Наталия ДОЛГАЧЁВА

основатель «KidsBrain Россия», директор EY
EDexpert / №4 ВЕСНА 2018
ПРО РОСТ. КЕЙС
ИЗ СОЛНЕЧНОЙ ИСПАНИИ

Два года назад в России открылось отделение крупной европейской франшизы. О том, что из этого вышло, EDexpert рассказала автор проекта
.
Почему даже самые крупные компании дополнительного детского образования и развития несопоставимы по размеру с другими отраслями? Есть традиционный ответ на этот вопрос: российское предпринимательство в сфере детского образования — удел мам в декрете. Соответственно, срок жизни большинства клубов 2-3 года. Но как же дело обстоит на самом деле? Давайте разберемся во всех нюансах на примере нашего проекта.

KidsBrain — международная франшиза, присутствующая в 16 странах мира. Штаб-квартира находится в городе Торрелодонес недалеко от Мадрида. Методика получила грант Европейского союза за инновации в образовании. В России мы запустили проект в 2016 году, на сегодня в Москве открыто больше 30 центров и 7 в Санкт-Петербурге. Профессиональное сообщество состоит почти из сотни педагогов.

Я бизнес-консультант со стажем и не могу без систематизации, поэтому для характеристики ситуации придумала формулу трех П: продукт, позиционирование, партнерство.

ПРОДУКТ

Удивительно, но в сфере дополнительного детского образования у предпринимателей слабо развито понимание продукта. Под ним чаще всего понимается некая методика или носитель этой методики — педагог.

Безусловно, правильная система преподавания обязательно должна присутствовать, ведь...

...Позволю себе лирическое отступление и признание. Я принимала решение о покупке франшизы KidsBrain не как инвестор, а как мама четырехлетнего сына. Меня подкупило, что методика учитывает современные исследования нейропсихологии.

Большинство людей полагают, что современные дети развиваются быстрее, чем 40 лет назад, а значит, и учить их нужно как можно раньше, есть даже маркетинговый слоган «После трех уже поздно». Это ошибка. На самом деле исследования показывают: познавательные функции мозга развиваются с той же скоростью, этап созревания приходится на 6–11 лет. А это значит, что при выполнении задачи «выделить одинаковые фигуры» в мозгу 4-5-летнего ребенка включается «аварийная сирена», вся система «моргает лампочками», и выделяется энергии столько, что хватит обогреть небольшой город. В итоге официальная статистика показывает, что примерно 60 % детей идут в школу с несформированной речью...

Для меня отдельной ценностью было то, что каждое занятие KidsBrain включает упражнения из нейропсихологии, например координационную гимнастику. Кроме того, уроки проходят на английском, то есть язык не объект изучения, а способ коммуникации. Я сама училась в языковой школе, хорошо знала английский с седьмого класса, но у меня очень долго сохранялся языковой барьер.

Самое главное, KidsBrain учит арифметике, естествознанию, творчеству и сторителлингу через проектный подход. Нет противопоставления — естественные науки или творчество, ребенок в увлекательной манере получает широкий кругозор. Это мотивирует естественную любознательность.

Однако при всех своих плюсах и зрелости методика непроста для восприятия. Обеспечить качество преподавания без комплексной поддержки было бы почти невозможно.

KidsBrain предоставляет методику в виде рабочих тетрадей для детей на восемь уровней. Франшиза дает право пользоваться онлайн-платформой, где расписаны скрипты всех уроков. Это позволяет внедрить стандартный подход по всем странам преподавания. Занятие в России не будет отличаться от аналогичного в Германии или Великобритании.

Отдельная задача при масштабировании — подготовка педагогического состава. Франшиза предоставляет онлайн-платформу обучения педагогов со всеми методическим материалами, видео и рекомендациями. Есть генератор дополнительных заданий на уроке и игровое приложение для домашнего задания.

