Павел БАСКИР

учредитель «ФОДО Образ», партнер проектов «Лига Роботов» и KinderMBA
EDexpert / №4 ВЕСНА 2018
ПРО РОСТ. ЛИДЕРЫ
«НАДО ПРОСТО КАЖДЫЙ ГОД УДВАИВАТЬСЯ»

Счет отделений «Лиги Роботов» по всей России уже давно перевалил за сотню. Учредитель «ФОДО Образ», партнер проектов «Лига Роботов» и KinderMBA Павел Баскир рассказал EDexpert, как удалось достигнуть такого результата и чего стоит ожидать в будущем.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОПЕРАТОР

Как вы пришли в образовательный бизнес?

Как и многие в этой сфере, я пришел, озадачившись развитием своих детей. Возникло желание вовлечь сына в программирование. То, что удивляло в компьютерах в моем детстве, сейчас детям уже неинтересно. Так что я искал для него интересный формат, нашел — робототехнику.

Так сложилось, что параллельно с этим я искал и новые бизнес-возможности. 17 лет я был предпринимателем в IТ-бизнесе, и в какой-то момент настало время из него выходить. Высвободилось время и финансовой ресурс. Из шестнадцати потенциальных направлений развития я выбрал три. Но так получилось, что затянуло меня только образование.

Я не считаю себя педагогом, поэтому сфера приложения моих усилий — поиск лучших практик и менеджмент их тиражирования. Первым нашим форматом как раз стали секции образовательной робототехники «Лига Роботов», с чьим лидером Николаем Паком мы познакомились на Skolkovo Robotics. В прошлом году мы интегрировались с проектом школ детского технологического предпринимательства KinderMBA. На данный момент мы напрямую управляем 170 площадками в Москве, Подмосковье, Санкт-Петербурге, Краснодаре, Пятигорске и Махачкале, а также активно взаимодействуем с франчайзи «Лиги Роботов» в 20 регионах.

В рамках этой инфраструктуры одномоментно получают знания порядка 17 000 детей! Мы постоянно находимся в поиске форматов и партнеров в дополнительном образовании, а сейчас еще запустили три новых направления в нишах среднего и онлайн-образования. В течение трех лет погружения в отрасль ощущение проблем и возможностей увеличивалось, а соответственно, расширялся временной горизонт, углублялось видение нашего проекта.

Откуда название «ФОДО Образ»?

Наш фокус — новые и увлекающие образовательные формы. Отсюда название «Образ» (Образование + Развлечение/Развитие) — наша калька западного edutainment. ФОДО отражает наше кредо по тиражированию образовательных форматов — федеральный оператор дополнительного образования.

Каким ваш проект будет через 5–15 лет?

Для нас очень важен горизонт 2035 года. В это время нынешние первоклассники станут молодыми инженерами, предпринимателями и другими специалистами. Именно тогда мы сможем полностью оценить результаты проделанной работы. Все эти годы мы будем шаг за шагом создавать большую экосистему, в которую будут включены дети, родители и наши сотрудники. Это будет экосистема активных, постоянно развивающихся и реализующихся людей, которые будут друг друга обогащать знаниями и опытом совместной работы.

Нам важно уже сейчас, показывая перспективы и разрабатывая длинные траектории развития каждого участника, создавать уникальную ценность для всех участников экосистемы. Уже через два-три года количество ее участников превысит число сотрудников корпорации Google (у них сейчас их всего 80 000). У нас есть видение, мечта, которую мы притворяем в жизнь: к 2035 году нам надо стать самой крупной в мире корпорацией, где молодые инженеры и их бывалые старшие товарищи будут создавать продукты в самых интересных и технологичных направлениях. В течение последнего года мы совместно с семьями наших участников на мини-форсайт-сессиях занимались прогнозированием этих направлений.

Мы все посчитали: нам для достижения оборота, который выведет нас на первую строчку, надо просто каждый год удваиваться.

Сейчас мы строим прототип нашего будущего корпоративного кампуса в виртуальном мире, готовим публикацию на hh.ru вакансий 2035 года. А для решения конкретных задач наших детей и их родителей уже сейчас мы делаем платформу сопровождения индивидуальных траекторий развития, запускаем виртуальные образовательные миры и сеть проектных школ-лабораторий.



В ТРЕНДЕ

В вашем случае государство помощник и заинтересованная сторона?

Пока мы не нащупали форматов взаимодействия. С одной стороны, представители государства заявляют о ценности допобразования как инструмента апробации новых подходов и образовательной поляны, где возможны альтернативные подходы. Также государство на словах поощряет частную инициативу и частно-государственное партнерство, но пока само старается играть доминирующую роль. При этом государственные образовательные организации либо не замечают частных игроков, либо воспринимают их как конкурентов. Поэтому мы пока ориентированы только в сторону родителей, которые голосуют рублем за все наши достижения и ошибки.

