Михаил Кожевников

Первый вице-президент управляющей компании «Просвещение».
EDexpert / №2 ЗИМА 2017
ED-БЕСЕДА

«РЫНОК ТРУДНЫЙ, НО ПЕРСПЕКТИВНЫЙ»
На вопросы EDexpert ответил первый вице-президент управляющей компании «Просвещение» Михаил Кожевников. Некоторые выводы: в крупнейшем отечественном вендере относятся к образованию как к основной системе развития человеческого капитала. Государство, решая эту задачу, должно прийти к сотрудничеству с частными партнерами.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ МОДЕЛИ, ОБЩИЙ ДОСТУП

На многочисленных конференциях и форумах едва ли не ежедневно обсуждается сонм проблем отечественной системы образования. О чем предложили бы договориться в первую очередь вы?

Я бы начал с целеполагания. Правда, вокруг него тоже немало дискуссий. Все начинается с осмысления целей. Если они не сформулированы, не осмыслены и не согласованы, то в системе возникает внутренний диссонанс. Мы все сейчас беремся судить: это плохо, это хорошо. Но применительно к чему? Применительно к тем категориям, в которых оценивают цели и результаты образования разные участники процесса, общественного договора, если хотите.

Давайте договоримся, зачем нужно образование государству и семье. Надо договориться о том, что такое школа, что такое вуз, что такое дополнительное и профессиональное образование. Как все это работает? Тогда на этапах перехода, например из школы в вуз, мы сможем устранить те значительные провалы, которые сегодня мешают всем — учащимся, работодателям и в конечном счете государству. Да, мы оцениваем ресурс человеческого капитала в России потенциально как очень высокий. Но, к сожалению, сегодня констатируем отставание его развития от ведущих стран. Это измеряемый факт.

Мы сильно отстаем в практическом применении имеющихся у каждого человека навыков, что наиболее высоко котируется в современном мире. Когда ты не просто что-то знаешь, а когда умеешь это целенаправленно и результативно применять в реальной жизни, в экономике. И генерировать ту самую ценность, которая позволяет увеличивать валовый национальный продукт. Сегодня человеческий капитал, пожалуй, основной ресурс развития любой страны. Деньги в нашей стране есть. Да, сегодня существуют проблемы в доступе к этим деньгам, но они есть. И целенаправленно инвестировать в экономику можно только тогда, когда есть человеческий капитал, способный эту инвестицию реализовать.

Могут ли родители сформулировать универсальный предмет общественного договора?

Родители не готовы, и не в одной стране мира они не способны на общий запрос. Каждый формулирует свой запрос индивидуально, а дальше исходит из своих ожиданий, финансовых возможностей, способностей ребенка. В России многие семьи уже сегодня реализуют индивидуальную модель образования. При этом, к сожалению, происходит рост разрыва в обществе, ведь у всех семей разные финансовые возможности. В этом случае роль государства очень важна, она заключается в том, чтобы нивелировать социальный разрыв за счет доступности образования. Если государство посредством целевых инвестиций будет выравнивать уровень доступа для разных слоев, рост человеческого капитала будет гораздо выше.

За рубежом встречаются разные подходы. Например, в западных странах есть частные школы, которые кардинально отличаются от государственных школ, предоставляя совершенно иное качество образования. Они, по сути, являются усилителем, катализатором этого социального разрыва, занимаясь воспитанием элиты.

В перенаселенных странах — Китай, Индия — от 5 % до 15 % детей обучается в привилегированных школах, они дальше идут в привилегированные университеты — свои и зарубежные. Но, поскольку в этих странах колоссальный человеческий потенциал, они располагают бесконечной линейкой трудового ресурса при ограниченной территории. И они могут не переживать по поводу отсутствия равных возможностей. Ну, нет и нет.

У нас же ограниченное количество людей, но огромная территория. Мы не можем позволить себе такое отношение к людям, которые живут в разных регионах на территории Российской Федерации. Мы обязаны поднимать средний уровень образования и нивелировать разрыв.

ИНВЕСТИЦИИ В СОЗНАНИЕ

Реализовать индивидуальную модель образования в нашей стране может помочь система дополнительного образования детей (ДОД). Так не стоит ли сделать ДОД обязательным, как и общее? Такие голоса уже раздаются.

