© 2022 Издательство журнала EdExpert

Прием заявок на 9-й Конкурс инноваций в образовании продлится до 21 октября

Сбор заявок на КИвО — 2022 стартовал 9 сентября на сайте www.kivo.hse.ru

Его основным организатором является Институт образования НИУ ВШЭ. Как и в прошлом году, Конкурс инноваций в образовании (КИвО) имеет международный статус. Помимо российского трека, состоится «КИвО-Казахстан», а также впервые — «КИвО-Армения» и «КИвО-Грузия». Заявки принимаются онлайн в течение полутора месяцев. Абсолютный победитель получит образовательный грант, победители в номинациях — призы от партнеров.
КИвО был придуман в Высшей школе экономики в 2014 году и сегодня проводится в рамках стратегического проекта университета «Распространение образовательных инноваций через реализацию международного конкурса инноваций в образовании на 2022 — 2024 годы». Индивидуальные инновационные проекты (низовые образовательные инновации — grassroots innovation), которые выявляются в ходе конкурса, в дорожной карте проекта рассматриваются как дополнительный ресурс модернизации и трансформации образования.

Основная задача конкурса — найти перспективные проекты, придуманные индивидуальными разработчиками или командами до 6 человек, выявить лучшие и дать им путевку в жизнь. Проекты могут быть посвящены разным уровням образования и находиться на разных стадиях развития — от идеи до работающего бизнеса. К участию в конкурсе приглашаются учителя школ и преподаватели вузов, администраторы образования, студенты и школьники, их родители, предприниматели.

В этом году на конкурсе представлено 11 номинаций, их перечень определялся с учетом мировых трендов в ходе консультаций с участниками КИвО прошлых лет. При подаче заявки авторы проекта могут выбрать одну или две из них.

Заявки принимаются на сайте КивО www.kivo.hse.ru.
Номинации Конкурса инноваций в образовании — 2022:

1. «Новые методики» — проекты, которые предлагают новые методики, образовательные подходы и форматы;

2. «Новые навыки, компетенции и грамотности» — проекты, направленных на развитие новых компетенций («мягкие навыки», финансовая, цифровая грамотность и т. д.)

3. «ПРЕПОДАВАТЕЛЬская» — проекты, которые фокусируются на поддержке и развитии педагога, ментора, создании экосистем вокруг и для педагога, упрощение жизни педагога и т. д.;

4. «Цифровая трансформация» — проекты, основанные на создании новых цифровых решений (инструментов, платформ-агрегаторов и т. д.);

5. «Уроки пандемии» — проекты, позволяющие закрепить и масштабировать позитивные эффекты локдауна для образования, а также для компенсировать негативные последствия;

6. Well-being — проекты, направленные на поддержку здоровья и психологического благополучия всех участников образовательного процесса;

7. «Семейная лаборатория образования» — проекты, сфокусированные на поддержке и развитии новой роли семьи в образовании, а также взаимодействии разных поколений.

8. «Образование для каждого» — проекты, направленные на повышение доступности качественного образования для групп со специальными запросами (в т.ч. представителей «серебряного» возраста), персонализацию обучения;

9. «Сила сообщества» — проекты, развивающие образовательные инициативы для местных сообществ, вовлекающие сообщества в развитие образования, а также поддерживающие P2P и наставничество;

10. «Популяризация в образовании» — просветительские культурные инициативы, продвижение и позиционирование проектов и идей в образовательной среде, медиа в образовании.

11. «Среда для инноваций» — инициативы, направленные на стимулирование и управление инновациями (в т.ч. в организациях), новые исследования в образовании, новые подходы к масштабированию инноваций.
Все заявки, поданные на конкурс в 2022 году, пройдут независимую двойную экспертизу: их рассмотрят более 100 экспертов из образования и бизнеса, предоставив обратную связь командам. По итогам экспертизы будут определены полуфиналисты, которых пригласят в Вышку на осеннюю школу — образовательный интенсив и одновременно акселератор, где они в течение нескольких дней представят свои проекты партнерам конкурса, экспертам от образования и бизнеса. Обычно в полуфинале отсеиваются лишь несколько участников. Из оставшихся команд выберут абсолютного победителя по итогам финала, который состоится в ноябре.

Партнерами КИвО традиционно являются издательство Просвещение, Центра Содействия Инновациям в образовании (СОЛЬ), благотворительный фонд Сбербанка «Вклад в будущее», Рыбаков Фонд и др.

