Дмитрий Разумовский

руководитель программ корпоративной социальной ответственности Cisco
EDexpert / №2 ЗИМА 2017
В ЦИФРЕ. ПРИ ПОДДЕРЖКЕ CISCO
ХАКАТОН ЗА ТРИ ДНЯ
Сетевая академия Cisco предлагает свою версию проведения хакатона в школе. Мы постарались создать для учителей доступную методическую инструкцию с советами и подсказками, чтобы избежать ошибок при организации и проведении мероприятия.
ЧТО ТАКОЕ ХАКАТОН

Хакатон — экстремальный пример методологии проектного обучения. Это мероприятие, в ходе которого команды работают, чтобы сгенерировать идею, создать прототип и представить решение сложной проблемы. Для школ хакатон — новый образовательный инструмент, который, на первый взгляд, непрост в применении, но при правильном подходе может с легкостью войти в методический арсенал учителя и регулярно использоваться. Алгоритм подготовки и проведения хакатона, о котором пойдет речь в этой статье, позволит максимально доступно и увлекательно погрузить школьников в тематику интернета вещей, который сегодня является одним из самых значительных технологических трендов в мире.

В бизнес-среде хакатон может проходить несколько суток. Цель такого мероприятия — создать проект и инвестировать в него. В школе другие задачи и другой регламент. Мы рекомендуем проводить мероприятие в течение трех дней (естественно, с перерывами на еду, сон и отдых). Главное, чтобы ребята приобрели новые навыки.

Три компонента хакатона:

1. В мероприятии участвуют от 5 до 10 команд. Между ними обязательно должно быть соревнование.

2. Чтобы подчеркнуть соревновательный дух, у хакатона должен быть приз для победителя.

3. Хакатон — это интерактивный процесс, в итоге мы должны получить прототип устройства или программного продукта, а не только теоретическую модель или презентацию идеи.

По методологии Сетевой академии Cisco хакатон состоит из трех фаз, что в среднем соответствует как раз трем дням проведения. Но продолжительность каждого этапа может меняться, исходя из количества участвующих команд, возможностей и т. д.


1 день. Генерация идей

Тема. Утром первого дня объявляется тема хакатона. Это важно: не заранее, а только тогда, когда участники в сборе. Иначе школьники могут прийти на хакатон с готовым решением. В качестве примера темы мероприятия можем привести следующие: загрязнение окружающей среды, экономия городских ресурсов, город образования и т. д.

Формирование команд. Важно, чтобы в команде были участники с разными навыками, условными «специализациями»: один школьник, увлеченный ИТ, другой — экономикой, третий — дизайном и т. д. Вряд ли что-то получится, если команда программистов будет соревноваться с командой экономистов. А вот если собрать вместе ребят с разными взглядами и умениями, это сделает работу над проектом эффективнее и поможет участникам развить такие навыки, как умение общаться и договариваться с самыми разными людьми, которые им обязательно пригодятся во взрослой жизни.

Слово организаторам. В самом начале хакатона организаторы произносят вдохновляющую речь о важности объявленной темы, и школьники приступают к работе.


Как генерировать идеи. Для генерации и консолидации идей может использоваться такой прием, как стена проблем и стена решений: на одной размещают стикеры с кратким описанием проблем, на другой — стикеры с решениями. Заполнять стену проблем и стену решений можно одновременно. Второй вариант — генерировать только проблемы и путем голосования участников выбирать те, над которыми пойдет работа. В этом случае команда формируется вокруг автора идеи.


Приемы для генерации идей. 1. Мозговой штурм. Каждый участник делает свои предложения в течение ограниченного времени. Важно: в этом процессе запрещено критиковать и отвергать идеи. 2. Прием kill your darlings (убейте своих любимчиков). Если у школьников уже есть идея, о ней необходимо хотя бы временно забыть (можно даже демонстративно порвать стикер, на котором она записана). Надо объяснить ребятам, что они всегда смогут вернуться к своей первоначальной задумке, но пускай попробуют выйти из зоны комфорта и подумать над чем-то принципиально новым.

Checkpoint, или консультации с экспертами. Начиная с первого дня и в течение всего хакатона 2-3 раза проводятся обязательные консультации с экспертами (или менторами). Для этого приглашаются 4-5 человек из разных областей деятельности, например технические специалисты или предприниматели. Их задача — направить школьников, подсказать им решение. Эксперты могут сами подходить к командам по ходу работы или для них организуется отдельная комната, куда за консультацией могут обратиться сами ребята.

