Иван Коломоец

основатель и руководитель «Учи.ру»
EDexpert / №1 ОСЕНЬ 2017
ЧАСТНЫЙ СЕКТОР. ЛИДЕРЫ

«УЧИ БЕЗ ГРАНИЦ»
Образовательную онлайн-платформу «Учи.ру» сегодня знают во многих школах России благодаря интерактивному курсу по математике. На данный момент на ней занимаются 1 500 000 учеников начальных классов. В этом учебном году запущены новые предметы для «началки» и курс математики для основной школы. О том, как «Учи.ру» помогает индивидуализировать образовательный процесс в школе и какие планы у платформы на будущее, рассказывает основатель и руководитель «Учи.ру» Иван КОЛОМОЕЦ.
ПЕДАГОГИКА — ПРЕЖДЕ ВСЕГО

На «Учи.ру» сейчас занимается порядка 20 % школьников начальных классов из всех регионов России. При этом платформа появилась не так давно. Как вам удалось так быстро запустить продукт?

На самом деле, мы уже шесть лет занимаемся нашим проектом, а массовое использование платформы началось с 2015 года. «Учи.ру» — это онлайн-платформа, на которой дети изучают школьные предметы в интерактивной форме. Чтобы прийти к такому формату, мы сначала изучали существующие на рынке продукты.
И увидели две очень важные вещи. Во-первых, большинство продуктов было исполнено профессиональными дизайнерами и программистами, но они не несли никакой педагогической ценности. Педагог, скорее всего, консультировал проект, но его мнение не особо учитывалось. Когда мы сами приступили к работе, то поняли, что методисты, дизайнеры и программисты разговаривают на разных языках. Поэтому в первую очередь мы решали задачу построения рабочих команд, где все понимают друг друга и создают продукт, который был бы действительно полезен учителям, детям и родителям. В «Учи.ру» методист понимает, почему какое-то дизайнерское решение не будет работать, а дизайнер понимает, какую методическую суть нужно донести до детей. Теперь это одна из наших самых сильных компетенций — создавать, обучать и интегрировать в рабочий процесс команды.
Во-вторых, чтобы создать хороший продукт, нужно постоянно получать обратную связь от тех, для кого ты его делаешь. Все наша команда ходит
в школы, проводит уроки с детьми, общается с учителями. И делают это
не только дизайнеры и методисты, но и менеджеры, и программисты.
И я тоже хожу в школы — сейчас, конечно, уже не так часто, как на этапе создания «Учи.ру», но всегда стараюсь найти для этого время. В школе ты сразу видишь реакцию детей и учителей. Если учитель тебя полюбил, поверил тебе, то он примет тебя. Это не секрет, что продукт становится популярным, если он действительно качественный и полезный.

А почему педагоги выбирают «Учи.ру»?

Главное — это польза для детей. Говорю об этом со стопроцентной уверенностью. Некоторые ученики в начальной школе могут считать
математику сложной и даже скучной. Но, когда учитель, для которого это
любимое ремесло жизни, видит, как с помощью «Учи.ру» дети проникаются математикой и получают удовольствие от ее изучения, это становится главным фактором. Тогда он нас принимает. Наша платформа помогает достигать целей Федерального государственного образовательного стандарта, так как полностью соответствует ему. Дети действительно показывают лучшие результаты, занимаясь на платформе «Учи.ру». Это подтверждают экспертные заключения Департамента образования и науки Кемеровской области, Тюменской области и Казанского федерального университета. В школах этих регионов в прошлом учебном году проходили независимые исследования. Результаты: успеваемость учеников в изучении математики в среднем повышается на 30 %.

Это приятно слышать. Я предполагал, что в первую очередь из-за того, что личный кабинет с результатами учеников «разгружает» учителя.

