Круглый стол ФИРО: «Профориентация: как, зачем и для кого?»
10 июня в Президентской академии состоялось заседание дискуссионного клуба ФИРО РАНХиГС и «Мел», посвященное вопросам профориентации школьников: «Профориентация: как, зачем и для кого?»

Последнее в этом сезоне заседание открыл модератор мероприятия, директор Федерального института развития образования (ФИРО) РАНХиГС Максим Дулинов. Он отметил актуальность и модность темы профориентации, которая популярна не только в школах, но и в бизнесе.

Первый заместитель министра образования Московской области Илья Бронштейн обратил внимание аудитории на важность профессионального ориентирования.
Илья Бронштейн
Первый заместитель министра образования Московской области
На сегодняшний день в масштабах страны не существует инструмента, позволяющего поместить ребенка в некую экосистему свободного выбора, теста, проб и свободных ошибок
Он также подчеркнул, что экспертное сообщество должно направлять большинство семей, подсказывать им и создавать удобное пространство.

Генеральный директор Smart Course Тимур Жаббаров в ходе обсуждения поднял вопрос о том, что экспертное сообщество делало до сих пор неправильно.
Тимур Жаббаров
Генеральный директор Smart Course
Важно понять, что нужно срочно исправить, чтобы выпускники школ были готовы брать на себя ответственность и принимать решения.
Говоря о возрасте профориентации для детей, президент Центра тестирования и развития «Гуманитарные технологии» при МГУ Алексей Серебряков отметил, что приступить лучше всего в начальной школе в игровой форме. Однако современной профориентации не хватает научной обоснованности (исследовательской работы) и практичности.
Алексей Серебряков
Президент Центра тестирования и развития «Гуманитарные технологии» при МГУ
Как ребенок может понять, что стоит за тем или иным направлением? Только через личный опыт.
По мнению директора ГУ «Центр профессиональной ориентации и психологической поддержки «Ресурс» (Ярославская область) Ирины Кузнецовой, для того, чтобы на школьном уровне что-то происходило, необходимо правильно выстроить процессы интеграции.
Ирина Кузнецова
Директор Г У «Центр профессиональной ориентации и психологической поддержки «Ресурс» (Ярославская область)
Здесь, на мой взгляд, современной профориентации не хватает концептуальной основы.
Ведущий научный сотрудник Центра профессионального образования и систем квалификаций ФИРО Игорь Сергеев отметил, что в профориентационной работе есть две линии: одна — это сопровождение выбора профессии, а другая — обучение самоопределению и сейчас задачи, как и результаты, у них разные.
Игорь Сергеев
Ведущий научный сотрудник Центра профессионального образования и систем квалификаций ФИРО
Но мы должны организовывать профориентацию как непрерывное строительство экосистемы, где участвуют все — родители, работодатели, дети, школы.
Галина Резапкина, старший научный сотрудник центра стратегии, проектирования и правового обеспечения образовательных систем ФИРО, обратила внимание участников дискуссионного клуба на то, что «иногда профориентацией занимаются люди, не знакомые даже с азами этой работы и под видом профориентации могут предлагаться фейковые услуги, которые не имеют никакого отношения к реальной профориентации».

Об опыте федерального проекта по профориентации «Zасобой» участникам заседания рассказала его руководитель Наталья Алиева.

Своим мнением также поделились Дмитрий Судаков, руководитель проекта «Атлас новых профессий», Николай Родичев, ведущий аналитик Центра развития образования РАО, Наталья Гришукова, координатор проектов предпрофессионального развития и профориентации в системе среднего профобразования, ГБОУ «Городской методический центр» ДОНМ.