Дискуссия «Доживем до среды. Новая образовательная среда. Инфраструктура детства»
В рамках московского международного форума «Город образования» состоялась панельная дискуссия «Доживем до среды. Новая образовательная среда. Инфраструктура детства». Архитектура школ до недавних пор считалась маргинальной темой в образовании. EdExpert пригласил к обсуждению экспертов, которые приняли непосредственное участие в создании осеннего номера журнала:

  • Тигран Шмис, руководитель образовательных проектов, старший специалист в области образования Всемирного банка,
  • Елена Аралова, генеральный директор Martela, учредитель премии Martela EdDesign Award,
  • Юлия Чернец, руководитель проектов строительства объектов социальной инфраструктуры ГК «А101»,
  • Константин Серёгин, руководитель электронных проектов Центра разработки образовательных систем «Умная школа»,
  • Евгений Голубенко, генеральный директор инженерного центра «Атомик» (г. Екатеринбург), лидер проекта АСИ «Школа 2025. Перезагрузка».
Тигран Шмис, руководитель образовательных проектов, старший специалист в области образования Всемирного банка — представил теоретическую базу дискуссии «Доживем до среды».
Тигран Шмис
Руководитель образовательных проектов, старший специалист в области образования Всемирного банка
Мы попытались раскрыть один из важных и сложных вопросов глобальной повестки, который стоит перед школами, политиками, директорами, учителями: как использование среды связано с образовательными достижениями школьников? Исследование показало, что два метода формы обучения оказывают статистически значимое различие в достижениях и по математике, и по науке, если они используются в школах: организация группового обучения и организация коллективного преподавания, когда большой группе людей одновременно преподают несколько учителей.

Как это влияет на детей из низшей доли распределения по экономическому статусу? Эффект сохраняется, но организация группового обучения продолжает влиять на математику и на науку, но также исследования показывают, что дети из низких социальных слоев показывают более высокий результат, если с ними занимаются индивидуально. Это отвечает на наш вопрос, что нужно делать с разными группами детей и как организовывать обучение.
Елена Аралова, генеральный директор Martela, учредитель премии Martela EdDesign Award, обратила внимание собравшихся на то, что определяет качество школы.
Елена Аралова
Генеральный директор Martela, учредитель премии Martela EdDesign Award
Самый неоднозначный вывод, который мы сделали за последние три года, поработав с 20 школьными проектами: школу делают хорошей не красивые цветные стены, не красивая мебель и даже не инфраструктура, а возможность считать с каждого квадратного метра те образовательные смыслы, которые закладывают учителя. Архитектура здания — это оболочка, которая «натягивается» на контент, на содержание. Поэтому работа архитекторов — сделать так, чтобы оболочка работала на содержание. Поэтому мы горячо боремся с идеологией типового строительства. Чем больше авторских проектов, тем лучше.
Юлия Чернец, руководитель проектов строительства объектов социальной инфраструктуры ГК «А101» рассказала, как помещения школ могут функционально работать на образование учеников.
Юлия Чернец
Руководитель проектов строительства объектов социальной инфраструктуры ГК «А101»
Мы не хотим делать типовые проекты, мы хотим создавать образовательную среду. Интерьер тоже должен выполнять образовательную функцию. Например, рекреации для младших классов могут быть одновременно лабораториями или зонами для физической активности. Для старших классов мы пытаемся предусмотреть места для индивидуальной работы и места для уединения.

К сожалению, текущая нормативная база недостаточно к нам лояльна. Например, текущее законодательство не успевает за развитием IT. Яркий пример — классы информатики. До сих пор все нормативы требуют делать эти классы с увеличенной площадью, якобы для защиты от излучения. Так же требуются специальные покрытия в отделке, должно быть левостороннее освещение и т. д. Это очень сложно. Нормативную базу надо пересматривать.
Константин Серёгин, руководитель электронных проектов Центра разработки образовательных систем «Умная школа» поделился своим мнением о том, как инфраструктура школы помогает учиться.
Константин Серёгин
Руководитель электронных проектов Центра разработки образовательных систем «Умная школа»
Среда может быть агентом, не только способствовать деятельности, но и запускать действия, подталкивать к определенному поведению, задавать определенные правила. Нужно ли, чтобы взять книжку найти библиотеку, дождаться, пока тебя запишут в журнал, найдут эту книжку? Или можно просто — самому — взять книжку с полки? Среда помогает или, наоборот, мешает взаимодействовать. Если у нас стоят тяжелые парты, которые сложно поднять, учителя не будут их переставлять, чтобы дети могли поработать в группах.

Какую бы классную среду мы не сделали, если в ней дети с помощью взрослых не конструируют знания в себе, не исследуют, не взаимодействуют, образовательные результаты сами по себе не возникнут. Сначала необходимо понять, чего мы хотим достичь и как этого добиться. А уже, исходя из этого, следует ставить задание архитектору и дизайнеру.
Евгений Голубенко, генеральный директор инженерного центра «Атомик» (г. Екатеринбург), лидер проекта АСИ «Школа 2025. Перезагрузка» обратил внимание аудитории на концепцию создания новых школ.
Евгений Голубенко
Генеральный директор инженерного центра «Атомик» (г. Екатеринбург), лидер проекта АСИ «Школа 2025. Перезагрузка»
Задача — построить к 2025 году 6 млн новых мест в масштабах страны. Цикл создания проекта — пять лет, поэтому заниматься этим нужно уже сейчас. При этом действующие нормативы заставляют нас абсолютно неэффективно строить 40% площадей. Это площади не образовательных пространств, а бетона и плитки.

Наша концепция создания новых школ включает в себя три вещи. Это новое строительство, реконструкция и капитальный ремонт с элементами пристройки к существующим зданиям. Сейчас нормы мешают прикоснуться к 80% существующих школ. Мы не можем их эффективно реконструировать.

Мы уже отменили обязательную ориентацию окон по сторонам света. Это позволило сэкономить примерно 15% бюджета. Эта норма не позволяла реконструировать практически не одно здание. Второе — мы боролись за этажность. Сегодня мы получили возможность строить в школах пять этажей вместо четырех. Теперь мы боремся за возможность эффективно использовать подвал и цоколь, размещать гардеробы не только на первых этажах.