Конечно, «Учи.ру» освобождает некоторое время учителя, но это явно не главный фактор. Если бы даже учителю на использование нашего продукта потребовалось дополнительно 5–10 % его времени, он бы его потратил. Однажды сам проводил урок, на нем была группа ребят, которые сначала ничего слушать не хотели, просто хулиганили. Когда урок закончился, они не хотели уходить, а хотели продолжать заниматься математикой на нашей платформе, потому что им понравились интерактивные задания. Учителя это сразу видят. Основная задача «Учи.ру» — раскрыть потенциал к обучению каждого ребенка. Это становится возможным благодаря построению индивидуальной образовательной траектории. Школьнику требуется от 2 до 125 часов самостоятельных занятий на сайте uchi.ru, чтобы получить крепкие знания по школьному предмету за один класс.

Как раз хотел спросить про индивидуальный подход, который вы декларируете. Как это работает?

Чтобы освоить материал, одному ребенку нужно решить пять задач, а другому — сто. Просто потому, что все учатся в разном темпе. А еще нужно учитывать, что у детей может пропасть мотивация, когда им дают задание, с которым они не готовы справиться. Наша адаптивная система подстраивается под каждого ученика и мгновенно реагирует на подобные ситуации. Ребенок думает над задачей, вбивает неправильный ответ. А платформа в ту же секунду помогает. Не просто дает правильный ответ, а именно помогает, как учитель: «Попробуй вот так, обрати внимание на это».
Все строится на педагогических подходах. Для любого человека «я понял, я могу» является сильной мотивацией, чтобы что-то делать. Неслучайно дети на нашем сайте в среднем находятся 20 минут, а учителя даже больше. В категории «Образование» это самое продолжительное время. У знаменитой Coursera, к примеру, среднее время 8 минут. Хотя там пассивное обучение (ты просто лекции смотришь), а у нас активное, когда система подбирает персональные задания с учетом того, с какой скоростью занимается ученик, сколько правильных ответов дал и сколько сделал ошибок. Мы планируем заметно эволюционировать в этом направлении.

Что вы предлагаете тем ребятам, которые быстро и успешно проходят базовый курс?

У нас есть задачи повышенной сложности. И если ребенок, например, во втором классе уже прошел весь курс осенью, то мы открываем ему так называемую лабораторию с множеством более сложных задач. Таким образом, он не теряет мотивацию и продолжает изучать предмет. Кроме того, сейчас на платформе доступно несколько обучающих игр, за основу взяты самые популярные и сложные задачи из наших онлайн-олимпиад.
Этот сегмент мы тоже будем активно развивать, чтобы каждый ученик сохранял познавательную мотивацию.


ПОМОЩНИК УЧИТЕЛЯ

Как вы относитесь к определению «электронный учитель»? Можно ли применить его к «Учи.ру»?

«Учи.ру», скорее, можно назвать электронным помощником учителя, инструментом, позволяющим повысить успеваемость благодаря выстраиванию индивидуальной образовательной траектории для учеников.
Как я отношусь к определению «электронный учитель»? Смотря что в него вкладывать. Если говорить про процесс образования в целом, то он комплексный, в нем присутствуют разные составляющие. Например, командная работа, проектная работа с учителем. Поэтому мы от этого определения стараемся дистанцироваться, потому что многие люди его понимают как замену учителю. Мы таковой не являемся, мы помогаем учителю и ученику.


А как происходит монетизация вашего проекта?

Регистрация на платформе бесплатная. Доступ для учителей бесплатный и неограниченный. Ученики могут заниматься в школьное время и до 16.00 без ограничений. После 16.00 доступно 20 заданий, а если родитель хочет, чтобы его ребенок занимался больше, он может приобрести неограниченный доступ (стоит около 1000 руб./год в зависимости от сезона и скидок). Но это дополнительный инструмент к текущей школьной деятельности ученика, на добровольной основе. Школы тоже могут приобрести расширенный доступ. Недавно у нас появилось специальное предложение, и несколько московских школ в этом году им уже воспользовалось.

