его в своём обучении, достигнут успехов, то разработчик получит вознаграждение от государства.
Опровергаем популярные мифы
Один из главных слухов — «цифровизацию в образовании вводят для того, чтобы заменить учителя компьютером». На самом деле современные методы используются в помощь учителю и ученику, они помогают быстрее и удобнее получать или распространять знания. Еще один миф — «все лучшее достается элитным школам и избранным ученикам». Маркетплейс как раз нацелен на то, чтобы самые качественные знания могли получить абсолютно все дети, вне зависимости от того, где они живут, кто их родители и т. п. И только от мотивированности и способностей школьника будет зависеть результат обучения. Следующее утверждение сложно назвать мифом, потому что частично оно верно — «в маленьких городах и селах в школах нет подходящего оборудования, и плохо работает интернет». В 2021 всем школам в России будет обеспечен высокоскоростной доступ в интернет, а благодаря инфраструктурной составляющей нацпроекта они будут оснащены современным оборудованием.
Этапы развития маркетплейса
Разработка платформы проводилась с конца августа 2019 г., с 1 октября проходит закрытое тестирование, в ноябре начинается внедрение в пилотных регионах. Затем будут проанализированы первые результаты и в 2020 году начнется внедрение по всей стране. Субъекты Российской Федерации в качестве «пилотных» регионов внедрения ЦОС: Алтайский край, Астраханская область, Пермский край, Калининградская область, Калужская область, Кемеровская область, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Сахалинская область, Тюменская область, Челябинская область (город Снежинск), Ямало-Ненецкий автономный округ.
О проекте «Цифровая образовательная среда»
Федеральный проект «Цифровая образовательная среда» предполагает создание к 2024 году цифровой образовательной среды для обеспечения высокого качества и доступности образования всех видов и на всех уровнях. Федеральный проект также предполагает подключение всех образовательных организаций к высокоскоростному интернету, внедрение современных цифровых технологий в образовательный процесс.
Единая эко-система цифровой образовательной среды будет состоять из 5 сервисов:

1. Маркетплейс образовательного контента и услуг  — единая цифровая образовательная платформа, где будут собраны все образовательные сервисы и контент, получившие положительную экспертную оценку. Платформа позволит обеспечить равный доступ к качественному образованию и возможности определения целей при построении персонализированной траектории развития для всех обучающихся. Также она будет способствовать активному вовлечению в данный процесс родителей, учителей, управленцев в сфере образования, разработчиков и поставщиков образовательного контента.

2. Платформа «Кадровый потенциал»  — инновационный цифровой «отдел кадров». Он позволит учителям всей страны взаимодействовать друг с другом, знакомиться с передовыми достижениями коллег, облегчит адаптацию педагогов к изменениям технологического уклада и предоставит возможности для их непрерывного образования (life long learning). Пользователи платформы смогут создавать свои цифровые профили профессиональных компетенций. Директора всех российских школ получат доступ к платформе — это позволит им находить лучших специалистов и приглашать их на работу из одного региона или муниципалитета в другой, что обеспечит вертикальную и горизонтальную мобильность работников системы образования.
3. Платформа управления большими данными цифровой образовательной среды  — платформа с использованием современных программно-технических решений, обеспечивающих формирование аналитической отчетности в сфере образования на основе собранных и обработанных массивов больших данных. Данная платформа является ключевым элементом эко-системы цифровой образовательной сферы, позволяющим накапливать, обрабатывать и анализировать большое количество данных для последующего принятия эффективных управленческих решений в отрасли.

4. Диалог-коммуникационная платформа  — единое коммуникационное поле, способствующее обеспечению информационного взаимодействия всех участников образовательного процесса посредством использования различных форм современной коммуникации: чаты, каналы, чат-боты, видеозвонки и аудиосообщения.

5. Сервисы «бережливой школы» - набор типовых информационных решений, направленных на автоматизацию управленческих и обеспечивающих процессов (электронный документооборот, облачная бухгалтерия), перевод отчетности в электронный вид и ее автоматическое формирование (электронная отчетность), способствующих оптимизации деятельности образовательных организаций в целом, и педагогических работников в частности.