EdTech-рынок предложил Москве дорожную карту развития
В Цифровом деловом пространстве состоялась вторая встреча в формате «Стартап кафе», проекта Агентства инноваций Москвы. Дискуссия прошла при поддержке Департамента предпринимательства и инновационного развития Москвы. Модератором встречи выступил Денис Кравченко, издатель и главный редактор журнала EdExpert, информационного партнера дискуссии.

Эксперты, инвесторы и стартаперы встретились на площадке ЦДП, чтобы обсудить, чем Департамент может помочь EdTech'у — технологичным инновационным компаниям на рынке образования и какие преференции они хотели бы получить от города, какой набор мер по развитию EdTech-рынка мог бы способствовать его бурному развитию.
Специальный гость встречи — Екатерина Рыбакова, президент, член совета и сооснователь «Рыбаков Фонда», рассказала о подходе фонда к развитию образования.
Екатерина Рыбакова
Президент, член совета и сооснователь «Рыбаков Фонда»
Технологии — важнейший элемент жизни, но это инструмент, и технологии сами по себе не работают — работают люди, работают идеи. Технологии позволяют людям и тем проектам, которые они создают, быть более масштабными и более эффективными и идеям быстрее распространяться. Поэтому «Рыбаков Фонд» — не про технологии, а про людей, но при этом мы придаем технологиям очень большое значение.
Михаил Мягков, основатель и генеральный директор компании Maximum Education заявил, что в Эдтехе активно развивается искусственный интеллект, благодаря чему учебный процесс только выигрывает.
Михаил Мягков
Основатель и генеральный директор компании Maximum Education
Китайские компании выпускают 100 тысяч онлайн-уроков в день в определенный час в 7 вечера. 100 тысяч американских учителей подключаются к такому же количеству китайских детей в один момент в 7 вечера. Каким образом они могут контролировать качество данного процесса на масштабе? Они используют facial emotion recognition-технологии, которые позволяют им проконтролировать и проанализировать урок. Сегодня технологии идут туда — это замена некоторых факторов, которые раньше делал только человек. ИИ оставляет сегодняшнему преподавателю очень специфическую роль, которую нельзя заменить.
Максим Спиридонов, сооснователь и генеральный директор «Нетология-групп», серийный технологический предприниматель высказал свои предложил городу практический алгоритм действий, которые необходимы сейчас в онлайн-образовании.
Максим Спиридонов
Сооснователь и генеральный директор «Нетология-групп»
Надо просто выделять в наиболее болезненных сферах ответственности государства сегменты, которые могут быть проектами и на этих проектах создавать открытый конкурс среди существующих кампаний. Софт скиллс — я считаю, большая боль, особенно для детей. Диджитализация от вопросов безопасности до вопросов эффективного пользования и совмещения этого с физиологией, поскольку дети часто увлекаются. Выбирать проекты, выделять боли, формировать линии проектов по задачам, открывать конкурсы, выбирать лучших, реализовывать, закрывать боли. На мой взгляд государство сейчас занимает достаточно разумную и относительно нейтральную позицию и выходить далеко не стоит просто от того, что развитие сегмента онлайн-образования хорошо проходит в коммерции.
Диана Королева, директор Лаборатории изучения инноваций в образовании НИУ ВШЭ рассказала о проблемах, связанных с физической, правовой и финансовой инфраструктурой в образовании на основании опроса «360 инноваторов», проведенным для оценки инновационного образовательного климата среди 360 респондентов из разных регионов страны.
Диана Королева
Директор Лаборатории изучения инноваций в образовании НИУ ВШЭ
Если инноваторы говорят, что все неплохо с телекоммуникационной инфраструктурой, с человеческими ресурсами, с инфраструктурой для развития — с различными конкурсами, акселерационными программами, то финансы, физическая инфраструктура и правовая, к сожалению, сильно отстают.

Недавно мне пришло на ум название для российских образовательных стартапов — это безвыходные стартапы. Почему безвыходные? Потому что создатели стартапов в России не видят завершения проекта. У нас бытует мнение, что ты генерировал какую-то идею, ее реализуешь и будешь этим заниматься всю жизнь, никому не передашь права. О франшизе мы тоже сложно говорим, потому что «я придумал и только я могу это реализовать». О возможности инвестора получить какую-то долю тоже очень сложно идет разговор. То есть это такие безвыходное стартапы, которые тянет один или какая-то команда создателей, и ни в какую не готовы никого туда пускать".
Также эксперт обратила внимание на вторую ключевую проблему в эдтехе.
