ЖЮЛЬНАР АСФАРИ, АНДРЕЙ АНДРУСОВ

EDexpert / №0 Весна 2017
ИССЛЕДОВАНИЕ

КАРТА ЛИДЕРОВ
Лидеры дополнительного образования в России, их запросы и развитие
… или Куда катится «снежный ком»

Жюльнар Асфари,
исполнительный директор АНО «Центр содействия инновациям в образовании»

Андрей Андрусов,
заместитель исполнительного директора АНО «Центр содействия инновациям в образовании»

Задумывая в конце весны 2016 г. исследование об образовательных инновациях в России, мы намеренно решили уйти от выявления инновационных проектов напрямую. Занимаясь развитием образовательных инициатив с 2014 г., мы уже столкнулись с тем, что во всем мире образовательное сообщество сформулировало основные вызовы времени:
- компетенции XXI века;
- диджитализация;
- глобализация;
- индивидуализация образовательных траекторий через всю жизнь;
- привлечение частного капитала.

Мы для себя решили, что если есть вызовы, то уже есть и те, кто отвечает на них, кто ищет и предлагает решения. Всегда есть люди, готовые взять на себя ответственность быть пионерами, инноваторами, лидерами изменений.

Таким образом, наше исследование мы посвятили лидерам инноваций в образовании и применили для этого метод «снежного кома» как инструмент построения социального графа.

Ядро было сформировано нашим исследованием, которое мы провели в 2015 г., изучая рынок инновационных масштабируемых и устойчивых проектов. Большинство из наших «пионеров» было не старше трех лет, многие были основаны на ИТ-решениях, другие предлагали принципиально иной подход к профориентации, но все они являлись частными инициативами в сегменте так называемого дополнительного образования.

Оттолкнувшись от ядра проектов, с которыми мы успели познакомиться и поработать в 2015 г., таких как «Учи.ру», «Интернетурок», «Смарткурс» и др., мы «покатили» «ком» дальше.

Для этого мы задавали лидерам инноваций в образовании три типа вопросов:
- информация о проекте и самом лидере;
- описание целей (вызовов), препятствий и потребностей (на уровне личности, проекта и системы);
- рекомендации других лидеров инноваций в образовании для расширения выборки методом «снежного кома».

Вопрос про рекомендации мы оставили максимально открытым: кого вы порекомендуете как лидера образовательных инноваций в России? Это позволило нам не только собрать самых ярких, смелых и удивительных людей, но и увидеть, насколько широко трактуется профильным сообществом пространство инноваций в образовании. Это и «изменение внутри ролевой модели "учитель — ученик"»; и «то, что меняет мотивацию к обучению»; и «изменение жизни в лучшую сторону»; а еще «то, что приводит к изменению структур в организации» и «изменению системы разделения труда»; ну и, конечно, «внедрение новой технологии» и «оригинальное прочтение, несущее системные изменения». Любопытно было узнать, что существует также «традиционная инновация — инновация, которая не стала нормой для всех». Например, методики Монтессори.

Наш «снежный ком» уже с первого интервью «покатился» согласно своей логике и «вынес» нас за пределы дополнительного образования, и у нас в социальном графе появились директора школ, учителя, ректоры вузов, эксперты, создатели развлекательно-образовательных пространств и авторы уникальных методик.

Долгое время «ком» «катался» по Москве, что подтверждало нашу первоначальную гипотезу о слабых горизонтальных связях в сообществе инноваторов.

Первые региональные рекомендации мы получили от лидера проекта «Конкурс "Директор школы"» Константина Михайловича Ушакова. Надо отметить, что все, кто связан рекомендациями через конкурс «Директор школы», представляют собой довольно сильное межрегиональное сообщество. За рекомендациями директоров мы «покатились» сразу в несколько регионов.

Как видно из Карты (Рис. 1 Общая карта лидеров), в сообществе инноваторов образования есть «связный» центр с двумя десятками известных лидеров (А. Асмолов, А. Адамский, Т. Ковалева, И. Фрумин, Д. Земцов и т.д.) и богатая периферия, включающая несколько сотен малоизвестных лидеров и проектов.

Мы видим, что есть огромный потенциал к распространению инноваций в образовательной среде. Эти инновации можно черпать из богатой периферии нашего социального графа. Согласно теории Грановеттера, люди, не входящие в узкий кластер близких друзей и знакомых, предоставляют личности полезную информацию — ту, которой личность не владеет в силу того, что со слабыми связями у субъекта коммуникации меньше общих контактов. И, следовательно, так называемые слабые связи, или периферия нашего графа, — неиссякаемый источник новых идей и информации друг для друга и для ядра.

Если вернуться к вызовам, стоящим перед системой образования, то из нашего исследования видно, что лишь в основе 23% проектов, которые развивают инноваторы из нашей Карты, лежат ИТ-решения. Это значит, что наши образовательные инновации находятся еще на пороге применения новых технологий, работы с большими данными, лежащими в основе индивидуализации образовательных траекторий. С другой стороны, развитие компетенций XXI века, таких как креативное и критическое мышление, навыков коллаборации и коммуникации, осознанности и толерантности, мотивирует и в той или иной степени лежит в основе почти всех попавших в Карту проектов. Характерно, что 70% проектов-лидеров созданы как небюджетные (29% — некоммерческие и 41% — коммерческие) организации, то есть с привлечением частного капитала.

