© 2022 Издательство журнала EdExpert

EdExpo-2022. Образование с позиций будущего

22 — 23 сентября 2022 года в Санкт-Петербурге прошел V Международный педагогический форум «EdEXPO — 2022. Образование с позиций будущего». Более 500 руководителей и педагогов приехали в Северную столицу из разных регионов страны — Санкт-Петербурга и Москвы; Ленинградской, Московской, Калининградской, Свердловской, Иркутской, Ростовской, Белгородской, Саратовской, Тульской, Курской, Костромской, Оренбургской, Самарской, Нижегородской, Волгоградской, Челябинской, Кемеровской, Новосибирской, Омской, Липецкой, Ярославской, Воронежской, Сахалинской и Калужской областей; Республик Карелия, Татарстан, Мордовия, Бурятия, Удмуртия; Алтайского, Приморского, Краснодарского, Ставропольского и Пермского краев, а также из ХМАО-ЮГРА и ЯНАО. Почти 2500 слушателей смотрели онлайн-трансляцию.
Форум, проводимый в Санкт-Петербурге пятый год подряд, зарекомендовал себя как значимое мероприятие в области образования и ведущая коммуникационная площадка для открытого диалога, обмена мнениями и демонстрации лучших педагогических и управленческих практик. Все это служит миссии Форума, которая заключается в создании компетентного педагогического сообщества для сопровождения профессионального роста каждого участника. В течение двух дней работы Форума участники смогли услышать выступления более 80 спикеров, посетить выставку образовательных продуктов и решений в интерактивном музее «Россия — моя история», принять участие в работе семи стажировочных площадок на базе школ и детских садов Санкт-Петербурга, где в формате открытых уроков, мастер-классов и интерактивных лекций были продемонстрированы актуальные педагогические технологии и оригинальные методики воспитания, обучения и развития детей.
Впервые форум «EdEXPO» прошел в 2018 году и сразу получил высокую оценку экспертов — представителей образовательного сообщества. Именно поэтому с каждым годом растёт число тех, кто хочет повысить свои профессиональные навыки и прокачать личные компетенции, принимая участие в работе деловой программы форума, так и на практике на стажировочных площадках школ и детских садов Санкт-Петербурга.
Торжественное открытие форума прошло в интерактивной форме — участники в режиме реального времени формировали облако тегов на тему ключевых компетенций педагога в 2023 году. Самыми популярными ответами были — непрерывное обучение, гибкость, инициативность, многозадачность, самостоятельность, ответственность. Далее, на панельной дискуссии эксперты обсудили смыслы, ценности и приоритеты национальной образовательной политики. Д.п.н., д.пс.н., проф., лауреат Премии Правительства РФ в области образования, заведующий межфакультетской кафедрой образовательных систем и педагогических технологий МГИМО МИД России Витольд Альбертович Ясвин рассказал о том, что меняется в системе образования и как педагоги реагируют на эти изменения. Важность активного вовлечения сообщества — родителей, детей, представителей местного сообщества отметил директор МБОУ СОШ «Школа будущего», руководитель Федеральной инновационной площадки «Школа без границ» Голубицкий Алексей Викторович. В дополнение, автор телеграм-канала «О школе и не только», учитель школы № 564 Санкт-Петербурга Богданов Михаил Юрьевич подчеркнул, что педагогу необходимо «заземляться» и осмысливать свою деятельность в новых условиях. Заострил внимание на важности самоощущении учителя и Ээльмаа Юрий Владимирович, к.п.н., куратор платформы «ММСО. онлайн». О необходимости фундаментальных опорных исследований в практике дошкольного образования говорил к.п.н., заместитель председателя Совета ВОО «Воспитатели России» Егоров Баатр Борисович. Особую значимость негосударственного сектора образования обозначил Кравченко Денис Леонидович, главный редактор, основатель EdExpert, вице-президент АсНООР.
Секцию «Управление изменениями образовательной организации: механизмы, инструменты, ресурсы» открыл круглый стол «Управленческие изменения образовательной организации: механизмы, инструменты, ресурсы». За круглым столом спикеры: Кравцов А. О., к.п.н., доцент кафедры управления образованием и кадрового менеджмента РГПУ им. А. И. Герцена, Лужецкая И. Г., директор ГБУ ДППО ЦПКС «Информационно-методический центр» Московского района Санкт-Петербурга, Черемных М. П., к.п.н., руководитель Лаборатории «Педагогический дизайн и гибридные образовательные технологии» СевГУ и Турчин А. П., руководитель Дирекции методологии ООО «СберОбразования» обсудили вопросы управления изменениями и «лидерства сложности», сетевое взаимодействие образовательных организаций, стратегию и тактику образовательной организации «Школа» в контексте наступивших перемен, мотивацию педагогов и построение команды, а также то, каким быть контенту сегодня, чтобы отвечать запросу сегодняшнего дня.
В кейс-сессии «Качество образования: ориентиры, инструменты, подходы» спикеры Курцева Е. Г., член Координационного совета по развитию СПб РСОКО и эксперт Совета по образовательной политике при Комитете по образованию Санкт-Петербурга, Шапиро К. В., к.п.н., заместитель директора по научно-методической работе ГБУ ДПО «СПб ЦОКОиИТ», Осипенко Г. И., директор ИМЦ Невского района Санкт-Петербурга и Грекова Л. В., к.фил.н., руководитель ЦОКО ИМЦ Невского района Санкт-Петербурга обсудили вопросы самостоятельной контрольно-оценочной деятельности обучающихся как элемент ВСОКО, роль учителя в цифровой трансформации, вопросы управления качеством и качественного управления как основы управления будущим.

