Сергей Косарецкий

директор Центра социально-экономического развития школы Института образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»
и Анита Поплавская, аналитик Центра внутреннего мониторинга НИУ ВШЭ, аспирант факультета социальных наук, кафедра экономической социологии
EDexpert / №1 ОСЕНЬ 2017
ИССЛЕДОВАНИЕ. ЧАСТНЫЙ СЕКТОР

«ОДНА ШЕСТАЯ ЧАСТЬ НИШИ»
Уже шестая часть родителей в городах-миллионниках выбирает для своих детей коммерческое дополнительное образование. О приоритетах, барьерах и об ожиданиях частного сектора — в исследовании специалистов НИУ ВШЭ.
КОНКУРЕНЦИЯ? НЕТ, НЕ СЛЫШАЛИ

На протяжении почти трех десятилетий основой коммерческого сектора детского дополнительного образования были языковые школы и курсы. И только в последние 4-5 лет существенно выросло число кружков и центров других направлений. Сравнительный анализ позволяет утверждать: частный сектор занял ниши, где государственный сократил свое присутствие или не успел среагировать на изменение характера спроса. Совершенствуются и бизнес-модели — появляются сети образовательных учреждений, работающих по франшизе и охватывающих несколько городов, например «Лига роботов».

В коммерческом секторе активно развивается наука (исследовательская деятельность в сфере естественных, гуманитарных, социальных наук, экологии), техника (конструирование, моделирование), иностранные языки и другие предметы школьной программы. Статистически, по данным опроса родителей в рамках Мониторинга экономики образования (3887 человек, 2016 г.), это выглядит так: для занятий наукой 17 % родителей выбирают коммерческий сектор и лишь 2 % — государственный. Техникой в частных учреждениях занимаются 29 % детей, в государственных — 4 %. Иностранными языками — 44 % и 19 %, другими предметами школьной программы — 26 % и 8 % детей соответственно.

В рамках опроса МЭО 12,7 % родителей отметили, что их дети занимаются дополнительным образованием в кружках и секциях в коммерческих организациях. В городах с населением 1 млн человек и более эта доля достигает 17 %, составляя приблизительно шестую часть от общего количества.

В государственном секторе наиболее популярными направлениями остаются творческие специальности (рисование, танец, музыка, театр), спорт и физическая культура. Согласно результатам опроса родителей, 46 % детей занимаются искусством в государственном секторе и лишь 16 % — в частном, 50 % детей посещают занятия по физической культуре в государственных учреждениях и только 14 % — в частных.

Рисунок 1

Тематики программ частного сектора ДОД

Источник: Мониторинг экономики образования-2016, опрос родителей школьников


В целом и данные опросов, и эксперты говорят об отсутствии реальной конкуренции между государственными и коммерческими организациями. По всей видимости, это объясняется тем, что два сектора дополнительного образования детей имеют разные целевые аудитории. Первые ориентируются на потребителей, заинтересованных в бесплатных или недорогих услугах дополнительного образования, а вторые — на платежеспособную часть населения. Заметный скачок в доле получающих услуги в частных организациях ДОД начинается с группы, имеющей доход от 31 тыс. руб., а наиболее значительный охват фиксируется в группе с доходом от 60 тыс. руб., где родители, помимо высокого дохода, имеют хороший уровень образования.

53 % руководителей государственных учреждений ДО в ходе опроса МЭО говорили об отсутствии реальных конкурентов. Менее четверти государственных организаций воспринимают в качестве конкурентов расположенные по соседству государственные и муниципальные организации. И только 13 % видят своими конкурентами частные организации, а 7 % — индивидуальных предпринимателей.

При этом только 24 % частных организаций не видят себе конкурентов. Почти половина считает таковыми другие коммерческие организации, 24 % — индивидуальных предпринимателей и 19 % — государственные и муниципальные учреждения.

Рисунок 2

Основные конкуренты организаций дополнительного образования
различных форм собственности

Источник: Мониторинг экономики образования-2016, опрос директоров организаций ДОД



ДОРОГО ВНИМАНИЕ

На основе опроса экспертов мы выделили конкурентные преимущества коммерческих организаций по сравнению с государственными. Основной плюс — более качественное материально-техническое оснащение и стремление к использованию современных технологий. По данным МЭО, 43 % директоров коммерческих организаций не испытывают проблем с материально-техническим оснащением своих занятий. В то же время 88 % директоров государственных организаций и 94 % руководителей муниципальных учреждений говорят о том, что такие проблемы, как недостаточность современного оборудования, компьютерной техники, расходных материалов и т. п., для них актуальны.

Во-вторых, коммерческие организации осуществляют более активную рекламную кампанию. Они нередко имеют в своем штате маркетологов, создают привлекательный имидж и узнаваемый бренд. Для привлечения клиентов используется онлайн-реклама, работа с социальными сетями, а также создание удобного, креативного и технологичного сайта.

В-третьих, отсутствие излишней бюрократии позволяет оперативно реагировать на запросы потребителей: оказывать дополнительные услуги, менять содержание образовательных программ, индивидуально подходить к клиенту.