Важно: эксперты не могут быть членами жюри, их задача не судить, а помогать. А вот учителю помогать школьникам, наоборот, противопоказано: есть риск, что ребята откажутся от собственных идей и последуют его указаниям. Как бы странно для школьных педагогов это ни прозвучало, но для хакатона нет авторитетов. Даже советы экспертов ребята вправе проигнорировать и сделать все так, как считают нужным, а значит, научиться новому, пусть и на своих ошибках.

2 день. Прототипирование

Снабдите необходимым. При организации хакатона необходимо позаботиться, чтобы участники получили комплекты с минимально необходимым для работы набором. Но ограничивать ребят не стоит: они могут принести с собой все, что им сможет понадобиться. Правда, при этом возникают две потенциальные проблемы:

1. Участники могут прийти на хакатон с уже готовым проектом и соответствующим комплектом для его реализации.

2. Они начнут генерировать идею, исходя из имеющегося оборудования («какую проблему мы можем решить с помощью того, что у нас есть?»).

Для таких случаев нужны чекпойнты экспертов и приемы генерации идей.

Что использовать. В комплект для работы в качестве аппаратных компонентов могут входить платформы Arduino и Raspberry Pi. Как оболочку программы для прототипирования мы предлагаем использовать разработку Cisco PL-App, но вы можете выбрать любую другую. Для создания внешней оболочки устройства будут полезны 3D-принтер и различные конструкторы, но часто в ход идут самые обычные картонные коробки. Чтобы они выглядели красиво, предложите ребятам распечатать на цветном принтере готовые текстуры из интернета и просто обклеить их.

Если нет нужных комплектующих. Важно понимать, что участники хакатона создают прототип, а не реально работающее устройство, поэтому главное — наглядно показать принцип его работы. Например, если по задумке ребят должен использоваться датчик отпечатка пальца, а его нет, то можно обойтись, допустим, кнопкой, но в ходе презентации озвучить, что это именно датчик. Конечно, полностью заменять все задуманные функции прототипа на условные кнопки неправильно. Но главное, чтобы во время презентации был бы ясен функционал устройства.

3 день. Презентация

Регламент. Презентация — это кульминация хакатона, на этом этапе определяется победитель. Ребята готовят очень четкое и концентрированное выступление, на которое у команды будет всего 5 – 7 минут. За это время нужно рассказать о проекте (с использованием слайдов или без) и продемонстрировать прототип. Зачастую отведенное время даже отсчитывается обратным таймером, по его истечении команда не может продолжать свою презентацию.

Организация работы жюри. Чтобы члены жюри могли выставить оценки (баллы) за презентации, организатор предоставляет им формы, но судьи могут их и не использовать. Главное, они должны выслушать всех участников, задать вопросы, получить ответы (на это отводится 3 – 5 минут после каждой презентации) и определить победителя. К решению жюри может прийти после коллегиального обсуждения или посчитав общий балл из предоставленных форм. Критерии, по которым оцениваются проекты, это:

1. актуальность решения для современного мегаполиса;

2. качество презентации (представлены информативные слайды; ясны проблемы, решенные при помощи IoT; получены ответы на вопросы жюри; выдержан регламент по времени);

3. качество прототипа (работает ли он, решает ли поставленную проблему);

4. креативность и оригинальность (есть ли в проекте инновационная составляющая);

5. потенциальный социальный эффект от реализации проекта;

6. возможности коммерциализации проекта;

7. работа в команде (была ли команда сплоченной, все ли участники работали над проектом).

Мы говорим ребятам, что цель хакатона — победа, но это не так. На самом деле, цель хакатона — научиться. Таким образом, выигрывает и команда-победитель, и та, которая заняла последнее место. И, конечно, выигрывают учитель и школа, применяющие эффективную образовательную методику. Надеемся, что наши советы помогут вам провести интересное мероприятие для учеников.

Еще больше информации вы найдете в инструкции, как готовить хакатон, — Hackathon Playbook. Для получения доступа к этому и другим полезным учебным материалам образовательному учреждению необходимо вступить в программу Сетевой академии Cisco на сайте www.netacad.com/ru.
(с) Издательство журнала EDexpert, 2017
Made on
Tilda