Одним из фокусов программы этого года стал предметный разговор об актуальных вопросах развития частного образования в России. Представители частных образовательных организаций в рамках дискуссионной площадки — Краченко Д. Л., вице-президент АсНООР, Конобеев А. В. к.п.н., академический директор Умскул. Академия, Рекуненко С. В. директор ОЦ «Орион», Аницоев А. А. генеральный директор «Онлайн-школа № 1», Скиба Э. Ю. учредитель и директор Центра развития двуязычных детей МОЗАИКА, Амерсфорт, Нидерланды., Глазов Ф. И. директор и соучредитель начальной школы «Точка Притяжения Крестовский», Ташкын М. А. эксперт в области билингвального образования, Анталья, Турция обсудили вопросы, волнующие представителей негосударственного сектора образования.
Вопросы формирования современной образовательной среды, методического инструментария педагогического управления развитием ОС, практического опыта создания такой среды в образовательной организации осветили Ясвин В. А, д.п.н., д.пс.н., проф., заведующий межфакультетской кафедрой образовательных систем и педагогических технологий МГИМО МИД России, Кузьменко О. А. заместитель директора ООО ФМК «АГАТ» и Дмитриенко М. А. директор ГБОУ средняя школа № 376 Московского района Санкт-Петербурга.

В треке «Обучение в современной школе и за пределами школы: педагогика нового времени» Ээльмаа Ю. В, куратор платформы «ММСО. Онлайн» осветил вопросы, волнующие сегодня педагогическое сообщество; о взаимосвязи образовательных программ и интеллектуального развития детей рассказала к.пс.н., специалист в области психологической диагностики Ясюкова Л. Н.; о цифровых инструментах оценки эффективности и качества работы классного руководителя и воспитательной системы школы доложил директор ЧОУ «Таурас» Лобанов А. А; тему цифровой трансформации и развитие VR и AR продолжила Петросян И. А, руководитель Центра образовательных технологий ГБНОУ ЦОПП; о дизайне в современной школе подробно рассказали представители компании Gramat, а про формулу урока 21 века — академический директор директор центра «USTAZ Professional Learning Centre», Нур-Султан, Республика Казахстан Имангалиев Н.К.
Участники Форума с большим интересом прослушали доклады Пронькиной И. Л., директора центра «Эдментор», Жебровской О. О., к.п.н., доцента кафедры психологии образования и педагогики СПбГУ, Олефир Л. Н., сертифицированного тьютора и федерального эксперта МТА Решетниковой А. А., основателя школы игропрактики о том, как меняется мир и как в ответ на эти изменения формируются новые профессиональные роли педагога — наставник, педагогического дизайнер, блогер, игротехник.

Тезис «учитель должен быть гибким», сформированный на EdEXPO-2020 профессором кафедры технологии и профессионального обучения ИФТИС МПГУ М.В. Вайндорф-Сысоевой, нашел свое логичное продолжение в треке про формирование лидерства в образовании, на котором Морозова В. Л. и Локтева А. С., представители школы «ЖиШи» провели мини-тренинг личностного роста педагога и роста в профессии, а Деева Н. В, маркетолог-стратег в сфере образования продолжила тему в тренинге «Личный бренд педагога».