Данные МЭО говорят о существенной доле в коммерческих учреждениях молодых педагогов, которые создают совершенно «нешкольную» атмосферу на занятиях, что способствует вовлечению ребенка в процесс обучения, развивает навыки социализации и улучшает усвоение материала. Однако, если судить по данным опроса руководителей, оплата труда в частных организациях ниже, чем в региональных государственных, и чуть выше, чем в муниципальных.

Что касается преимуществ государственного сектора, то это в первую очередь отсутствие платы за значительное количество образовательных услуг.

Бюджетным учреждениям легче удается налаживать контакты со школами — главными поставщиками потребителей услуг дополнительного образования. Школьные учителя могут посоветовать кружок или секцию, и, скорее всего, этот совет будет принят во внимание. Кроме того, многие родители горячо поддерживают идею совмещения обязательных и дополнительных занятий в одном здании, а именно в здании школы, так как это позволяет решить проблему безопасного перемещения ребенка во внеурочное время. И такую возможность им может предоставить только государственная организация. Коммерческим организациям вход в школы ограничен, если не закрыт полностью. Это создает дополнительные проблемы с формированием спроса на их услуги.

УРОКИ СЛАЛОМА

Отсутствие благоприятной организационно-правовой среды для государственно-частного партнерства и диалога между коммерческими организациями и государством — основной барьер для появления на рынке новых компаний.

Частные организации вынуждены проводить занятия в арендованных помещениях и тратить на это до 40 % от дохода. Налоговая отчетность, значительные социальные и пенсионные выплаты еще больше усложняют работу.

У негосударственных организаций меньше возможностей получить грант на разработку образовательных программ. Кроме того, они, как правило, лишены информационной поддержки со стороны государства и государственных учреждений (детских садов, школ, университетов) — информация не размещается на порталах госуслуг, на официальных интернет-ресурсах органов управления образованием.

Сегодня в группе российских регионов реализуется проект введения персонифицированного финансирования, предусматривающий возможность выбора семьей частной организации, которой государство обязано будет выделить закрепленные в индивидуальном сертификате бюджетные средства на обучение. Такая модель существенно расширяет потенциальную аудиторию организаций частного сектора. Однако эксперты опасаются, что для частных организаций будет создан барьер в виде обязательного лицензирования или еще каких-либо дополнительных требований.

Кстати, лицензирование уже сейчас создает проблемы для статистического учета. По мнению экспертов, большинство организаций дополнительного образования предпочитает обходить эту процедуру. Наш анализ показывает, что значительная их часть осуществляет свою основную деятельность по кодам ОКВЭД, не включенным в группу «85. Образование», а именно «72. Научные исследования и разработки», «74. Деятельность профессиональная научная и техническая прочая», «90. Деятельность творческая, деятельность в области искусства и организации развлечений», «93. Деятельность в области спорта, отдыха и развлечений».

По отношению к лицензированию коммерческие организации можно разделить на три типа. Первый — это те, кто уже имеет образовательную лицензию. Как правило, это организации, давно присутствующие на рынке, приспособившиеся к требованиям отчетности и спокойно существующие в образовательном поле.

Вторая группа — те, кто не имеет, но хочет получить образовательную лицензию. Это проекты с серьезными инвестициями, сумевшие в короткие сроки заявить о себе на рынке и построить сеть организаций в регионах страны. Представители данной группы понимают риски того, что государство может в любой момент предъявить новые требования к получению образовательной лицензии, и выступают с предложениями по упрощению механизма лицензирования.

Эти предложения второй группы можно обобщить. Во-первых, процесс подачи заявки на образовательную лицензию должен быть автоматизирован и технологизирован. Во-вторых, должен быть создан рекомендательно-консультационный сервис для желающих получить образовательную лицензию. Этот сервис должен оказывать реальную помощь с поиском и арендой помещений для проведения занятий с детьми. В-третьих, требования СанПиНов к помещениям должны быть пересмотрены из-за невозможности соблюдения всех представленных в регламенте пунктов. В-четвертых, введение различия между лицензированием образовательной программы и лицензированием помещения, а также создание прозрачных схем взаимодействия между владельцами помещений и руководителями организаций дополнительного образования детей могло бы способствовать развитию системы партнерских отношений на рынке. Наконец, система лицензирования не должна быть всеохватывающей и излишне зарегулированной, так как некоторые проекты по своему формату не смогут вписаться в правила и вынуждены будут уйти в тень.

Даже при возможном упрощении системы получения лицензии не все организации, работающие ныне на рынке, желают стать ее обладателями. К ним относится третья группа коммерческих организаций, и в первую очередь различные эдъютейнмент-проекты и локальные, нишевые проекты. Они объясняют свою позицию так: наличие лицензии не гарантирует качества предоставляемых образовательных услуг, не влияет на результативность проведенных с детьми занятий и не увеличивает спрос на услуги организации. Отсюда необходимость получения лицензии ставится под вопрос. Во-вторых, лицензирование и даже квалификация некоторых практик как дополнительного образования проблематично и неэффективно ввиду их специфики и разнообразия (летние школы, проектная деятельность, эдъютейнмент и др.).

Единая обязательная лицензия на все виды образовательных инициатив может затормозить, если не уничтожить рынок коммерческих нестандартных проектов.
(с) Издательство журнала EDexpert, 2017
Made on
Tilda