Подушевое финансирование не предусматривает такие расходы. Может ли школа оплачивать образовательные онлайн-услуги
согласно своему госзаданию?

Это вопрос, на который у меня нет точного ответа. Школа может что-то приобретать дополнительно, и она сама выбирает, какие проекты нужны в образовательном процессе. Несколько школ уже приобрело у нас расширенный доступ, значит, они заинтересованы в качественном цифровом образовательном контенте.


ОЛИМПИАДЫ — ЧИСТЫЙ ПРАЗДНИК

Вы упомянули онлайн-олимпиады. На «Учи.ру» они проходят регулярно, в них принимают участие от полумиллиона до миллиона
учеников из разных регионов России. Расскажите, почему школы
так замотивированы?

Да, кроме нашего интерактивного курса по математике, на нашей платформе проходят олимпиады, сейчас уже с периодичностью раз в месяц. Онлайн-олимпиада — это современный формат интеллектуальных соревнований. Все те же интерактивные задания даны в понятной игровой форме, но направлены на развитие нестандартного мышления. Они полностью бесплатные, и каждая новая олимпиада проходит с большим масштабом. Детям, учителям, родителям — всем очень нравится принимать в них участие. В российской школьной культуре олимпиадное движение — это праздник знаний. Вы не представляете, сколько позитивных отзывов мы получили от учителей и директоров за это время! Счет идет на тысячи, и пишут нам со всех уголков России. Я сам в прошлом олимпиадник, поэтому понимаю, почему они получили такой отклик. Все школьные олимпиады начинаются с 6‑7 класса, а серьезное погружение происходит только в 9 классе. Мы же предложили попробовать свои силы в интеллектуальном состязании школьникам начальной школы. И наша олимпиада нацелена в первую очередь на популяризацию изучения математики и других школьных предметов. Мы не ставим цель выявить пять самых лучших учеников со всей страны. Мотивация участия в олимпиаде исключительно в получении положительных эмоций учениками от решения нестандартных задач.
Мы также придумали семейное участие, когда на олимпиаду записывается не только ребенок, но и родители. Они вместе проходят задания и получают
особый диплом. А детям возраста 7–10 лет поддержка семьи в обучении в этот период очень важна.

Победители и призеры получают грамоты?

Награждаются абсолютно все участники: есть сертификат участника, похвальная грамота и диплом победителя соответственно. Особенно в начальной школе это очень важно: ты участвовал, попробовал решить хотя бы одну задачу, и тебе дадут сертификат участника. Проигравших нет.
Сейчас число участников, в зависимости от времени года, варьируется от 500 тысяч до миллиона. Полмиллиона детей поучаствовали в нашей первой олимпиаде по русскому языку, которую мы сделали совместно с Государственным институтом русского языка имени Пушкина. Многие из них выполняли задания за рубежом.


ЕСТЬ СИГНАЛ!

Для занятий на «Учи.ру» нужен только компьютер или планшет и выход в Интернет. Есть ли какие-то цифры, сколько школ сейчас имеют устойчивый доступ?

Доступ в Интернет фактически есть в каждой российской школе. Но иногда
сигнал может приходить только в кабинет директора или завуча, в лучшем
случае в компьютерный класс. Школ, где благодаря Wi-Fi сигнал есть в каждом кабинете, уже значительно меньше. Отдельно стоит вопрос скорости Интернета. При таких критериях однозначно лидер Москва. Впрочем, даже в столице мы иногда сталкиваемся с тем, что сигнал недостаточно сильный для того, чтобы провести урок, на котором 25–30 учеников могли бы одновременно заниматься с комфортом. Во всех других регионах скорость варьируется, но намного хуже. Однако с каждым годом мы видим положительную динамику. Если три года назад использование онлайн-продуктов в школьное время оценивалось на уровне 3 %, то сейчас это 15 %.

Вы хорошо себе представляете диджитализацию регионов. Кого бы отметили из лидеров?

