EdMarket AnticonF
Предпринимательство — это ловля возможностей
5 июня в пространстве Deworkacy на Красном Октябре состоялась Антиконференция EdMarket. Участники и спикеры обсудили трудности, проблемы и лайфхаки в онлайн-образовании: обеспечение высокого качества онлайн-образования, методы трансформации «живого» обучения в цифровое, способы эффективного запуска и создание условий долговременного онлайн-продукта на рынке, профессиональное выгорание и многое другое.
СПРАВКА
Максим Спиридонов

Генеральный директор и сооснователь «Нетология-групп». К созданию образовательного холдинга пришел, имея многолетний опыт серийного предпринимателя и стартап-менеджера ряда известных интернет-проектов и став обладателем книжной премии Рунета-2012 за книгу «Кто управляет русским Интернетом».
Хэдлайнером Антиконференции стал сооснователь и генеральный директор «Нетология-групп» Максим Спиридонов, который выступил с антидокладом «Как создать „Нетологию“ в вашей нише». На примере истории своей компании бизнесмен рассказал, как соблюдение базовых бизнес-правил помогает проекту развиться из стартапа в холдинг, обрести успешный вектор и сохранить его в дальнейшем.
Максим Спиридонов
Генеральный директор и сооснователь «Нетология-групп»
В бизнесе есть простые и очевидные вещи:
— люби своего клиента и знай его;
— нанимай людей сильнее себя;
— следи за кассовыми остатками.

За 20 лет я прошел путь от сооснователя небольшого ивент-агентства в Питере до руководителя образовательного холдинга, который входит в двадцатку самых дорогих компаний Рунета по версии Forbes. В процессе построения своей компании я совершил огромное количество ошибок, это бывает. Но я нашел свои правила и подходы, которые позволяют мне двигаться в направлении того, что можно назвать успехом. Когда я проанализировал правила, которыми я руководствуюсь сегодня, мне стало очень обидно: это и были те самые прописные истины о работе с бизнесом, которые я знал 20−30 лет назад. Своей историей я хочу помочь и себе, и вам еще раз осмыслить как соблюдение базовых правил построения бизнеса и маркетинга помогает двигаться в желаемом направлении и как их игнорирование этому мешает.

Одно из принципиально важных правил для предпринимателя — осознание, что в каждом моменте времени это не точка, которую ты достиг, а точка, в которой ты закрепился, чтобы двигаться дальше. Без базовых знаний о продукте, какой бы вы бизнес не строили, в маркетинге, в продажах и, конечно, в предпринимательском ведении бизнеса, построение устойчивой модели компании невозможно.
В каждом моменте времени это не точка, которую ты достиг, а точка, в которой ты закрепился, чтобы двигаться дальше
По словам главы «Нетология-групп», бизнес является бизнесом, только когда он сам по себе имеет ценность без руководителя в центре своей конструкции. На этапе роста «Нетологию» приходилось доинвестировать, переформатировать конструкцию офлайн-обучения в онлайн, упростив логистику продаж, увеличив чек, расширив рынок, чтобы создать ценность для потенциального клиента; компания приступила к созданию собственной образовательной платформы и начала получать стабильный доход. Именно на этом этапе стабильности состоялся пивот: «Нетология» за несколько месяцев создала свое направление — маркетплейс с видеокурсами, подписку на постоянно пополняющийся ресурс с видеокурсами, где всё было полностью автоматизировано.
Максим Спиридонов
Генеральный директор и сооснователь «Нетология-групп»
Предпринимательство — это ловля возможностей. Поскольку очень часто именно быстрая возможность сориентироваться и построить продукт в рамках своей ниши, способность сделать пивот, создать партнерство — это новый виток развития бизнеса.
Когда вы чувствуете, что надо расставаться с людьми, то надо расставаться быстрее
Объединившись с «Фоксфорд», «Нетология» расширила границы, стала более масштабной и прибыльной. Возникло чувство эйфории.
Максим Спиридонов
Генеральный директор и сооснователь «Нетология-групп»
Это чувство, которое я желаю испытать каждому из вас. Когда тебе кажется, что тебе всё удалось, ты очень часто делаешь необдуманные поступки — я советую поступать иначе. Мы занимались не тем, что нужно было делать, а нужно было продолжать организовывать бизнес, думать о решении текущих проблем, сокращать дублирующиеся позиции. Наступила самая драматическая фаза: мы захлебнулись в масштабе. Яростно выясняя отношения с партнерами и борясь за руководящие посты, мы часто спорили не по делу. Началась битва на выживание. Болезненным решением стало сокращение штата. Когда вы чувствуете, что надо расставаться с людьми, то надо расставаться быстрее. По-человечески, по-доброму, соблюдая все формальности, надо расставаться как можно скорее. Для менеджера нет лучшего учителя, чем дедлайн, форс-мажор, и стресс, в то время как стабильность не помогает расти. Любой управленец теряет любую экспертизу по мере управленческого развития, помимо экспертизы управления людьми. Оптимизировав процессы, пересмотрев зоны ответственности менеджеров, мы постепенно стали искать новые направления бизнеса, наступил подъем морального духа.
После перезагрузки «Нетология-групп» начала развивать развернутые программы, отбросив инерцию прежних бизнес-решений. Начался новый виток развития, но расти надо было на свои доходы. Решение оказалось банальным: финансовая дисциплина, рачительность, расчет. К 2017 году «Нетология-групп» выросла на 100% и вышла в прибыль, возникли амбиции по «захвату» оставшейся части мира.
Для менеджера нет лучшего учителя, чем дедлайн, форс-мажор, и стресс, в то время как стабильность не помогает расти. Любой управленец теряет любую экспертизу по мере управленческого развития, помимо экспертизы управления людьми
Максим Спиридонов
Генеральный директор и сооснователь «Нетология-групп»
Бренд EdMarket возник тогда, когда мы решили посмотреть каков рынок, в который мы играем. Какова карта местности, каковы сегменты, какие ниши, сколько денег, какой поток клиентов — это то, что должно быть в базисе каждого предпринимателя, ведущего любой бизнес. Мы стали искать пути продвижения проекта «Фоксфорд» и неожиданно нашим акционером стал Алексей Мордашов. Это вызвало огромный шум в отраслевой прессе, Forbes оценил сделку в $ 50−60 млн., это было самое начало хайпа вокруг онлайн-образования. Однако, когда ты дорастаешь до среднего бизнеса и начинаешь сотрудничать с корпорациями, ты обнаруживаешь, что эти люди и компании руководствуются совершенно другими критериями в оценке «хорошо/плохо» — это было для меня сюрпризом. Мы нашли решение этих трудностей: нашли способы синхронизации бизнес-целей, настроили личные отношения, нашли общий язык, поддержали баланс между автономией и зависимостью, стремимся сохранить гибкость и скорость, считаем деньги, формируем новые амбициозные авантюрные цели.

В заключение Максим Спиридонов сформулировал топ-5 качеств успешного предпринимателя:
1
Умение оценивать и анализировать рынок
Важно вовремя остановиться и найти новый путь развития бизнеса.
2
Длинный горизонт мышления. Качества визионера и стратега
3
Упорство в достижении цели, воля и твердость характера
4
Трезвомыслие
Нельзя предаваться эйфории
5
Мышление в категориях продаж
Нужно помнить о продукте и уметь быть жестким прагматиком на каждом этапе производства
Если статья была для вас полезной, расскажите о ней друзьям. Спасибо!

Читайте также: