Дмитрий Зеливанский

Директор по информационным технологиям «Новой школы». Эксперт по компьютерному обучению, в прошлом один из создателей компании ActionLearning, лидера в разработке обучающих компьютерных игр, автор ряда инновационных продуктов для ведущих мировых и российских компаний, побеждавших на профессиональных конкурсах. Успешно создал несколько детских садов и развивающих центров, продуктивно работал со старшеклассниками в лицее, руководил «Институтом современного детства». Проводил тренинги по разработке игровых обучающих решений для крупных компаний, консультировал по вопросам воспитания и развития.
EDexpert / №0 Весна 2017
НАВЫКИ XXI ВЕКА

«СОХРАНИТЬ СВОЮ СИЛУ»
Дмитрий Зеливанский рассуждает о типе человека, способного менять мир
О типе человека, способного менять мир, о понятии «предпринимательская позиция», о роли родителей и школы в воспитании эффективного гражданина, о том, хороши ли ФГОСы, по просьбе корреспондента EDexpert рассуждает эксперт в сфере образования Дмитрий Зеливанский, директор по информационным технологиям «Новой школы».*

*«Новая школа» — частная общеобразовательная школа на Мосфильмовской улице в Москве, основанная благотворительным фондом содействия образованию «Дар». В сентябре 2017 г. в школе начнется первый учебный год. Здесь синтезированы инновационные и проверенные временем методики из отечественного и зарубежного опыта образования.

СПРАВКА
Дмитрий Зеливанский — директор по информационным технологиям «Новой школы». Эксперт по компьютерному обучению, в прошлом один из создателей компании ActionLearning, лидера в разработке обучающих компьютерных игр, автор ряда инновационных продуктов для ведущих мировых и российских компаний, побеждавших на профессиональных конкурсах. Успешно создал несколько детских садов и развивающих центров, продуктивно работал со старшеклассниками в лицее, руководил «Институтом современного детства». Проводил тренинги по разработке игровых обучающих решений для крупных компаний, консультировал по вопросам воспитания и развития.

Навыки XXI века (Давос, 2016)
1. Комплексное многоуровневое решение проблем (Complex problem solving)
2. Критическое мышление (Critical thinking)
3. Креативность в широком смысле (Creativity)
4. Умение управлять людьми (People management)
5. Взаимодействие с людьми (Coordinationg with others)
6. Эмоциональный интеллект (Emotional intelligence)
7. Формирование собственного мнения и принятие решений (Jundgement and decision-making)
8. Клиентоориентированность (Service orientation)
9. Умение вести переговоры (Negotiation)
10. Когнитивная гибкость (Cognitive flexibility)

ДЕЛОВОЙ ПОРТРЕТ
— Дмитрий, сегодня у многих семей есть запрос к системе образования на привитие ребенку навыков XXI века. В прошлом году в Давосе эти принципы были сформулированы. Вы не находите, что в сегодняшней России такой набор качеств встретишь, скорее, в среде бизнесменов достаточно высокого уровня? Расскажите про ваш образ предпринимателя.

— Да, планка представляется очень высокой, но вовсе не недостижимой. Новые форматы в образовании вполне позволяют добиваться таких результатов. Что касается портрета предпринимателя, то я исхожу из собственного опыта общения с предприимчивыми и успешными людьми. Берусь судить, что многое их объединяет.

В первую очередь можно посмотреть на внутренний мир предпринимателя, на его отношение к себе и к внешнему миру. Если говорить про внутренний мир, то предприниматель прежде всего чувствителен к себе, к своим интересам, к своим способностям. Чувствителен — значит может дифференцировать свои желания и способности, понимать, что «я хочу, умею», а что — нет. Но для такого человека «не хочу» или «не могу» — не непреодолимый барьер, а задача. Внутренняя чувствительность к «хочу» задает мотивацию и конструктивное отношение к барьерам, возникающим на пути. Предприниматель прежде всего умеет ставить цели, исходя из своих прочувствованных желаний. «Почему это важно, почему я с этого начал?» Я видел немало попыток предпринимательства, особенно у молодых людей, которые исходили из поверхностных «хотелок». Они, естественно, разбиваются о первые барьеры.