Диана Королева
Директор Лаборатории изучения инноваций в образовании НИУ ВШЭ
Мы очень много учим образовательные стартапы бизнесу, различным бизнес-подходам. Технологии по работе с EdTech-ом сегодня расползлись на разные акселераторы, инкубаторы и очень хорошо ими подхвачены и реализуются. Но мы все время забываем, что образовательные стартапы — это сфера образования и надо учить людей в том числе работать с образовательными институциями, со школами, с университетами и говорить на их языке, потому что иначе это будет всегда параллельная история. Пока вы не научитесь говорить как представители системы образования, вход в систему закрыт и это большая проблема для самих стартапов.
Алексей Соловьев, венчурный инвестор, венчурный партнер Skolkovo Digital обратил внимание аудитории на исследования рынка образовательных технологий.
Алексей Соловьев
Венчурный инвестор, венчурный партнер Skolkovo Digital
Есть мир, где зарабатывают деньги — и это мир обучения. И есть мир, где происходят инновации. В этом мире фокус находится не на продаже своего продукта, а на разработке самого продукта — это первое. Второе, те кто обучают — не используют эти продукты. И третье — их в 10 раз меньше. Это не плохо и не хорошо. Мы эти исследования делаем для того, чтобы внести свой вклад в реальное восприятие рынка всеми его участниками для того, чтобы участники не теоретически знали как устроен рынок, а практически на основе статистических сведений.
Наталья Царевская-Дякина, директор ED2 EdTech Акселератора рассказала о ситуации с образовательными технологиями в школах.
Наталья Царевская-Дякина
Директор ED2 EdTech Акселератора
Я посмотрела требования школьного СанПина, где уже в начальных классах разрешено пользоваться интерактивными устройствами — это телефоны, доски, проектор, планшет — не более пяти минут 5 минут в течение урока, но не более 20 минут в день. Это на официальном государственном уровне. Сейчас есть отдельный подпроект в нацпроекте «Образование» об оснащении школ VR-ами и в разработке химия, физика, математика и английский язык. Официальные заказы подразделений Министерства на разработку этих направлений именно в VR-е. То есть, здесь государственные структуры стали чуть более прогрессивными. Если у нас государство уже считает, что цифровизация должна быть, допускает использование этих устройств, субсидирует закупку интерактивных досок, субсидирует разработку каких-то направлений в VR-е — это большой сдвиг.
Денис Конанчук
Академический директор Московской школы управления Сколково
В 2017-ом году венчурные инвесторы вложили три миллиарда в EdTech-стартапы. Это деньги на развитие, чтобы появилось что-то новое. Вам наверняка известен проект Minerva, который произвел программу бакалавриата, где люди уже не сидят в классе, а ездят по разным странам мира и разговаривают через специальную платформу— это выходцы из классических институтов. Буквально полгода назад бизнес-школы впервые запустили консорциум. Они запускают уже не базовую систему для онлайн-образования, а пытаются педагогически перепродумать, как люди на самом деле учатся в цифре. Потому что-то, что предлагают существующие платформы категорически не удовлетворяют. Появились новые платформы и я уверен, что эта волна инноваций системных игроков будет только нарастать. В этом плане я бы предпринимателей в EdTech-е призвал не расслабляться
Алексей Липчанский, руководитель школы информационных технологий Академии технологий и данных Корпоративного университета Сбербанка рассказал о том, что за пределами «EdTech-пузыря» есть жизнь — реальная экономика, и стартапы должны в нее встраиваться.
Алексей Липчанский
Руководитель школы информационных технологий Академии технологий и данных Корпоративного университета Сбербанка
Производственному процессу, бизнесу, нужен не человек, а конкретные знания. Внутреннее развитие очень классно играет на статус образования в России и в Москве, это одна сторона — внутри зеркального шара. Важно понимать, что за пределами этого шара ваше стартапное развитие является частью экономики, которая бурно растет, которая приносит добавленную стоимость и фактически играет уже какую-то заметную роль в национальном продукте. И третья часть в том же, в чем заинтересована Москва, как и любой бизнес, наверное, на территории или за пределами — это знание, которое поступает вовремя для того, чтобы этот процесс был дешевле, чтобы продукт можно было сделать быстрее, чтобы маржинальность этого продукта была максимальна. Я хочу сказать, что стартапы, которые победят в ближайшие 5−10 лет — это те стартапы, которые c самым широким KPI и самыми широкими интерфейсами вольются в производственные процессы в Москве, и, может быть, за границей.