Я могу назвать три региона-лидера, которые никого не удивят. Это Москва,
Тюменская область, Республика Татарстан. Наш уровень проникновения там 50 %, что соответствует любым другим рейтингам. А дальше расположились Тамбов и Саранск (Мордовия в целом). Как оказалось, там очень активная учительская общественность, настоящее сообщество. Они мотивированы, отслеживают новинки, изучают результаты. В Санкт-Петербурге тоже неплохо, но если посчитать не в уровне проникновения, а в количестве учеников начальных классов, то он окажется на четвертом месте. А так это 20–25 %, что тоже очень хороший показатель.

А как обстоят дела за Уралом?

Назову Кемеровскую и Томскую области, Новосибирск, Екатеринбург, Красноярск, Хабаровск. В Поволжье: Башкортостан, Ульяновск, Астрахань.
И на юге — Краснодарский край, Ростов-на-Дону, Ростовская область.


ВПЕРЕДИ — ВЕСЬ МИР

Какие цели вы ставите перед собой в новом учебном году?

Мы бы, конечно, хотели улучшить наши текущие показатели, а это 1 500 000 учеников начальных классов. И рассчитываем, что благодаря новым улучшениям на нашей платформе в ближайший год будет заниматься еще больше учеников России. В последующие два года мы планируем запустить интерактивные курсы по всей школьной программе. В отличие от «началки», там есть свои сложности. В 5–7 классах серьезно падает интерес к обучению, это известная проблема. Потом перед экзаменами он начинает выправляться, к 9 классу. С другой стороны, дети в 5–7 классах, в отличие от начальной школы, уже на «ты» с компьютером. И, возможно, именно они станут драйверами внедрения «Учи.ру».

Часть рынка вы оставляете за конкурентами?

Сегодня на рынке представлено множество онлайн-проектов. Но в основном это тренажеры, которые помогают оттачивать какие-то определенные навыки. Отличие «Учи.ру» в том, что мы помогаем выстраивать индивидуальную образовательную траекторию ученика. И в этом плане нет ни одного продукта, который в полной мере конкурировал бы с нашим — с красочным интерактивным контентом, с системами пояснений и рекомендаций для достижения образовательных целей, с постоянными измерениями текущего уровня знаний ребенка.

От математики в начальной школе вы переходите к алгебре, осваиваете другие предметы — русский и английский языки, окружающий мир. А какие планы по выходу на международный рынок?

Начало нового учебного года для нас — время больших премьер.
Курсом русского языка мы занимаемся уже полтора года. И сейчас это очень серьезная программа. Мы курс уже апробировали, 1 сентября он будет доступен всем школам. Английским языком мы занимаемся уже год, а окружающим миром — полгода. Ученики первого и второго класса будут приятно удивлены такому количеству заданий на платформе. Плюс в основной школе за полтора года мы подготовили курсы по математике для 5–6 классов, а сейчас запускаем курсы для 7–9 классов. Если говорить про планы по выходу на международный рынок, то мы начинаем выходить на рынки Бразилии, ЮАР, Китая, Индии, Индонезии и Вьетнама. В Бразилии и ЮАР этим летом у нас уже запустились пилоты. Продукт переведен, прошел культурную адаптацию, соответствует местным образовательным стандартам и сейчас тестируется учителями. В Бразилии уже зарегистрированы более 11 000 учеников. В июле на круглом столе у нас была возможность рассказать об «Учи.ру» президенту РФ. И Владимир Владимирович Путин отметил важность нашего проекта для России и его экспортный потенциал.

Продолжится ли ваш обучающий мультсериал про забавных завриков?

Да, мы этого очень хотим. Столько продуктов приходится делать, что рук не хватает. Но он на сто процентов будет продолжен.



Беседу вел Максим ПОТОЦКИЙ
(с) Издательство журнала EDexpert, 2017
Made on
Tilda