Это очень наглядно видно при работе с подростками. Мы как-то проводили семинар по проектному управлению для ребят, у которых были свои идеи бизнес-проектов. Попробовали вместе с ними описать образ проекта и представить первые шаги. Мягко так, аккуратно. Разумеется, сразу возникла масса вопросов. Слово «вопросы», оно для опытного предпринимателя. А для подростков это непреодолимые проблемы! И сразу цели стали корректироваться: «М-да… это сложно, я чего-то другого захочу… наверное, потом». То есть большинство «хочу» оказалось из серии «хотелось бы, а если не получится, то и ладно». Когда же цель ставится с учетом истинных потребностей, твоих интересов, твоего видения картины мира, у тебя найдется энергия для преодоления трудностей, которые неизбежны.

А дальше уже играет вторая часть — знание своих способностей: что я умею, что — нет. Предприниматель эффективно сортирует задачи на типы: «это я умею и делаю сам», «вот это я смогу сам позже, быстро научусь-разберусь», «а это я не буду даже пытаться освоить, найду ресурс вовне, это не мое». Отсюда следующая черта — умение работать с ресурсами для достижения цели, строить для себя опоры, как внутренние, так и внешние.

Поэтому важно умение взаимодействовать с миром, коммуницировать с людьми, потому что чаще всего ресурс требуется именно человеческий. Здесь срабатывает уже упомянутая чувствительность к себе, к своим желаниям и интересам — это база для успешного взаимодействия с другими людьми.

— Ты не можешь видеть другого, если не умеешь видеть себя…

— Конечно! Предприниматели — очень тонкие люди. «Я с уважением отношусь к своим интересам, способностям и неспособностям, я с ними живу, работаю и что-то большое делаю. И точно так же отношусь и к другим людям». Предприниматели по другой схеме смотрят на мир: «что мы можем сделать вместе», «чем ты можешь быть мне полезен», «чем я могу тебе помочь», «что я могу тебе дать». Помните высмеянный в советское время принцип «ты — мне, я — тебе»? Но предпринимательство — это когда я что-то ценное даю людям и за это получаю ресурс. Способность видеть потребности людей, уметь договариваться с ними — это базовая способность.

По сути, я уже начал про вторую часть, о том, как предприниматель видит мир. Мир для него — это площадка, где можно строить что угодно, причем рядом есть склад ресурсов, из которых ты можешь это делать. А люди — это те, ради кого все это делается, и с кем. Это мировоззрение скрыто от глаз, мы видим, что человек делает бизнес, зарабатывает деньги. Ну где тут люди, это же все про «бабки»! Так кажется со стороны. Но, когда ты посмотришь, как культурные бизнесмены взаимодействуют с людьми, с миром, эту черту увидишь практически у всех.

Дальше я бы назвал следующее качество — предприниматели, на мой взгляд, это люди, которые обладают навыком самообучения, как никто другой в этом мире. Из всех людей, что я видел, у предпринимателей выше всех способность погружаться в новые сферы деятельности и менять себя. Никакие ученые, никто не делает это так, как бизнесмен. Не имея образования, опыта, они проникают очень глубоко даже в сложные технологические задачи в интересной им сфере.

МАСШТАБ СВОБОДЫ

— Как насчет свободы и непременно исходящей отсюда ответственности?

— Свобода у предпринимателя «встроена» в его отношение к себе и к миру. Предприниматель, когда он смотрит на себя, видит свободу как часть мироустройства. У него есть свобода хотеть, ставить цели, рисовать образ, выходить за рамки.