Интересно, что доля мужчин — лидеров инноваций в образовании в Карте составляет 60%, что сопоставимо с аналогичными показателями в Европе, где доля мужчин среди социальных предпринимателей составляет те же 60%. Для сравнения: доля молодых инноваторов — мужчин (участников Конкурса инноваций в образовании, КИвО) — 40%. Любопытно, что доля мужчин снижается по мере удаления от ядра сообщества. Если в первой трети перечня лидеров (по признаку центральности) мужчины составляют 67%, то в последней трети их всего 52%, что тоже соответствует европейским показателям: известность в качестве лидера инноваций требует сильной энергии.

Еще одно любопытное наблюдение в ходе исследования: переход лидеров из бизнес-индустрии в образование, в создание и развитие образовательных проектов. Все из видимых нами переходов были ответом на вызов, связанный с наблюдением за собственными детьми и попытками разработать решение самостоятельно, без расчета на то, что система быстро поменяется. Проекты, запущенные бизнесменами и руководителями, имеющими опыт управления бизнесом, отличаются заложенной в них сразу философией масштабируемости и системным подходом к организации деятельности.

Поскольку исследование было задумано нами как первый шаг на пути выявления потребностей и поиска институциональных решений, которые будут способствовать развитию инновационной активности в среде, в рамках интервью нам было важно понять, с какими препятствиями сталкиваются инноваторы и какие у них имеются потребности и вызовы. Причем было важно выявить это как на уровне самого лидера, его проекта, так и на уровне системы образования в целом.

В дальнейшем каждый ответ помечался одной или несколькими метками из перечня в 349 меток, выявленных как наиболее повторяющиеся темы высказываний. Вот метки, которые повторяются в ответах чаще других (Рис. 2. Граф меток 2-го уровня).

Большая часть «болей» лидера инноваций в образовании связана с несовершенством существующей образовательной системы. Требуют изменения: подход к обучению, форматы обучения, содержание образования. Мешают: инертность системы образования, бюрократия и ментальные барьеры у педагогов. На втором плане находятся вызовы и проблемы, связанные с проектами: слабые темпы роста, недостаток квалификации управленческого и педагогического состава, отсутствие знаний о конкурентах и лучших практиках.

Для построения графа меток понадобилось ввести понятие «связи» между метками. Две метки являются связанными, если они встретились в одном интервью.

Глядя на граф меток (Рис. 2.), мы видим, что наиболее частыми являются именно системные проблемы и потребности (левый, более крупный кластер), а проблемы проектные (правый кластер) упоминаются реже.

Любопытно, что запрос на финансирование выражался в двух вариантах: во-первых, как запрос инвестиций (возвратные деньги) и, во-вторых, как запрос грантов (невозвратные деньги). Оба запроса находятся в правой части дерева меток, но по разные стороны от центра кластера. И они соединены с разными вызовами и препятствиями. Запросы на гранты чаще связаны с проблемами системы (патерналистская модель), а на инвестиции — с проблемами команды (предпринимательская модель).

Особый интерес представляет то, как различаются метки в разных кластерах и в других группах нашего сообщества лидеров.

Подробный анализ Карты можно будет увидеть на сайте s-ol.ru после 20 апреля, когда Карта будет официально представлена на встрече лидеров.

Мы также планируем сделать так, чтобы собирать информацию о лидерах, об их проектах и о потребностях было проще, чтобы «снежный ком» «катился» далее в полуавтоматическом режиме. Ведь важно увидеть не только ситуацию на сегодня, но и изменения, которые происходят в сообществе, в том числе благодаря усилиям Центра содействия инновациям в образовании («СОЛь»).

Мы также регулярно будем публиковать истории про наших лидеров и их инновационные подходы.

Мы верим, что сообщество инноваторов в образовании представляет собой колоссальный социальный потенциал для всей России и за ее пределами.

О ЦСИО «СОЛь»

ЦСИО «СОЛь» — некоммерческая организация, созданная в 2014 г. и финансируемая российскими предпринимателями. Организация существует для того, чтобы приближать наш мир к ситуации, когда каждый меняет действительность вокруг себя для улучшения качества жизни людей.

Деятельность ЦСИО «СОЛь» сфокусирована на образовании, поскольку именно оно дает возможность осознать свои способности к изменению среды вокруг себя для улучшения качества жизни людей. В частности, ЦСИО «СОЛь» проводит исследования, направленные на выявление лидеров образовательных инноваций, вовлекает в образовательную экосистему представителей власти, СМИ, фондов, предпринимателей и других участников для продуктивного сотрудничества, привносит технологии для оснащения предпринимателей в социальной сфере лучшими мировыми практиками и оказывает целевую поддержку образовательным проектам, удовлетворяющим критериям инновационности, масштабируемости, устойчивости, системности и креативности.
(с) Издательство журнала EDexpert, 2017
Made on
Tilda