Майя МАЙСУРАДЗЕ

директор гимназии им. Е. М. Примакова
EDexpert / №5 ОСЕНЬ 2018
ШКОЛА. НОВАЯ ВОЛНА
LEARN. LEAD. CHANGE THE WORLD

Гимназия им. Е. М. Примакова вступила в свой второй учебный год. Это флагманское образовательное учреждение Московской области. Здесь, по словам директора, есть все условия для воспитания лидеров, способных менять мир к лучшему.
БРИТАНИЯ ИЛИ ПОДМОСКОВЬЕ?


Майя Отариевна, о возглавляемой вами школе многие слышали, но, в сущности, о ней известно не так много. Как бы вы коротко рассказали о гимназии?

В нашей гимназии обучаются дети от 2,5 до 18 лет. У нас реализуется билингвальная программа. Особенностью учебного дня является по-своему уникальное расписание, которое сочетает урочную, внеурочную деятельность и дополнительное образование. Мы стремимся, чтобы ребенок с утра и до самого вечера находился в интересной атмосфере обучения, творчества, созидания и развития.

Не менее важен для нас воспитательный аспект работы с обучающимися, трансляция базовых ценностей, ориентация школьников на успех в интересах своего государства, родных и друзей, общества в целом.

Быть лучшей школой для каждого ученика и для каждой семьи, наверное, это недостижимая цель, к которой мы будем стремиться. Но то, что есть уже сегодня, это гимназия, которая предоставляет возможности для всестороннего развития, полноценного воспитания и качественного образования. Гимназия для тех, кто хочет идти вперед, кто не боится трудностей и верит в себя и свои мечты. Learn. Lead. Change the world.
Какова ваша целевая аудитория? Расположение неподалеку от Рублевки, билингвальное образование предполагают ориентацию на обеспеченных родителей…

Гимназия расположена практически на МКАД, что делает ее доступной для жителей области и Москвы. К нам легко добраться не только из ближайшего Подмосковья, но и с запада, юго-запада и даже из центра столицы. Нынешние ученики проживают в основном именно в этих округах.

Обучение ведется на двух языках — русском и английском. На английском преподают как учителя из России, так и педагоги — носители языка из Великобритании, Канады, США, ЮАР, Австралии. Все школьники в обязательном порядке изучают предметы российского стандарта и дисциплины, традиционные для англоязычной системы образования. Это сочетание уникально и дает нам серьезное преимущество. Ценовая же политика очень демократична: ежемесячная плата составляет 50 тысяч рублей.

Подчеркну, что особые преференции получают победители и призеры регионального и заключительного этапов Всероссийской олимпиады школьников. Гимназия нацелена на интенсивное образование, и эти дети учатся бесплатно.

Таким образом, целевая аудитория школы многообразна и не сводится к жителям определенного района Подмосковья, хотя многие из них рады, что детей можно обучать по «английской» программе, а не отправлять жить вдали от семьи.

Под «английской» программой подразумевается диплом IB?

Не только. Гимназия действительно подала документы на авторизацию программы IB DP, и уже с 2020 года выпускники будут иметь возможность, наряду с российским аттестатом, получать диплом IB. Но с первого дня работы 30 % учебного плана составляют предметы на английском языке.
Есть ли сотрудничество с отечественными вузами?

Нашими стратегическими партнерами являются МГУ имени М. В. Ломоносова, МГИМО, НИУ ВШЭ, МФТИ, МГОУ, Институт русского языка имени А. С. Пушкина.

Профессорско-преподавательский состав этих вузов включен в олимпиадную подготовку, проектную и исследовательскую деятельность гимназистов. Ученики старших классов в течение года посещают лаборатории МГУ, участвуют в круглых столах и пробных экзаменах, организуемых МГИМО.

Школы новой волны строят довольно амбициозные планы. Каков ваш план развития?

Мы реалисты и выступаем за здоровую амбициозность, поэтому заявлять о высоких достижениях в будущем времени всегда стараемся с большой осторожностью. По прошествии года появились конкретные цифры, которыми мы можем поделиться.

В 2017–2018 учебном году — а это первый год работы — в гимназии обучались 620 человек. Совместными усилиями мы добились действительно впечатляющих академических результатов. Появились первые выпускники, 80 % из которых набрали 220 и более баллов по итогам государственной итоговой аттестации, двое получили золотые медали «За особые успехи в учении». 100 % выпускников девятого класса по трем предметам получили 12 баллов, двое получили аттестат с отличием и продолжат свое обучение в профильных группах. Команда гимназистов очень успешно выступила на Всероссийской олимпиаде школьников. В копилке 18 дипломов регионального этапа по английскому, русскому и французскому языкам, литературе, обществознанию, истории, праву и экологии, есть и призер заключительного этапа. Планируем держать эту высокую планку и, формируя компетенции нового времени, внимательно относиться к академической составляющей.

