Антон МОЛЕВ

депутат Мосгордумы, председатель комиссии по образованию, научный руководитель Лицея Президентской академии
EDexpert / №4 ВЕСНА 2018
ED - СТРАНИЧКА
Вопросы образования все чаще обсуждаются в контексте стремительно ускоряющейся жизни. На наших глазах меняется список актуальных профессий, некоторые отмирают, а вслед за современными технологическими и экономическими трендами появляются новые. У школьников возникает необходимость попробовать себя в разных специальностях уже в старших классах. Одним из ответов на этот вызов и стала столичная система предпрофессионального образования.

Уже не первый год в Москве реализуется целый комплекс проектов, связанных с предпрофессиональными пробами. Это медицинские, инженерные и академические классы, а также «курчатовский проект». Они дают возможность не только глубоко изучать профильные предметы, но и попробовать свои силы в той или иной профессии. Поэтому партнерами в реализации этих проектов выступают и школы, и вузы, обеспечивающие их поддержку, и предприятия, в том числе медицинские учреждения, научные центры, а если речь идет об академических классах, то еще и Федеральное агентство научных организаций.

Такие программы ориентированы прежде всего на мотивированных школьников, которые уже сейчас готовы попробовать себя в конкретной профессии. Конечно, столь раннее профильное углубление несет в себе высокие риски ошибки в выборе специальности. Это нередко становится поводом для сомнений и даже открытой критики такого подхода. Отвечая на нее, следует учитывать два важных обстоятельства. Во-первых, школа — это пространство, где ребенок может и должен совершать ошибки. Это естественный путь становления личности. И чем больше маленьких разочарований в начале пути, тем увереннее человек будет чувствовать себя во взрослой жизни. Во-вторых, проект специально задуман таким образом, что у школьника есть возможность все «переиграть». Если учащийся понимает, что ошибся с выбором специальности, у него есть возможность выбрать другую или вернуться к универсальному профилю обучения. Поэтому одно из ключевых требований в реализации такой программы для школы — помимо хорошей ресурсной базы, высокого качества преподавания и кадрового потенциала, наличие минимум трех классов в параллели на уровне среднего общего образования, чтобы у ребенка всегда были альтернативные варианты обучения.

Сегодня выбор профессий в столице очень широк, в отличие, скажем, от ситуации 20-летней давности, когда список востребованных и хорошо оплачиваемых специальностей не отличался разнообразием. Отрадно, что сейчас актуальными становятся инженерные профессии, специальности в сфере IT-технологий, биоинженерии, медицины, наукоемкого производства. Москва развивается так динамично, что появляются конкретные запросы не только от родителей и подрастающего поколения, но и от самого города как среды — от промышленных предприятий, банковского сектора, IT-компаний.

Конечно, раннее предпрофессиональное образование не дает стопроцентной гарантии последующего успеха, но это один из самых надежных способов попробовать свои силы и получить мощный фундамент знаний и опыта, на основе которого можно добиться значительных результатов в дальнейшем обучении и на профессиональном поприще.
(с) Издательство журнала EDexpert, 2017
Made on
Tilda