«Конкурс учит нас понимать суть образовательного проекта»
Всероссийский конкурс грантов для реализации школьных проектов ТОПШкола — инициатива Рыбаков Фонда — направлен на поддержку социально значимых активностей, меняющих жизнь школы и местных сообществ. В этом году свои проекты представили команды из 63 регионов. Эксперты делятся мнениями: зачем нужна ТОПШкола, и в чем особенности конкурса этого года.
Екатерина Рыбакова
Президент Рыбаков Фонда:
Конкурс ТОПШкола проходит уже второй раз, второй год подряд. Конкурс получил признание в педагогическом сообществе, ему доверяют и видят в нем потенциал для развития школ со всех уголков нашей страны. В прошлом году, по итогам первого конкурса, мы поддержали 30 проектов на общую сумму более 25 миллионов рублей. В 2018 году на конкурс представлены несколько сотен проектов из 63 регионов России — это заявки от школ из мегаполисов и совсем маленьких поселков и деревень. При проведении конкурса Рыбаков Фонд ставит своей целью поддержать проекты школьных команд, которые оказывают трансформационное влияние на экосистему самого образовательного учреждения и жизнь местного сообщества. Очень порадовало, что в этом году большинство заявок были как раз такими: именно системные проекты позволяют формировать новые формы устойчивости и развития школ, утверждать важную миссию современной школы — быть центром инноваций и агентом общественного влияния. По результатам независимой экспертизы определены 36 лучших проектов образовательных учреждений из 20 федеральных субъектов. Лучшие проекты в основных номинациях получат финансирование до 700 000 рублей, победители специальной номинации «Школьный эндаумент» удвоят фонд целевого капитала. Рыбаков Фонд пройдет с победителями все этапы реализации проектов: в декабре они уже приняли участие в Школе по управлению проектами, в следующем году отправятся в международные стажировки, чтобы рассказать мировому образовательному сообществу о своих инициативах, а команда конкурса будет оказывать всестороннюю методическую и организационную поддержку каждому проекту. Отличительной чертой конкурса является полная открытость и прозрачность: мы представили персональный состав пула экспертов, в Положении о конкурсе отражены критерии оценки заявок и все ключевые аспекты конкурсного отбора. Каждый участник — наш партнер, и мы работаем с каждой школой: конкурсантам, не ставшим победителями, предоставляем обратную связь заявкам, информацию о баллах и комментарии экспертов к ним — это позволяет посмотреть на проекты профессиональным взглядом, устранить недочеты и попробовать свои силы в следующем конкурсе.

Ольга Брыксина
Заведующая кафедрой информационно-коммуникационных технологий в образовании Самарского государственного социально-педагогического университета, эксперт конкурса ТОПШкола
Очень сильные впечатления от конкурса ТОПШкола. Почему эмоции, если речь идет о профессиональном конкурсе? Просто рада уникальной возможности заявить о себе, своей готовности к изменениям, кропотливой серьезной работе на результат; показать уровень своего профессионализма, понимания задач, стоящих перед современной системой российского образования, желание внести свой вклад в ее развитие. Что интересно отметить в профессиональном плане? На мой взгляд, конкурс высвечивает очень важную профессиональную компетентность и современного руководителя, и современного учителя — готовность к проектировочной деятельности, проектированию образовательных сред и различного рода субъект-субъектных отношений, обеспечивающих качество образовательного процесса. Это реальная возможность школьным командам проверить свою конкурентоспособность. И победил тот, кто не только показал, но и доказал актуальность проекта, не только определил задачи проекта, но и показал способы, детализировал условия и ресурсное обеспечение их решения, кто предложил инструменты оценки его результативности.

Александр Кузьмин
Директор АНОО «Школа имени А.М. Горчакова», победитель конкурса ТОПШкола-2017, конкурса ТОПШкола-2018
Конкурс ТОПШкола посвящен самым значимым аспектам деятельности школы: развитию ребенка, роли школы в местном сообществе, системному взаимодействию с выпускниками, сетевому взаимодействию. Конкурс провоцирует появление уникальных идей, заставляет ставить амбициозные цели и достигать их. Организаторы максимально упростили процедуру участия. Главное, что требуется, — внятно выразить идею, обозначить проблему, на решение которой направлен проект, и прописать конкретные шаги по достижению результатов — измеримых, меняющих жизнь школьного сообщества. Участвуя в Конкурсе, мы учимся пониманию сути образовательного проекта, формулировке образовательных результатов, выбору технологий их достижения. Даже если проект не победил, команда получает возможность осмыслить значимые для школы принципы. Что уже немало.