Дискуссия «Устойчивость образовательного стартапа»: московским школам нужны не уникальные, а интересные, важные и массовые продукты
Startup City Challenge — ровесник московского международного форума «Город образования» и уже третий год подряд руководство МЦКО, который является оператором форума, приглашает SCC к участию на форуме.

Образовательная среда мегаполиса, инфраструктура столичного образования была бы не полной, если бы мы не представили молодые инновационные практики, достаточно обширную среду инноваторов в образовании. Все три года на конкурс подается в среднем более 50 качественных заявок и в этом году география амбициозных проектов, желающих принять участие в конкурсе и заявить о себе, значительно расширилась. Мы получили заявки из Москвы, Новокузнецка, Екатеринбурга, Подольска, Александровска, Астрахани, Воронежа, Кирова, Батайска, Новосибирска, Ростова-на-Дону, Ярославля, Ижевска, Троицка, Малого Сареева, Санкт-Петербурга, Красноярска. Отобрать финалистов первого этапа было непростой задачей: нам пришло много качественных заявок, в которые авторы вложили много знаний и сил. Затем Экспертный совет приложил немало усилий, чтобы оценить и выбрать среди очень разных практик лучшие, представляющие собой палитру всего многообразия практик в сфере образования.
31 августа в рамках московского международного форума «Город образования» состоялась Панельная дискуссия «Устойчивость образовательного стартапа», в которой приняли участие:
Павел Кузьмин
Андрей Андрусов
Заместитель исполнительного директора Центра Содействия Инновациям в обществе СОЛь/SOL Center
Макс Волошин
Руководитель платформы Кодвардс
Олеся Кашаева
Основатель и руководитель проекта «Мама работает»
Катерина Латыпова
Директор по цифровым коммуникациям корпорации Российский учебник
Наталья Царевская-Дякина
Директор направления образовательных технологий Talant Tech Север-Групп ТТ
Глава платформы «Кодвардс» Максим Волошин рассказал аудитории, какой путь прошел его проект.
Максим Волошин
Руководитель платформы Кодвардс
Более 15 тысяч школьников в России обучаются с помощью нашего продукта. Через платформу прошли больше миллиона детей. Мы хотели показать, что программирование в школе — это не так сложно, как кажется. Нам нужно было разработать продукт таким образом, чтобы им могли заниматься обычные учителя в начальной школе. Получилось. Сейчас во всем мире говорят про ИИ в том смысле, что нам нужно понимать, как учить учителей, детей и машины.
Генеральный директор ED2 Accelerator Наталья Царевская-Дякина обратила внимание на важность акселераторов в продвижении стартапов в сфере образования.
Наталья Царевская-Дякина
Директор направления образовательных технологий Talant Tech Север-Групп ТТ
EdTech интересует предпринимателей, которые пришли на этот рынок, инвесторов, родителей, взрослых, которые понимают, что без постоянного апскиллинга и самообразования они быстро отстанут в профессии. Появилось много частных проектов, которые эту систему обслуживают и готовы создавать и перерабатывать контент, делать платформы транспорта контента, заниматься тестированием, профориентацией. Показатели такие: у нас действительно самый большой pay plan за два года — более 700 проектов в базе, частных проектов как правило дополнительного образования. Больше половины проектов касаются дополнительного взрослого образования, тк. Это самый большой сегмент рынка, он исчисляется примерно в 220 млрд рублей по прогнозам на 2021 год. На втором месте — детское дополнительное образование. И совсем мало проектов, которые пытаются выходить в зону государственной монополии — базовое школьное и тем более базовое высшее образование.
Также эксперт отметила, что в акселератор попадают проекты в стадии не идеи, а серьезно выше.
Наталья Царевская-Дякина
Директор направления образовательных технологий Talant Tech Север-Групп ТТ
Бизнес-модель может быть неправильная, но тем не менее она есть, и фаундер, который приходит в акселератор, прекрасно понимает, с чем он пришел и что он будет продавать. Тем не менее, к нам приходят проекты с минимальным оборотом, в прошлом году у нас честно отучился проект с оборотом 150 млн рублей в год, который сейчас поднимает инвестиции в госплане объемом 700 млн рублей в год. В онлайне мы в год учим 200 проектов, в оффлайне — 40. Наша основная цель — повысить экономические показатели проекта и добиться коммерческой устойчивости, то есть сделать из проекта бизнес.
Директор по цифровым коммуникациям корпорации «Российский учебник» Катерина Латыпова поделилась с аудиторией мотивами, которыми руководствуется корпорация «Российский учебник», привлекая к сотрудничеству «малышей» от образования.