Возможно, было бы здорово, если бы государство взяло это обязательство на себя. Но это очень сильное экономическое бремя. Нужно все взвесить, все посчитать: сколько потребуется, какова будет эффективность инвестиций, кто будет ими управлять, что это даст в итоге. Но, главное, я глубоко убежден, что развивать систему образования государство само в существующих условиях неопределенности уже эффективно не может. Нет сейчас ни одной институции, ни одной компании, которая одна смогла бы что-то изменить. Слишком обширная система, слишком большие у нее корни с множеством факторов влияния. И она имеет дело с самым дорогим, что есть у нашего общества, — с детьми! Мы должны быть очень осторожны, определенный здоровый консерватизм точно не повредит. Государство ведь уже инвестирует немалые средства, оплачивая внеурочную деятельность учеников. Но двигаться вперед, развиваться нужно. Государству необходимы частные партнеры. Важнейшая задача — вовлечь в образование, в том числе в ДОД, реальный бизнес, работодателей, которые потом обращаются к конечному результату. Важно также создать условия, чтобы инвесторам было выгодно такое сотрудничество как экономически, так и с точки зрения развития человеческого капитала.

Пока частный сектор в образовании существует параллельно…

Его сегодняшнее состояние я бы оценил как зачаточное. Частный сектор, безусловно, развивается, и в последние несколько лет довольно динамично. Но пока он, по сути, очень разрозненный, не структурируемый, не анализируемый, как в других отраслях. Нет аналитики, нет данных. Соответственно, непонятно, во что ты инвестируешь. Идут на этот рынок только те, кто свято верит в то, что делает. Неравнодушные к образованию люди и те, кто не боится рисковать, ведь при такой волатильности можно и заработать, а можно все потерять.

Сегодня рынок непрозрачен, многие виды деятельности и компании не лицензируются, оценить качество услуг очень сложно. Это делает рынок трудным, но перспективным с точки зрения развития. Если на рынке возникнет система целеполагания, понятные правила, условия взаимодействия с регулятором, то рост инвестиций в образование будет экспоненциальным, я в этом уверен.

В большинстве случаев инвестиции в образование у нас носят благотворительный характер. Это нормально, в любом обществе есть место для альтруизма. У «Просвещения» также немало социальных программ, благотворительных инициатив. Мы часто поддерживаем развитие отдельных школ, даже регионов, где есть определенные трудности. Но мы все должны понимать, что так систему не изменить.

Какова роль в таком случае новых частных школ? Новых по сути, по содержанию…

Роль экспериментальных площадок, которые показывают, какой может стать школа в мире через 50 или сколько-то лет. Они показывают, каким может быть будущее. И это круто, очень здорово. Очень рад, что такие школы есть. Но до массового внедрения этих методик и подходов может смениться не одно поколение.

Частные практики — лучшая среда для рождения инноваций?

С точки зрения эффективности — да. Частная компания вынуждена думать о финансовом успехе. А он будет только в том случае, если ты создаешь определенную ценность продукта, за которую люди готовы платить. Государство же расходует средства, что-то делается, но оценить результат очень сложно, потому что на выходе нет доходов. Поэтому государству очень выгодно перекладывать большое количество задач именно на бизнес, который будет вынужден заботиться о ценности своих продуктов для конечного потребителя.

«Просвещение» немало делает как раз для развития предпринимательского сознания…

Мы все понимаем, что у нас недостаточный уровень предпринимательства среди молодежи. Можно говорить про отсутствие условий, про различные бюрократические препоны, но есть те же азиатские страны, где все еще жестче, при этом уровень предпринимательства выше, чем у нас. Все дело в ментальности. Считаю совершенно необходимым с детства прививать понимание: во-первых, любое свое действие ты должен делать осознанно; во-вторых, оно должно приводить к результату; в-третьих, этот результат должен иметь какую-то ценность и для тебя, и для других. И, наконец, в-четвертых, эту ценность можно отчасти выразить деньгами. Только при таких вводных возникнет очень сильный тренд к развитию предпринимательского сознания.