Юрий Усков, основатель и директор iSpring обратил внимание на «дыры» в базовом образовании важнейшего звена в стартап-механизме — программировании.
Юрий Усков
Основатель и директор iSpring
Мы работаем в экономику и увеличиваем через образовательные технологии её способность создавать продукт — валовый, внутренний и внешний. Очень важно эти знания структурировать. И если говорить о работе программистов, то там где-то больше 80% — это база, то, что формируется в классическом университетском образовании, и где-то от 5 до 20 процентов — те актуальные практические навыки, которые человек может получить с помощью инструментов онлайн-образования, через общение с коллегами. И если там, где должна быть база — пустое место, то никаким онлайном эту дыру не закрыть. Стартапам сейчас остро не хватает программистов, потому что их сейчас не готовят.
Во второй части дискуссии участники «Стартап кафе» поделились лайфхаками, кейсами, перешли к практическим вопросам в сфере технологий в образовании.
Олесья Горьковая, управляющий директор HackerU Russia обратила внимание на острую проблему зарегулированности системы образования, архаичность СанПинов и системы лицензирования, и согласилась, что внедрять эдтех-проекты в условиях сопротивления рынка становится крайне проблематично.
Олесья Горьковая
Управляющий директор HackerU Russia
Даже на уровне коммуникаций со студентами мы не видим желания выходить на уровень стартапа, потому что риски достаточно высоки, грабли действительно отпугивают. Какое-то время назад началась мобилизация за предпринимательство на уровне школьников и студентов бакалавриата, но это как-то растворилось в экономической ситуации.
Александр Долгов
Директор направления B2G школы Skyeng
Я разделяю позицию, что ни в коем случае нельзя приходить с протянутой рукой и просить что-то у государства. Мы отказались от попыток просить изменения правил лицензирования. Позиция простая: главное, чтобы государство не мешало и не давало возможность спровоцировать монополии. Мы смотрим исключительно там, где конечный консьюмер может прийти к нам за образовательной услугой. И сейчас мы ставим цель только в одном: что это позволит дотянуться до детей из села Мужи Ямало-ненецкого автономного округа, чтобы они потом получили услугу внутри Skyeng, когда они вместе с родителями придут к этой потребности. Это наша ключевая цель про взаимодействие с государством — это первое. Второе: мы стараемся осознанно идти в проекты, где мы можем стать партнером по реализации того или иного продукта, где есть Эдтех, и если государство у нас будет его рассматривать, мы готовы ему в этом помогать. Это не барьер, чтобы говорить, что госучреждения к таким условиям не готовы, что рынку это не нужно. Просто должно пройти время, все должны это осознать. Родители должны к этому самостоятельно прийти.
Екатерина Лерман, директор по развитию компании «Профилум», отметила, что региональный аспект в России сильнее, чем в Европе и США, что, позволяет стартапам регионализировать бизнес.
Екатерина Лерман
Директор по развитию компании «Профилум»
У нас огромная страна, все территории отличаются друг от друга, и мы должны регионализироваться, научиться работать с регионами. В образовании не может быть универсального продукта, потому что у всех разные экономики и разные потребности в компетенциях населения.
В заключение встречи Мария Марьясова, основатель акселератора EdTech-проектов «Лобачевский», призвала коллег к активному поиску инвестиций в проекты, чтобы не стать заложниками рынка образования.
Мария Марьясова
Основатель акселератора EdTech-проектов «Лобачевский»
Я призываю коллег к товариществу по теме инвестиций, потому что если мы говорим про Москву, то основные инвесторы сосредоточены здесь и последующие встречи мы могли бы делать с участием частных инвесторов, людей, которые обладают капиталом, но пока не видят для себя образование как место капиталовложения. Мы занимаемся экспортом образовательных компаний, у нас есть Ассоциация экспортеров в сфере образования, где мы являемся соучредителями, в частности Skyeng являются нашими членами. Я хочу сказать, что для того, чтобы компания была более устойчивой, не зависела от политической ситуации и отношений со школами и государством, должны быть дополнительные люки. Мы не выводим талант за границу, это наша принципиальная позиция. Мы работаем следующим образом: чтобы инвесторы вкладывали в российские компании, которые структурированы по российскому праву, не офшорные. После этого они уже в качестве экспорта как российская компания — это важный прецедент — продают их в разные страны. Мы коллекционируем такой опыт, у нас есть в составе Ассоциации компании, которые физически присутствуют в 22 стран мира офлайн. Есть компании, которые в 50 в странах присутствуют.