Катерина Латыпова
Директор по цифровым коммуникациям корпорации Российский учебник
Мы однозначно понимаем, что всегда надо искать новые точки роста. Это связано еще и с тем, что, мы верим в то, что педагогам нужна поддержка, создавая лучшие практики. Лучшие практики создаются небольшими мобильными командами, которые решают отдельную проблему потребителя — учителя и ученика, которые работают с нами. Поэтому мы внимательно смотрим на те стартапы, которые нам попадаются. Как только находится какое-то интересное решение, самая большая проблема, с которой мы сталкиваемся дальше — потребность выровнять терминологический словарь команды и компании. Мы со своей стороны пытаемся понять язык команды, с другой стороны, команду пытаемся поднять до того уровня, на котором разговариваем мы. Не то, что мы говорим на другом языке, но у нас несколько иные более глобальные цели и задачи сегодня ставятся более широкими мазками, а потом требуется более глубокая детализация. Выравнивание информационного поля понимания между командой и компанией очень важно. А дальше очень важно очень четкое структурирование целей и задач сотрудничества.

Несмотря на то, что мы большие, мы все время рассматриваем стартапы, не важно, мы делаем учебник, новые цифровые решения или новый проект запускаем — для нас ровно точно такой же стартап, просто с командами внутри компании, которые для нас отчасти слаженные и понятные с очень понятными KPI под каждый проект. Мы можем позволить себе не только деньги, но и лояльность аудитории, на которую мы выходим. Мы поступаемся финансовыми показателями с целью сделать более лояльной, заинтересованной к нам, к нашим решениям, к нашим продуктам, к нашим коммуникациям нашу аудиторию. Сейчас для нас становится очень интересной аудиторией директора школ, которые решают огромный спектр разных задач и выполняют роль и педагога, и администратора, и менеджера.
Заместитель директора Центра Содействия Инновациям в Обществе «СОЛь» Андрей Андрусов отметил, что образовательный стартап должен менять мир к лучшему, и этим он привлечет к себе пристальное внимание Центра СОЛь.
Андрей Андрусов
Заместитель исполнительного директора Центра Содействия Инновациям в обществе СОЛь/SOL Center
Кого мы ищем? Проекты, которые были бы социально-ориентированы, которые хотят менять что-то к лучшему. В образовании это очень конкретно: они должны менять представление, менять поведение людей, менять их жизнь. Но если вы не можете это показать — мы научим, приходите. Мы активно рассказываем о том, как демонстрировать свою социальную значимость. Чтобы проект был экономически устойчивым, нужна бизнес-модель, в которую мы верим. Мы очень внимательно смотрим на юнит-экономику, очень часто ее не хватает. Конечно, хочется, чтобы каждый вложенный рубль приносил больше пользы, поэтому важно, чтобы проект был масштабируемым.
Основатель и руководитель проекта «Мама работает» Олеся Кашаева заявила, что начинающим проектам, особенно социальным, необходима поддержка на начальном этапе не только в рамках акселераторов, образовательных программ, поддержки менторов, трекеров, но и финансовая.
Олеся Кашаева
Основатель и руководитель проекта «Мама работает»
Гранты — это некая подушка безопасности, которая не приведёт к каким-то плачевным последствиям, в отличие от инвестиций и заемных средств". Гранты можно получить на образовательные проекты, кроме того, мы получаем и помещения в безвозмездную аренду от города — и в Москве и в регионах. Если мы говорим про грантовую поддержку некоммерческой организации, то это президентские гранты, которые выделяются очень прозрачно. Есть и на один год, и долгосрочные гранты. Это очень эффективно на начальном этапе. Если мы говорим про нефедеральные, а региональные гранты, они выделяются различными департаментами (в Мск это Комитет общественных связей и Департамент труда и соцзащиты населения) и они тоже стали очень прозрачными, практически всё стало автоматизировано. Единственное условие участия в подобных грантах — это наличие некоммерческой организации. Если мы говорим про коммерческую — это субсидии от Департамента предпринимательства. Мой главный совет стартапам — пробуйте, обращайтесь в акселераторы, где вам помогут прописать программу. Конечно, бизнес должен быть прибыльным, но для того, чтобы проработать все гипотезы, необходимо время. И на это время вам поможет поддержка и государственная поддержка в том числе.
Павел Кузьмин, директор Московского центра качества образования Департамента образования и науки г. Москвы, обратил внимание финалистов конкурса Startup CityChallenge, что в настоящее время московским школам нужны не уникальные, а интересные, важные и массовые продукты. Москва активно изучает рынок и заинтересована в финансировании таких проектов в рамках госзакупок.
Павел Кузьмин
Директор Московского центра качества образования Департамента образования и науки г. Москвы
Мой совет и рекомендации всем участникам Startup City Challenge: не работайте на целевую господдержку, потому что в этом году она есть, а в следующем ее не будет. Подумайте о массовой школе, о массовых решениях, которые сегодня, либо в ближайшей перспективе можно внедрять. Сейчас уже понятно, что образование — это не только школа, это масса возможностей, которые есть за пределами школьной жизни. И если у вас будут интересные решения, то мы обязательно обратим на них внимание, будем работать с ними, представлять их на форуме «Город образования».