В конце прошлого начале этого года прошло несколько знаковых сделок по инвестициям в образовательные и развлекательные проекты. Этот рынок интересен инвесторам? С какой целью они на него приходят?

Да, образование входит в моду у российских инвесторов. Кто-то благодаря новым технологиям и новым вызовам, которые эти технологии несут миру, видит в нем большой коммерческий потенциал. Кто-то инвестиции в образование рассматривает как свой вклад в развитие общества. Проекты «Нетологии групп», Skyeng, «Zамании» были оценены во многие десятки миллионов, а их мультипликаторы к обороту колеблются в районе 5–7. В некоторые западные проекты инвесторы вкладывают сотни миллионов долларов.

Чем привлекательна образовательная робототехника?

Для нас робототехника не цель, а средство. Отличное образовательное средство, которое объединяет кучу дисциплин. Каждое занятие дети, создавая нового робота, изучают математику, физику, механику, программирование, а также другие науки. Они понимают, как робот взаимодействует с реальным миром посредством различных датчиков, какие физические эффекты в них используются. Ребята должны разбираться в различных видах механических передач, а также программировать «мозг» робота, помогая ему анализировать полученную из мира информацию и совершать те или иные действия.

Дети с удовольствием впитывают новые знания, тотчас же используя их в деятельности, которая не оставляет равнодушным практически любого ребенка. Мы в хорошем смысле эксплуатируем любовь детей к роботам и направляем их по длинной образовательной колее (16 образовательных программ с 5,5 до 17 лет, порядка 200 трехчасовых занятий).


ПРИШЛОСЬ ДУМАТЬ МАСШТАБНО

«Лига Роботов» достаточно быстро выросла до масштабов одной из самых крупных сетей детского дополнительного образования. Что было самым сложным в масштабировании?

«ФОДО Образ» — это оператор, интегратор и акселератор образовательных проектов. С самого начала мы были ориентированы на сотрудничество с лучшими образовательными практиками, на помощь в их масштабировании и на обеспечение их шаговой доступности от домов наших учеников.

Основой для масштабирования является наша онлайн-платформа, которая поддерживает все процессы образовательной деятельности (прогресс ученика и посещаемость, маркетинг, продажи, электронные коммуникации с родителями и детьми, организация проектной работы, взаиморасчеты с клиентами, расписание, планирование загрузки, графики работы сотрудников, расчет и выплата зарплаты, управление инфраструктурой площадок, оценка «360 градусов» работы преподавателей, сбор обратной связи по методикам, контроль качества учебного и других процессов, финансовое планирование).

Также важными элементами технологии масштабирования являются команда бэк-офиса с продуманной ролевой моделью и проработанными бизнес-процессами, постоянно действующая школа подготовки и повышения квалификации преподавателей и офлайн-инфраструктура (площадки, оборудование).

Самое сложное было это все сразу спланировать. Управление небольшим образовательным коллективом с небольшой сетью и десятками и сотнями точек с сотнями сотрудниками — совершенно разные задачи. Очень сложно переходить с одного уровня масштаба на другой. Мы с самого начала отрезали себе все пути к отступлению, публично заявив (напечатав на футболках), что через девять учебных месяцев у нас будет 100 площадок в Москве и МО. Деваться было некуда, пришлось думать масштабно.

Естественно, мы наделали кучу ошибок, иногда наступая на одни и те же грабли по несколько раз. Например, мы экстраполировали скорость открытия первых 40 площадок на следующие 60 и сильно промахнулись, где-то не успев к обещанному родителям и детям сроку. За это молниеносно получили справедливую и безжалостную обратную связь.

С самого начала мы ориентировались на максимальную централизацию управления деятельностью. В реальности это вызывает некоторые сложности работы в других регионах, а также потерю гибкости и индивидуализации при работе в конкретных локациях, например для офлайнового маркетинга. Локальные образовательные проекты имеют здесь определенные преимущества. Мы делаем выводы, ставим эксперименты и меняемся.

Почему на рынке дополнительного образования не так много сетевых форматов?

Думаю, что во всем виноват Адам Смит со своим разделением труда. На образовательный рынок приходит очень много мотивированных людей, которые ощущают острую необходимость в передаче своих знаний, в ускорении изменений в системе образования и во внедрении новых технологий и форм. Они сильно погружены в свои идеи и эксперименты. Им некогда превращать наработки в отчуждаемые продукты и выстраивать систему масштабирования. А предприниматели, которые могут выстроить систему реализации «чужих» продуктов, зачастую занимаются этим на других рынках.