Фундаментальные основы работы педагога были подробно рассмотрены в заключительном треке «Персонализированная модель обучения: реальность современного образования», на котором опытом школ Петроградского района Санкт-Петербурга поделились Модестова Т. В., директор ИМЦ Петроградского района и Ахтиева Г. Р., методист ИМЦ; о первых шагах от индивидуализации к персонализации рассказал директор школы № 86 Лукашкин С. С., а как используют индивидуализацию через профили в частной школе «Орион» Михайлова Н.Е.
Сегодня в обществе растет понимание того, что роль детского сада имеет большое значение в социализации и развитии ребенка. Докладчиками секции «Векторы развития дошкольного образования» стали Егоров Б. Б., заместитель председателя Совета ВОО «Воспитатели России», Воскобович В. В., автор, разработчик игр и пособий, Вилкова И. М., руководитель образовательных проектов компании Erich Krause, Попова О. В, product-менеджер ГК «Умничка», Карпинская В. Ю., д.пх.н., доцент СПбГУ, руководитель научно-исследовательской деятельности ТПП «Сова-Нянька» и Деркунская В. А., к.п.н., доцент кафедры дошкольной педагогики ФГБОУ ВО РГПУ им. А. И. Герцена.

В треке «Детский сад — старт в будущее» современными действенными методами образования и развития детей дошкольного возраста поделились Елисеева В. А, ведущий методист Центра дошкольного образования ООО «Мобильное Электронное Образование» и Кашина Т. Н. руководитель PR-службы Фабрика игрушек «Весна».

Всесторонне развитие ребенка начинается с самых ранних лет жизни, и роль воспитателя в этом деле сложно переоценить. Докладчики трека «Технологии и методики обучения и воспитания детей» Третьякова Н. В. заведующий ДСКВ № 53, Аксенова А. А, методист образовательных проектов сети хобби-гипермаркетов «Леонардо», Руднева И. И., руководитель методического отдела компании «Инновации детям», Ахтырская Ю. В, ст. воспитатель ГБДОУ № 62, Числер А. А. директор по развитию компании «Первая интерактивная парта», Мацола А. А. заведующий МАДОУ № 1 г. Коврова поделились осветили основные требования, которые предъявляются на сегодняшний день к современным педагогам, работающим в ДОУ.
А завершилась секция игровым практикумом «Сказкотерапия в образовательной среде дошкольников и младших школьников», на котором Макушкина С. В. и Парунина Л. В., сказкотерапевты-практики раскрыли актуальность и социальную значимость сказкотерапии в современном мире.

Второй день форума прошел на семи стажировочных площадках образовательных организаций Санкт-Петербурга. На стажировочных площадках не было череды унылых докладов об успехах школы или детского сада и неприменимой к реальной жизни теории, а был показан живой опыт, как «зерно» для роста идей. Основными формами работы стали педагогические лаборатории, семинары, педагогические экспедиции по образовательной среде, мозговые штурмы, воркшопы, деловые игры.

Поистине, мероприятие стало настоящим праздником педагогического мастерства. И если вы не попали на него в этом году, не стоит отчаиваться. В октябре 2023 года он повторится вновь — в живом формате, с развернутой программой от теории к практике. Это будет уже шестой Международный форум, и вновь в период золотой осени Северной столицы! Помимо передового опыта педагогических знаний будет возможность побывать в лучших образовательных организациях города.
Организаторы форума: Центр ДПО «Экстерн» www.xtern.ru.

Форум прошел при поддержке генеральных партнеров — ГК Новый формат, Актион МЦФЭР, эксклюзивного партнера Развивающие игры Воскобовича, официальных партнеров — Erich Krause, Мобильное электронное образование, СберОбразование, ТМ Лео, ГК Умничка, ТПП Сова Нянька, фабрика игрушек Весна, Инновации детям, Первая интерактивная парта, ФМК Агат, Онлайн школа № 1, Грамат, Универсальные Терминал Системы, Агентство корпоративных решений.

Информационные партнёры: журналы EdExpert, Мел, Интеграции образования, издательство Сфера, БФ Обнаженные сердца, проекты Просто учиться, Образование 4.0 и другие.

Более подробная информация о форуме размещена на официальном сайте форума www.edexpo.ru.