Если говорить о среднесрочных планах, то в наши задачи входит увеличение контингента до трех классов в параллели, авторизация программы международного бакалавриата, о которой мы уже упоминали, и вхождение в рейтинги лучших школ России.

Кого вы видите главными конкурентами школы как бизнес-проекта и как образовательного проекта?

Конкуренция — понятие многозначное. Можно конкурировать в ценовом сегменте, сравнивать степень оснащенности, подсчитывать упоминания в СМИ и пр. Мы соревнуемся с самими собой вчерашними. В образовательном аспекте ориентируемся на лучшие российские школы, демонстрирующие сильнейшие академические результаты, и на международные образовательные центры. Сейчас перенимаем опыт известной сингапурской школы для одаренных детей Hwa Chong.
ЗАНЯТИЯ НА ЛУГУ И ЦИФРОВАЯ СРЕДА

Складывается впечатление, что ваши ученики все время только учатся.

Мы большое внимание уделяем здоровью наших учеников и их спортивной форме: начинаем день с общешкольной зарядки, проводим первенства по разным видам спорта, участвуем в президентских состязаниях, получаем значки ГТО и просто стараемся проводить много времени на свежем воздухе в активных играх. Для нас нормально, когда занятия проходят на лугу рядом с гимназией.

Кроме того, наши ученики — активные участники социальных проектов. Самое масштабное мероприятие, проведенное в этом году, — новогодняя благотворительная ярмарка, средства от которой были направлены в фонд «Подари жизнь». Помимо этого, гимназисты стали волонтерами на «Душевном базаре», собирали игрушки для «Коробки храбрости», участвовали в экологических акциях. Этот год показал, что многие мероприятия станут традиционными. Важно, чтобы ребенок любого возраста мог внести посильный вклад в общее дело. Так учатся социальной ответственности за себя и окружающих.

В современном мире инфраструктура — ключ к успеху. Какие реализованные в школе решения работают на результат?

В первую очередь, конечно, информационное пространство, без преувеличения одно из самых современных в России. Наши информационные решения рассчитаны на повсеместное применение мобильных и смешанных технологий обучения, на применение модели «один ученик — один iPad», которую гимназия поэтапно реализует одной из первых в стране. Все учебные кабинеты оснащены интерактивными панелями CleverTouch и моноблоками iMac. Создана безбарьерная информационная среда, простота работы в которой побуждает учителя к ее каждодневному использованию.

Просторные холлы и коридоры, трансформирующиеся в зоны коворкинга, современная библиотека, цифровые лаборатории — все это открывает возможности для творчества учителей и учеников. Гимназисты, поступающие в школу, отмечали, что современная архитектура здания, открытость пространства привлекают и мотивируют их. Мы, взрослые, не осознавали, что здание тоже может быть мощным стимулом для обучения!

Еще одно преимущество — единство дошкольного и школьного отделений. Мы все учимся в одном здании. Само пространство помогает решать задачу преемственности между ступенями образования.


Общая площадь территории — 4,5 га, на которой расположены:
• детские площадки
• прогулочные зоны
• беговые дорожки
• футбольное поле
• площадки для игры в баскетбол и волейбол

Общая площадь здания — 30 789,0 кв. м, включающая в себя:
• актовый зал на 338 мест
• библиотеку
• спортивные залы
• три бассейна
• зал для занятий хореографией


УЛЫБКИ ВМЕСТО БЛАНКОВ

У вас есть школа и детский сад. Какой из проектов вызвал больший интерес? Такое распределение было ожидаемо?

Начну с того, что поступление в гимназию — это в любом случае прохождение вступительных испытаний. Оценка уровня знаний и потенциальных способностей кандидатов проводится в рамках предметных и психолого-педагогических тестирований, зарекомендовавших себя как эффективный инструмент отбора. В этом смысле мы довольно консервативны. Билингвальная программа обязывает нас проверять знание английского языка, начиная с четырехлетнего возраста. И, конечно, поступающие во 2–11 классы проходят письменное тестирование по математике и русскому языку.