Партнер в Казахстане — Казахский национальный педагогический университет имени Абая, в Армении — Международный научно-образовательный центр Национальной академии наук Республики Армения.
Асель Акпаева
доцент Казахского национального педагогического университета имени Абая
Наш университет стал партнером КИвО в прошлом году — заявки на конкурс подавали не только казахские педагоги, но и родители, ученики, студенты, предприниматели в области образования, IT-специалисты. Низовые инновации, которые они предлагали, затрагивали самые разные проблемы, в том числе цифровизацию, дидактику образования, инклюзивное образование, духовно-нравственное воспитание. Несмотря на то, что степень проработанности заявок была очень разной, конкурс помог выявить наиболее проблемные зоны в образовании, до которых, как говорится, не доходят руки у официальных структур. В этом году мы ждем от участников конкурса новых свежих идей.
Армен Саргсян
директор Международного научно-образовательного центра Национальной академии наук Республики Армения
Инновация Вышки — КИвО, конкурс, который хорошо известен за пределами России и действительно является международным. Проведение «КИвО Армения» для Международного научно-образовательного центра Национальной академии наук — это возможность предложить международному сообществу образовательные инновации республики, а также увидеть тренды и примеры проектов, которые могут быть реализованы в нашей стране. Экосистема КИвО — это нечто большее, чем просто конкурсные этапы; это живое сообщество инноваторов, экспертов и жюри. В этом плане открываются важные возможности для межстранового взаимодействия: проведения исследований, совместных мероприятий, обменов.
Роль КИвО в развитии своих проектов финалисты конкурса разных лет обычно оценивают как ускоритель — стимул к дальнейшему развитию, а также как возможность общения с широким кругом экспертов — как менторов с большим опытом, так и стартаперов, которым интересно узнать об опыте себе подобных. В этом году участники полуфинала получат подробную информацию о проектах, которые были признаны лучшими за все годы существования конкурса, — узнают о секретах их успеха и роли КИвО в их становлении и развитии.
Диана Королева
директор КИвО
Интерес к инновациям в образовании сегодня очень высок — в условиях турбулентности, когда система образования вынуждена постоянно приспосабливаться к новым обстоятельствам, именно низовые инновации зачастую становятся источником новых и быстрых решений. Конкурс инноваций в образовании — это не просто состязание проектных команд, но и обучение, исследования, развитие профессионального сообщества. В этом году экосистема конкурса расширилась — помимо коллег из Казахстана, к ней также присоединились представители Армении и Грузии. Уверена, благодаря КИвО мы в очередной раз узнаем о новых оригинальных, ярких, прорывных проектах, которые сыграют важную роль в повышении качества и доступности образования в наших странах.
Подать заявку на конкурс можно на сайте www.kivo.hse.ru
О Конкурсе инноваций в образовании:

За время проведения КИВО (2014−2021 гг.) было рассмотрено 4682 заявки из 21 страны и 157 городов. В частности, в 2021 году поступило 518 заявок, в том числе 27 из Казахстана.

Победителями КИвО в 2021 году были признаны два проекта — WM Product (Россия, сервис адаптации образовательных сайтов и приложений для незрячих и слабовидящих людей) и QPSy (Казахстан, платформа анонимных и бесплатных психологических консультаций для школьников).

Сообщество Конкурса — более 14 тысяч инноваторов и предпринимателей в области образования в России и мире.

Проекты-финалисты Конкурса развивались на площадках партнеров (АСИ, РВК, Microsoft, Сбербанк, Институт образования ВШЭ, Ассоциация детских товаров, издательства «Просвещение», Рыбаков Фонд). Сегодня успешно реализуются более 150 проектов — выпускников Конкурса, например, «Учитель для России», «Кодабра», «Москва глазами инженера», клуб «Билим».

В 2018 году в состав жюри КИвО вошли иностранные эксперты — основатель и генеральный директор Всемирной организации образования Маркес Андерсон, директор Evidence Institute Мацей Якубовски, профессор Будапештского университета ELTE Габор Халасз и директор по образованию и навыкам Организации экономического сотрудничества и развития Андреас Шляйхер. В 2019 году к жюри присоединился управляющий директор EDvisor Finland Нил О’Тул, в 2020 — Ульрих Бозер (The Learning Agency) и Анна Дементьева (xEdu).