Диана КОРОЛЕВА
директор Центра изучения инноваций в образовании Института образования НИУ ВШЭ
Татьяна ХАВЕНСОН
научный сотрудник Международной лаборатории анализа образовательной политики Института образования НИУ ВШЭ
Анастасия ЛУКИНА
стажер-исследователь Центра изучения инноваций в образовании Института образования НИУ ВШЭ
EDexpert / №5 ОСЕНЬ 2018
СТАРТАПЫ. ОПРОС
КЛУБОК МОТИВОВ

Что движет инноваторами в образовании?
Существует стереотип о том, что любая деятельность в образовании нацелена исключительно на общее благо и не имеет финансового интереса. Наши коллеги и партнеры, уже в течение пяти лет проводящие Конкурс инноваций в образовании (КИвО), убедились, что инноваторами движет целый клубок мотивов. Кто-то видит в реализации образовательного проекта потенциал успешного бизнеса, среди них оказываются не только стартаперы, но и школьные учителя, репетиторы и даже родители. При этом, как оказалось, несмотря на идею заработка или ее отсутствие, все инноваторы действительно хотят принести пользу российскому образованию.


Знание о мотивах позволяет оценить качество и потенциал инновационных стартапов в образовании, а также получить представление о том, что выступает движущими факторами для акторов, реализующих инновации. С этой целью мы провели опрос инноваторов, действующих в образовательном поле.

Мотивы измерялись с помощью шкалы причин начала бизнес-проекта, разработанной в рамках Панельного исследования динамики предпринимательства (PSED) Университета Мичигана. Материалом для исследования выступил опрос 437 человек из 317 команд — участников Конкурса инноваторов в образовании (КИвО), ежегодно проводимого Институтом образования НИУ ВШЭ совместно с «Рыбаков Фондом». Результаты исследования опубликованы в бюллетене «Факты образования» — «Акторы образовательных инноваций: ценности и мотивация» (авторы Королева Д. О., Хавенсон Т. Е., Лукина А. А.).


В конкурсе принимают участие как те люди, деятельность которых непосредственно связана с образовательной системой (учителя, преподаватели вузов, административные работники), так и предприниматели, сотрудники сторонних организаций, стартаперы.

Инноваторы создают проекты, вдохновляясь четырьмя мотивами: социальным, самореализацией, статусным и финансовым.

СОЦИАЛЬНЫЙ МОТИВ

Социальный мотив говорит о желании инноваторов помочь другим людям и улучшить жизнь окружающих. Цель заключается в качественном улучшении образовательной системы и позитивных изменениях в обществе в целом.

Инноваторы чувствуют необходимость трансформации системы, переживают за будущее образования. Они готовы занять проактивную позицию в вопросах развития образовательной системы, чувствуя собственную социальную ответственность в этом вопросе.

Социальный мотив одинаково важен как для инноваторов, работающих внутри системы, так и за ее пределами. Это говорит о том, что инноваторы обладают высоким внутренним потенциалом преобразования системы, а значит, являются важным ресурсом для ее развития.

МОТИВ САМОРЕАЛИЗАЦИИ

Это мотив, отвечающий как за желание инноваторов выразить свои идеи и креатив, так и за их стремление создать в образовании что-то уникальное. В этом случае личностный потенциал инноваторов является ключом к развитию системы. Инициатива инноваторов связана с разработкой новых продуктов, отвечающих запросам современного общества.

СТАТУСНЫЙ МОТИВ

Свидетельствует о стремлении инноваторов сделать свои проекты значимыми в глазах других людей. Акторам важно получать отдачу от своей деятельности и понимать, что их проекты релевантны современному образованию и значимы для развития системы. С помощью широкого признания и распространения идей инноваторы хотят повысить и собственный статус: более высокая социальная позиция должна быть заслужена успешностью проекта.

В то время как социальный мотив и мотив самореализации свойственны большинству инноваторов и характеризуют социальное движение в целом, статусный мотив выражен у инноваторов по-разному: есть те, для кого признание и повышение статуса не играют роли.

ФИНАНСОВЫЙ МОТИВ

С одной стороны, в нем выражено стремление инноваторов добиться большей личной независимости, с другой — материального благополучия. В данном случае образовательные инновации рассматриваются как бизнес-проекты, предлагающие системе образования нетрадиционную механику развития, инновационные способы потребления и принципы отношений между субъектами образовательного процесса. При этом инновации движимы в том числе желанием акторов стать более самостоятельными и свободными, повысить собственную эффективность и добиться стабильности.

Существуют примерно равные группы инноваторов, для которых финансовый мотив выражен слабо, средне или сильно.

Различная выраженность финансового мотива может задавать различия между проектами. Финансово мотивированные и нацеленные на автономность акторы могут ставить перед собой более глобальные задачи, не ограниченные решением частной проблемы. Они готовы предложить образованию проекты, уже воплощенные в определенную форму и готовые к реализации.

Акторы, в меньшей степени мотивированные с финансовой точки зрения, не ставящие перед собой цель привлечения инвестиций, чаще генерируют идеи, но не всегда способны довести их до состояния готового к реализации проекта. Это задает альтернативный ракурс рассмотрения системы образования: данная область может выступать не только в качестве бесплатной государственной среды, но и платформы для частно-государственного партнерства и монетизации.
Мотивы инноваторов в образовании. Выраженность мотивов измерялась по шкале от 1 до 7


ОБЩЕЕ И ЛИЧНОЕ

Как оказалось, каждый инноватор, реализующий проект в сфере образования, движим не одним мотивом, а комплексом. Вне зависимости от желания инноваторов улучшить образование (социальный мотив) или повысить собственный статус (статусный мотив), любой проект несет в себе творческую идею и уникальный взгляд на развитие образовательной системы (мотив самореализации). Связь между финансовым и социальным мотивами говорит о том, что желание социальных преобразований не противоречит идее получения финансовой выгоды. Любой социально значимый проект требует финансовой поддержки. Инноваторы готовы привлекать необходимые ресурсы, в том числе за счет монетизации проекта.

Таким образом, драйверы низовой активности представляют собой единый клубок тесно переплетенных мотивов. Инноваторы — это социальная группа, которая озабочена будущим образования и вместе с тем видит в этой сфере возможности для личной и профессиональной реализации.

ВЫВОДЫ

В системе образования существует группа энтузиастов, предлагающих инновационные идеи для развития образования. Российской системе образования крайне важно найти эффективные инструменты взаимодействия с этой группой, чтобы ее потенциал служил развитию системы. Изучение мотивов и ценностей инноваторов позволяет нам лучше понять этих людей, их интересы и драйверы развития.

Несмотря на то, что инициаторами инноваций могут выступать как люди, работающие в системе образования, так и внешние акторы, их мотивация схожа. Как внутренние, так и внешние инноваторы предлагают образованию жизнеспособные, социально значимые проекты, имеющие большой потенциал масштабирования и монетизации. Активность с обеих сторон системы сонаправлена и позволяет сформировать ядро проактивных акторов, деятельность которых направлена на модернизацию системы образования.





Авторы благодарят за помощь в оформлении инфографики дизайнера Инну Афанасьеву


(с) Издательство журнала EDexpert, 2017
Made on
Tilda