Оригинальной частью приемной кампании является проведение полноценного учебного дня для кандидатов. Это позволяет педагогам увидеть, как ребята работают в команде, ориентируются в нестандартной обстановке, проявляют лидерские качества. За безликими исписанными бланками тестов возникают живые, улыбчивые, любопытствующие лица.

Наконец, нам очень важно познакомиться с родителями, чтобы сверить ценностные ориентиры и убедиться в том, что ожидания семьи и наши возможности совпадают.

Какое из отделений востребованнее? Разделить их невозможно, это единый организм. В 2017–2018 учебном году конкурс на место составил пять человек в школу и восемь человек в сад. Мы понимаем, что востребованность сада коррелирует с успешностью школы. Несомненно, многие родители предпочитают доверить гимназии малыша в самом раннем детстве, осознавая, что такое вхождение в билингвальную среду является гармоничным и эффективным.

Как вы определяете политику в области дополнительного образования? Стараетесь дать возможность максимального выбора или следуете какому-то вектору?

Система After School Clubs в гимназии — неотъемлемая часть единого образовательного процесса. Мы уверены: каждый ребенок одарен, нужно лишь помочь ему раскрыть свой талант в разных областях (Arts and Crafts, Sports, Stem, Humanities), давая ему порой даже избыточный выбор.


Наиболее востребованными в прошлом учебном году были такие объединения дополнительного образования, как:
Академия акварели и изящных искусств народного художника Сергея Андрияки
Балетная школа народной артистки Илзе Лиепы
РАМ им. Гнесиных
Школа художественной гимнастики чемпионки мира Амины Зариповой
Детский театр на воде олимпийской чемпионки Марии Киселевой
ART-абонемент «Современная литература с Галиной Юзефович»
Олимпиадная математика от «Учи.ру»
«ХОГВАРТС» ДЛЯ ЛИДЕРОВ

На что вы ориентируетесь при подборе кадров? Сформулировали ли принципы, которых придерживаетесь?

Главный принцип — это сочетание профессионализма и личностных качеств педагога. Важно, чтобы учитель мог работать на результат, имел опыт работы с олимпиадниками, включался в проектную и исследовательскую деятельность на равных с вузовскими преподавателями, был открыт к восприятию нового опыта, умел вести совместную работу с носителями английского языка.

Академическая команда школы представлена как опытными, так и молодыми педагогами. Наши учителя работали в ведущих школах Москвы, среди которых СУНЦ МГУ, гимназии 1514, 1543, 45 им. Л. И. Мильграма, лицей «Вторая школа». Мы — команда единомышленников, которые взаимодействуют и учатся друг у друга, делятся опытом и следуют принципу life long learning.

Издание «Мел» писало, что в гимназии приняты правила знаменитого «Хогвартса».

У нас действительно многое, как в «Хогвартсе»: четыре дома (Houses), возглавляемых хаус-мастерами, гербы и девизы, соревнования, поощрительные баллы и даже распределительная шляпа. За внешней атрибутикой стоит формирование реальной системы ценностей. Внутри коллектива учеников складывается атмосфера дружеского соперничества, взаимного уважения, проявляются командный дух и лидерские качества. Такая обстановка создает ситуацию успеха: ребенок верит в свои силы, идет к цели, учится анализировать свои сильные и слабые стороны, делать осознанный выбор.

И последний вопрос — ваше профессиональное открытие года?

Планируя запуск гимназии, мы с коллегами вдохновились идеей с рабочим названием «100 вопросов лидеру». Хотелось приглашать на встречи с гимназистами известных людей, которые многого добились в жизни и являются признанными профессионалами. Дети могли бы узнать из первых уст о таких важных нравственных основах и человеческих ценностях, как любовь к Родине, милосердие и взаимопомощь, дружба, мужество, умение принимать решения и нести за них ответственность.

В тот момент никто не мог предположить, что проект станет визитной карточкой гимназии. Встречи с гостями производят неизгладимое впечатление на всех присутствующих. В зале царит совершенно особая атмосфера доверия и доброжелательности, дети ведут диалог с взрослыми на равных.

Наши гости очень разные и харизматичные: Чулпан Хаматова, Александр Карелин, Илзе Лиепа, Сергей Безруков, Наталья Рагозина, Стивен Сигал. Все они здесь и сейчас меняют наш мир к лучшему, преподносят настоящий урок чести, ответственности и преданности своим идеалам. Урок, который, несомненно, будет усвоен.
(с) Издательство журнала EDexpert, 2017
Made on
Tilda