Ребенок проходит путь развития от полной зависимости — симбиоза с мамой — до постепенного становления самостоятельной и свободной личности. Если человек прошел его, он осознает, что свободен выбирать: да, есть объективные условия и ограничения, которые на меня влияют, но я могу с ними взаимодействовать для достижения своих целей — договариваться, преодолевать. Если же у человека нет ощущения себя, внутренней свободы, у него нет оснований чего-то хотеть по-настоящему. Ощущая себя зависимым, он делает то, что нужно другим, то, что «правильно», иногда то, что выгодно для него, но чаще в краткосрочной перспективе.

Развиваясь, ребенок раздвигает границы, осваивает пространства, которые раньше были чужими. Вот эта комната — она мамина, но я ее постепенно осваиваю, вот этот двор — он был не мой, но я туда прихожу и осваиваюсь. Вот эта школа — она не моя, но я делаю ее своей, чувствую там себя как дома. Далее — район, город, страна... Что значит свое? Я ощущаю себя, свое место здесь, я имею право делать, что хочу. Я воспринимаю это пространством своей жизни.

Отсюда и масштаб предпринимательства, ведь и свобода бывает разных масштабов. Кто-то киоск боится открыть, потому что не его район, а кто-то на федеральную сеть замахивается, потому что это его страна. Кто-то не может учительнице возразить, а кто-то способен возразить президенту, причем с уважением, понимая его позицию, его ситуацию, интересы. Возразить ради цели, чтобы донести, почему тому стоит прислушаться, найти конструктивный подход.

А ответственность — это для предпринимателя штука безусловная. У него выбора нет. Выбирает человек, который не «из себя» действует, а из-за обстоятельств, зависимости, несвободы, и ему надо как-то уйти от наказания за возможные последствия. А предпринимателя кто накажет? Сам хотел, решил, рискнул, сам получил или нет. Это естественная позиция.

— Еще черты к портрету?

— Думаю, одно из самых ценных качеств бизнесмена — интерес к жизни и деятельности. Это к школе претензия или задача для новой школы, чтобы у человека «хотелка», которая в детстве еще неокультуренная и «дикая», сохраняла свою силу, приобретала культурную форму. Сегодняшняя школа управляется с детьми так, что они уже в пятом классе ничего не хотят. А предприниматели — это те, кто сохранил свою силу желания и активности.

— Вы говорите «сохранил». То есть эта сила была дана изначально?

— Конечно.

НЕТ ПРИГОВОРА

— Отсюда следующий вопрос. Ведь не каждый способен стать предпринимателем, верно? Есть исследования, которые говорят, что только около 10% населения Земли готово к предпринимательству.

— Я никак не отношусь к этим цифрам, я не знаю, на каком основании можно оценивать, кого мы считаем предпринимателями? Раньше говорили о бизнесменах, о тех, у кого есть собственный бизнес, сегодня — о предпринимательской позиции. Допустим, человек работает менеджером в компании, но относится к своей деятельности так, как будто это его компания. В таком случае о каких процентах мы говорим?

Перечисленные выше качества — это, скорее, мировоззренческие понятия и характеристики, которые доступны практически каждому независимо от вида деятельности. Предпринимательская позиция доступна в любой деятельности. В какой-то момент она может привести к созданию собственного бизнеса. Возьмем для примера Израиль — известно, что там много стартапов, но средний возраст стартапера там больше 40 лет. Люди, созрев и набравшись опыта, уходят в самостоятельное плавание. Поэтому для меня здесь нет ограничений, что кому-то дано, а кому-то — нет.

— Хорошо, остановимся на том, что приговора нет. И способности к предпринимательству можно развивать. Как?

— Значительная часть базовых свойств закладывается в детстве, именно тогда формируется фундамент субъектности. Можно расписать все по науке, по периодизации Эльконина, по Выготскому…

— Перед Элькониным и Выготским не стояла задача воспитать предпринимателя.