И это можно и нужно внедрять в школе, например как междисциплинарный курс. Здесь и психологи очень могут помочь, и проектная деятельность. Школьную математику можно развернуть в сторону решения бизнес-задач. Очень много предпринимательских задач абсолютно математического свойства: посчитать, оценить. Часть материалов по финансовой грамотности органично вплетается в предмет «Обществознание». В «Просвещении» уже есть такие продукты. В партнерстве с Центробанком мы сделали учебно-методический комплекс по финансовой грамотности.

Бизнес-образование могло бы быть очень эффективно и в рамках допобразования. Кому-то это будет интересно, кому-то нет, но такую возможность необходимо предоставить.

ПОСЛЕДНИЙ БАСТИОН

Сами учителя, на ваш взгляд, готовы если не учить предпринимательству, то хотя бы транслировать знания?

Никакие учебники, никакие образовательные материалы не смогут заменить живого учителя с его личными качествами, которые мотивируют ребенка на развитие в течение всей жизни. Смысл образования: научить думать и привить желание развиваться. Все из своего детства помнят ярких учителей, у которых мы реально учились очень многому. И то же самое будет с нашими детьми и внуками. Они все равно будут учиться у живых людей. Много говорят про искусственный интеллект, но профессия учителя — это один из бастионов, который, если искусственный интеллект и возьмет когда-нибудь, то очень нескоро.

Поэтому педобразование, подготовка учителей становится ключевой темой для всей системы и, в частности, для «Просвещения». Ведь здесь мало что изменилось за последние 25 лет! Да, есть попытки эволюционировать, но каких бы то ни было существенных изменений в педобразовании не произошло. Поэтому мы создали Академию «Просвещение», именно фокусируясь на подготовке и дополнительном образовании учителей. Учителям не хватает информации, отдельных методик и даже банального обмена опытом. Очень нужны коммуникации с драйверами системы образования, которые каждому могли бы дать дополнительную мотивацию на развитие. Учителей, которые самостоятельно хотят развиваться, достаточно много. Стимулировать их можно только какими-то активностями. Чем мы и занимаемся.

Воспитание надолго ушло из наших школ. Сейчас с трудом, учитывая консервативное педобразование, возвращается. Сменились поколения учителей — носителей прежней идеологии. Что нужно воспитывать в сегодняшних детях?

Не стану перечислять так называемые навыки будущего, их десяток, и все важны. Или возьмите те же широко известные 4К — креативность, критическое мышление, коммуникативность и конвергенция знаний. Но я бы выделил еще один очень важный момент. Назовем это позитивным взглядом на жизнь, который основывается на любви к большой и малой родине, к родителям. При таком мировоззрении у ребенка появляется внутренняя потребность к созиданию. Убежден, что миром правит любовь, а человек, у которого в душе есть эта искра, способен творить, созидать, делать что-то новое. Воспитание такого подхода как одна из целей системы, развивающей человеческий капитал, безусловно, должна быть! Еще крайне важно воспитывать ответственность за собственную деятельность, за ее результат.

Вы не видите противоречия между трендом на персонификацию, о котором мы с вами говорили, и ужесточением вертикали в системе? Например, регулятор поднимает школы с муниципального уровня на региональный…

Рынок должен быть понятен и прозрачен для основного инвестора, то есть для государства. Чем четче он структурирован, тем проще получать информацию, заниматься аналитикой. Я бы не сказал, что сегодня есть адекватная и полноценная информация по всем субъектам и объектам системы. Для федерального инвестора это решение — благо. Думаю, оно будет позитивно встречено и регионами, даст существенный ресурс для развития.

Цель, которую ставит перед собой группа компаний «Просвещение», как раз в сбалансированном развитии отечественного образования. «Просвещение» всегда служило связующим звеном между элементами в системе. Мы понимаем, что есть очень много разных, порой даже полярных интересов, но так и или иначе их нужно сводить, соединять и вырабатывать общий вектор развития. Мы по-прежнему готовы ответственно брать на себя эту миссию.

Беседу вел Денис КРАВЧЕНКО,

издатель журнала EDexpert
(с) Издательство журнала EDexpert, 2017
Made on
Tilda