У нас нет амбиций делать лучшие образовательные продукты, у нас есть амбиции выискивать такие продукты, помогать им взаимно интегрироваться, масштабироваться, а в итоге создавать для семей большую-пребольшую образовательную ценность.


ПЛАН — ОХВАТИТЬ 100 000 СЕМЕЙ

На ваш взгляд, есть ли предел масштабирования вашей сети? Сколько отделений будет максимумом, после которого сетью будет сложно управлять? Или управление не главный вопрос?

Предел по географии и охвату есть. Мы планируем охватить в России в офлайне порядка 100 000 семей. Для этого нам надо нашу инфраструктуру вырастить примерно в 5–8 раз. Мы к этому активно готовимся, в первую очередь серьезно усиливая нашу управленческую команду. Также у нас есть очень большие планы на онлайн-форматы.

Предела по увеличению ценности и сроков вовлеченности в образовательный процесс наших учеников практически нет.

В чем главное отличие столичного масштабирования от регионального?

Столичные тренды приходят в регионы с задержкой на несколько лет, поэтому главное отличие в конкурентной среде и в зрелости к тем или иным форматам родителей. В этом есть и угрозы, и большие возможности. Мы в первую очередь видим возможности и зачастую ускоряем приход трендов в регион, вкладывая большие усилия в их популяризацию.


ГРЯДУТ ШКОЛЫ-ЛАБОРАТОРИИ

Какие форматы вы еще тиражируете?

Активно мы тиражируем два основных формата: робототехнику («Лига Роботов») и детское технологическое предпринимательство (KinderMBA). Они очень здорово дополняют друг друга, гармонизируя hard skills и soft skills, естественно-научные и гуманитарные направления. Оба формата ориентированы на все школьные возраста и включают в себя большой объем методик. В каникулы мы проводим большое количество экспериментов. У нас есть отдельные курсы по программированию, электронике, увлекательной физике и химии, квадрокоптерам, работе на станках с ЧПУ, веселому реинжинирингу и проектной инженерной деятельности.

Осенью мы на трех площадках запускаем пилотный проект школ-лабораторий.

Каким образом можно обеспечить и поддерживать качество при масштабировании?

Во-первых, должна быть проведена большая методическая работа по отчуждению продукта от его создателя, от его харизмы, от его профессиональных качеств и опыта. При этом создатель должен оставаться активным участником поддержки и развития его формата, но уже в качестве идеолога, популяризатора и аналитического центра.

Во-вторых, должна быть налажена систематическая работа по подбору, обучению и развитию преподавателей.

В-третьих, должны быть созданы каналы обратной связи по содержанию, преподавателям, ученикам. Каналов должно быть несколько, и они должны быть независимы друг от друга. Все проблемы и отклонения от процессов должны быть зафиксированы, проанализированы. По каждой такой ситуации должны быть приняты локальные меры или системные изменения. Мы активно используем видеонаблюдение, опросы, регулярные отчеты, тайные и открытые аудиты, анализ соцсетей, тестирование.

Как менялись с течением времени ваши стандарты при подготовке преподавателей?

Наше кредо — у нас должны работать люди с горящим взором. Им должно быть интересно учить и учиться у старших. Мы постоянно, но аккуратно корректируем профили кандидатов и сотрудников. Процесс обучения преподавателей мы постоянно развиваем, делая большой акцент на повышение квалификации и развитие уже работающих преподавателей, и создаем им условия для самореализации в инженерной и предпринимательской деятельности.

В нашем Дворце инженерного творчества в будние дни до полуночи на площади 450 кв. м кипит деятельность: работают станки в ЦМИТе, идут различные встречи по преподавательской, инженерной и предпринимательской деятельности, выступают известные лекторы, ведется работа над совместными инженерными проектами с резидентом нашего центра компанией «Механиум», проходят курсы повышения квалификации.

Есть ли какие-то нюансы при выборе помещений, например в аренду, которые вы освоили уже в процессе масштабирования?

Образовательная инфраструктура за стенами государственных учреждений, к сожалению, оставляет желать лучшего. Мы сейчас практически не владеем и напрямую не арендуем помещения. Мы работаем с различными образовательными учреждениями и учреждениями культуры, организуя на их площадях занятия для наших учеников по выходным и выплачивая им процент с оборота. Аренда и владение помещением — это очень серьезный груз на экономике наших партнеров. Это перекладывается и на нас в виде серьезных запросов по стоимости, и в различных ограничениях.

Мы научились системно с этим работать. Являясь большим оператором, мы сейчас начали получать различные предложения от девелоперов, которые в ситуации высокой конкуренции в строительной отрасли ищут форматы и идеи создания дополнительной ценности для жителей и посетителей своих объектов.
(с) Издательство журнала EDexpert, 2017
Made on
Tilda