— Напрямую нет, конечно, но взгляды ученых-психологов на развитие человека созвучны характеристикам предпринимателя. Субъектность — одно из ключевых понятий и ценностей в психологии и педагогике, это способность человека ощущать себя автономным свободным деятелем, способность владеть собой, осознанно менять себя и окружающий мир. Сформировать субъектность (или Agency в английском) — актуальная задача для педагогов. Это первая часть ответа на вопрос: «Как?» Она — про вектор. Вторая — про способ: это способен сделать взрослый, человек, и только человек.

— Ребенку нужен пример перед глазами?

— Во-первых, пример — взрослый, демонстрирующий субъектность собой. А во-вторых, взрослый, который способен воспитать в ребенке эту самость, будет «играть на него», что относится к высшему пилотажу в педагогике.

— Мы пришли к тому, что воспитывать надо не детей, а родителей? Новому русскому капитализму четверть века. Не выросло еще такое поколение взрослых.

— Родители приводят детей к психологам и говорят: «Почините, не работает». И когда специалист, изучив ситуацию, намекает: «Все работает, посмотрите в зеркало» — мало кто оказывается готов признать ошибки, измениться, начать трудиться над собой совместно с ребенком. Взрослые меняются с большим трудом, а ребенок легко встраивается и подстраивается. Тот же Выготский говорил, что ребенок осваивает ту культурную среду, в которой живет. Адаптивность детей высока, они встроятся, куда будут вынуждены.

НАУЧИТЬ УЧИТЬСЯ

— Чем тогда занимаются многочисленные инкубаторы и акселераторы?

— В них пытаются создать правильную среду, атмосферу, там пытаются развить достаточно взрослых детей.

— А надо раньше?

— Надо. По периодизации Эльконина многие важные способности закладываются в раннем возрасте, некоторые — результат первого полугодия жизни. Ну, например, если говорить про коммуникацию, то эмоциональный контакт с мамой в период новорожденности — это основа для выстраивания доверительных отношений с людьми и миром, что в предпринимательстве, как мы уже говорили, является базовым инструментом.

Дальше, например, ролевая игра — очень важный этап. Ребенок до школы обязательно должен играть, никаких чтений на английском или математики! Игра помогает решить важнейшие задачи в эмоциональной и социальной сферах. Дети должны учиться взаимодействовать с другими, соблюдать правила, нарушать правила, конфликтовать, воображать, действовать произвольно в контексте, видеть в другом партнера и т. д.

Когда ребенок приходит в школу, у него начинается другой этап — учебная деятельность. Школа говорит: «Давай посмотрим, как все устроено. Давай научимся проникать в суть вещей, научимся разбираться в новом для тебя, создавать новое. Мир устроен не всегда так, как кажется при поверхностном взгляде». Учебная деятельность — навык развивать себя. В развивающих подходах основное как раз в способности самостоятельно разрешать противоречия, сталкиваясь с творческой задачей, находить решения, преодолевая свои ограничения. Задача школы — научить учиться, а предметный компонент выступает материалом для формирования навыков, нужных предпринимателю.

В действующем ФГОСе есть предметная компонента, метапредметная и личностная. ФГОС у нас продвинутый, но его только начинают осваивать — как формировать метапредметные компетенции, как измерять. Ценности в образовании меняются. Конечно, важно, чтобы ребенок решал квадратные уравнения, но это такая мелочь по сравнению с навыком постановки образовательных целей, рефлексии, адекватной самооценки и саморегуляции. На Западе это уже есть в программах детских садов, чтобы природные, естественные импульсы научить окультуривать и находить способ их проживать. Мы же часто из-за аффекта не действуем эффективно: тот меня злит, другой игнорирует, третий пугает, четвертый обидел. Вся эта непрожитая «эмоционалка», она весь ресурс сжирает, и в итоге получаем «что-то ничего не получается, да и не хочется уже». Работа с внутренним ресурсом для формирования предпринимательской позиции — это мегазадача.

Беседу вел Максим ПОТОЦКИЙ
(с) Издательство журнала EDexpert, 2017
Made on
Tilda