Именно онлайн-платформа позволяет нам масштабировать бизнес достаточно быстро. К текущему учебному сезону мы обучили более 60 педагогов за два месяца. Это позволило достаточно быстро запустить KidsBrain в 7 центрах в Санкт-Петербурге и 25 новых центрах в Москве. Только совокупность методики и инструментов операционного управления учебным процессом определяет ядро продукта.

Безусловно, такая проработка требует инвестиций, паушальный взнос за рубежом начинается от 50 000 евро за район с населением 500 000 человек, но это позволяет отсечь некачественные продукты.

ПРОДВИЖЕНИЕ

В этом вопросе, к сожалению, франшиза не дает сильной поддержки. Мы имеем корпоративный стиль и рекомендации по оформлению сайта и социальных сетей. Я до сих пор недовольна нашим сайтом и динамикой развития социальных сетей.

Причина — инновационность и сложность методики: оказалось достаточно сложно донести до клиента ценность продукта. В результате неправильного позиционирования мы провально стартовали в 2016 году. Пошли по формату пробных уроков, что не принесло особого результата. Методика рассчитана на возраст 4–10 лет, дети не могут пояснить родителям, что происходит на уроке. Тогда мы стали делать открытые уроки, стало еще хуже: под пристальным вниманием взрослых малыши застеснялись, и получился полный конфуз. Тогда мы разработали уникальный мастер-класс и вовлекли родителей. Это позволило вырасти в 20 раз!

ПАРТНЕРСТВО

В России мы приняли стратегию роста через партнерскую сеть. У нас нет собственных брендированных центров. Не могу сказать, что это самая простая стратегия, но она работает.

Наш якорный партнер — «Юниум», федеральная сеть развивающих центров. В российском дополнительном образовании не так много столь крупных игроков в сфере дополнительного образования. Надо сказать, что сотрудничество оказалось взаимовыгодным и приятным. Мы дополнили линейку «Юниума» занятиями для малышей и получили возможность расти в рамках сети по 25 городам России.

Хочу заметить, что руководство «Юниума» смогло создать уникальную культуру большой корпорации, чего катастрофически не хватает другим. Есть понятные бизнес-процессы планирования продаж, привлечения клиентов.

В большинстве небольшим партнерам сложно управлять продажами и финансами. Поэтому мы даже сделали специальный пакет «Старт», который включает составление бизнес-плана, подготовку и проведение мастер-классов, обучение административного персонала. Он не обязателен к покупке при сотрудничестве, но все больше наших партнеров им пользуются.

Интересно, что чем меньше бизнес, тем настойчивее собственник требует территориального эксклюзива на методику, что на самом деле не дает преимущества, поскольку ни одна мама не будет возить малыша по полтора часа на занятия, какими бы прекрасными они ни были.

ШКОЛЫ

Есть особая категория партнеров — государственные школы. Работать с ними непросто, но мы считаем это очень важным. Школа — самое удобное место для родителя: не нужно дополнительных логистических усилий, все в одном месте. Сейчас со стороны государства предпринимаются серьезные усилия для развития блока дополнительного образования. Основное препятствие — консервативность административно-педагогического состава.

Специально для школ мы разработали «Легкие методики» — это методические материалы и скрипты уроков на основе KidsBrain. Благодаря им любой педагог может пройти обучение и вести дополнительные занятия на коммерческой основе в своей школе. Для нас это очень важный шаг в популяризации бренда. Этим летом мы сделаем программу бесплатной подготовки первой сотни педагогов.

***

Мы прошли большой путь от разочарований к воодушевлению. В сентябре 2016 года я была в полном трансе, потому что ожидания от детского бизнеса совершенно не совпали с реальностью. Получавшееся было абсолютно не похоже на те солнечные испанские школы, которые я видела при покупке франшизы. Сейчас я совершенно по-другому смотрю на проект. Мне нравится, что он привлекает интересных и, что более важно, заинтересованных людей. Мы изменились в лучшую сторону, научились делать выводы, привносить новое, что дает проекту еще большую силу.

Со мной работает прекрасная команда. Мы горим душой и искренне верим в успех нашего мероприятия.
(с) Издательство журнала EDexpert, 2017
Made on
Tilda