Дмитрий РАЗУМОВСКИЙ

руководитель программ корпоративной социальной ответственности Cisco
EDexpert / №5 ОСЕНЬ 2018
В ЦИФРЕ. ПРИ ПОДДЕРЖКЕ CISCO
CISCO ИЗУЧАЕТ ТРАЕКТОРИИ

В Сетевой академии Cisco не только преподают ИТ-дисциплины, но и пропагандируют индивидуальный подход к ученикам.
Прежде чем применять любой из современных подходов в обучении, нужно сформулировать его основные принципы и адаптировать их к конкретной ситуации, месту и времени. Именно так мы поступили и в случае с индивидуальными образовательными траекториями, о которых сейчас не говорит только ленивый.

Сразу обращу ваше внимание: по-настоящему персонализировать образование может только сам обучающийся. В школе, институте, университете или академии можно говорить только об индивидуальной траектории.

Так что же мы в Cisco понимаем под индивидуализацией? Вот 10 принципов:

  • У обучающихся есть возможность выбирать тот спектр предметов и областей, которые они хотели бы изучать на углубленном уровне.
  • Преподаватель выстраивает учебный процесс в соответствии с принципами индивидуализированного образования.
  • Преподаватель определяет одинаковые цели для всех обучающихся класса или группы с конкретизированными задачами для тех, кто получает индивидуальную поддержку.
  • Выбор методик и образовательных ресурсов должен быть основан на удовлетворении потребности в обучении каждого студента или школьника.
  • Современные образовательные технологии, в первую очередь дистанционные, позволяют максимально оптимизировать процесс получения новых знаний.
  • Преподаватель отвечает за изменение учебной программы в зависимости от потребностей конкретного учащегося.
  • Обучающийся понимает, что зависит от наставника, так как именно он поддерживает его обучение.
  • Преподаватель использует оценки для измерения прогресса обучающегося и планирует его следующие шаги.
  • Преподаватель и обучающийся работают сообща, вместе закладывают основы дальнейшего развития студента или школьника, который осознанно включается в процесс обучения.
  • Ранняя профориентация и выбор индивидуального маршрута обучения зависят не только от преподавателя, но и от психолога, который может сориентировать обучающегося.

Даже из этого краткого перечня ясно, как непросто нашим преподавателям связать эти принципы с учебной программой. И тем не менее многим это удалось.

КАК ЭТО РАБОТАЕТ

Преподаватели, которые прошли обучение в Сетевой академии, успешно внедряют элементы курсов Cisco в учебный процесс со своими слушателями. В ходе учебы ребята понимают, нехватку каких знаний нужно восполнить, чему они хотят уделить больше времени и внимания. Таким образом корректируется их будущий учебный маршрут.

Преподаватель специальных дисциплин общепрофессионального и профессионального цикла Сергей Юрин из ГБПОУ «Сергачский агропромышленный техникум» рассказывает: «После обучения по курсу академии Cisco я использовал полезные игровые программы, например Binary Game, которая очень понравилась студентам. Они стали соревноваться друг с другом, появился интерес, поднялся профессиональный уровень. В игру Cisco Aspire Networking Academy Edition играли всей группой по прикладной информатике. Так как она на английском, некоторые стали понимать, что их уровень знаний иностранного слаб, а это повод задуматься о дальнейшем дополнительном образовании».

Многие преподаватели внедрили материалы Сетевой академии Cisco полностью. «Я читаю CCNA R&S. С этого года, наверное, буду преподавать CCNA Security. Программу встраиваю в курс «Основы сетей и телекоммуникации» специальности «Компьютерные системы и комплексы». Использую готовые материалы, лабораторные только переделал под варианты, чтобы не списывали», — делится опытом преподаватель ГПБОУ МО «Авиационный техникум имени В. А. Казакова» Андрей Куропаткин. Такой подход тоже дает результаты в ранней профориентации. Как говорит педагог, несколько его подопечных уже работают в сфере ИТ, нередко пишут и спрашивают совета.

В ближайших планах академии Cisco — участие в развитии проекта «Московская электронная школа» и распространение через эту платформу образовательных материалов. Тематика обширна: сетевые технологии, интернет вещей, информационная безопасность, программирование и другие. «Возможности электронной школы открывают совершенно новые перспективы, — говорит куратор инновационной деятельности ГБОУ «Школа № 1576» Александр Гулин. — Обучающийся сможет вместе с наставником посмотреть и попробовать на практике выбранную программу. Если он поймет, что это не его история, это повод подойти к выбору будущей сферы обучения и профессии более осознанно. Если раньше только несколько сертифицированных учебных заведений имели право обучать по программам академии Cisco, то в перспективе любой ученик московской школы сможет прикоснуться к этой истории. А это позволит значительно приблизить те цели, которые ставились перед индивидуализацией обучения». Каждый школьник, кто заинтересуется той или иной тематикой, сможет в дальнейшем пройти полный курс обучения в академии, выстраивая свою собственную образовательную траекторию в соответствии с потребностями.

ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

Курсы Сетевой академии Cisco могут учитывать учебные интересы не только студентов и школьников, но и преподавателей, когда те сами становятся слушателями программ повышения квалификации. В первую очередь речь идет о возможности выбирать темп и форму обучения: онлайновую или очную.

Преподаватель специальных дисциплин Новосибирского колледжа электроники и вычислительной техники Антон Коновалов проходил обучение и вовсе в смешанном формате. Тогда, в 2013 году, его учебное заведение только готовилось к открытию на своей базе академии Cisco — нужны были сертифицированные инструкторы, прошедшие курс и способные затем преподавать материал студентам. «В течение июля мы с коллегой Сергеем Гавриловым проходили дистанционное обучение по первому курсу программы CCNA Exploration, участвовали в вебинарах. Затем в конце августа отправились на очную часть в МИРЭА. Благодаря летним каникулам смогли посвятить изучению материала больше времени», — рассказывает Антон. Сегодня все четыре курса программы CCNA Routing & Switching включены в программу обучения студентов Новосибирского колледжа электроники и вычислительной техники. В перспективе — привлечение ребят к участию в WorldSkills по компетенции «Сетевое системное администрирование». Преподаватель считает, что для выявления талантливых студентов, способных участвовать в чемпионате, их подготовку нужно вести с самого начала поступления в колледж, так что этому процессу посвящено три из четырех лет их обучения.

Сергей Юрин проходил обучение в академии в дистанционном формате и благодаря этому не только получил новые знания, но и выявил для себя несколько положительных «побочных эффектов», например способность к самодисциплине. «Мы часто требуем от студентов умения организовывать свое свободное время, но у нас самих с этим проблема — несправедливо. Мне тоже пришлось научиться распределять время, так как программа была достаточно насыщенная и непростая. Но я дошел до конца обучения в числе лучших не потому, что «надо», а потому, что сам очень хотел, и для того, чтобы больше дать обучающимся в дальнейшем», — делится опытом преподаватель.

Стиль познания, потребности и интересы, склонности и способности, индивидуальный темп развития и обучения ученика — сегодня педагоги вынуждены учитывать все эти понятия и при этом совмещать их с требованиями, которые выдвигает стандарт к каждому предмету или специальности. Это, конечно, непросто. Разработка таких программ требует много времени и усилий. Но отраслевые СМИ еще в декабре — январе назвали индивидуализацию образования одним из главных мировых трендов 2018 года. За нами выбор: отставать от общего развития или использовать дополнительный ресурс, к которому уже прибегли сотни тысяч преподавателей в разных уголках планеты.
(с) Издательство журнала EDexpert, 2017
Made on
Tilda