Лина АРИФУЛИНА

генеральный продюсер группы компаний LA Group
EDexpert / №4 ВЕСНА 2018
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. ВНЕ СИСТЕМЫ
ДАВАЙТЕ ОПРЕДЕЛИМСЯ, ЧТО ТАКОЕ ИГРА

Генеральный продюсер группы компаний LA Group Лина Арифулина рассказала EDexpert о своей «Школе музыки», об авторской методике и о видении проблем образования.
Что привело вас в образование?

По большому счету я всегда реализовывала себя в нем, а с момента запуска «Фабрики звезд» образовательный аспект вообще стал ключевым.

Потом я решила взять подростков и позаниматься с ними. Так появилась «Школа музыки», которая потом вышла на международный уровень — на Украину и в Казахстан. Все получилось очень интересно — и коллектив, и атмосфера соперничества.

Моя аудитория все молодела и молодела. И однажды я обнаружила себя стоящей перед двумя пятилетними девочками, с которыми надо было как-то взаимодействовать. В первый момент даже испугалась. Я привыкла направлять, подправлять, вытаскивать затаенное. А в пять лет для того, чтобы петь, не нужно ни таланта, ни характера, ни темперамента — ребенок занимается этим просто потому, что возраст такой. Вместе с моей командой педагогов мы искали для малышей дополнительные специальности, проверяли, экспериментировали.

Родители приводят детей к известному продюсеру, чтобы сделать звезд?

Я сразу предупреждаю, что до сияния еще далеко. Прямая доставка в телевизор — это не ко мне. Для достижения успеха нужно потрудиться. Есть родители, которые этого не понимают, с такими я расстаюсь легко и без сожалений.

Всем остальным стараюсь давать шанс. Ведь кропотливая работа часто дает потрясающий результат! На то, чтобы посмотреть, обычно уходит три месяца, за это время мы дважды встречаемся с родителями и обсуждаем, что было сделано, а что еще предстоит.

В конце каждого полугодия или курса обучения мы обязательно устраиваем показы для родственников и ближайшего круга. Для родителей это возможность понять суть происходящего с их ребенком. А для детей — возможность получить отклик, в том числе и критику: по ходу обучения я обращаю особое внимание на умение справляться с негативными отзывами. Это одна из важных составляющих моей авторской методики.

А бывают ли запросы от родителей, не связанные с шоу-бизнесом?

Конечно! Недавно нашу школу закончила девочка, которую мама привела, чтобы раскрепостить. На старте она была полненькой, зажатой и растерянной. А потом раскрылась, появился хороший язык, она стала писать. И поступила в МГУ.

Случается, что родители выбирают образовательную траекторию для детей, основываясь на опыте звезд?

Вот такого в моей практике не случалось. Абсолютно все стараются смотреть на своего ребенка. Никто и никогда не приводил в пример другую юную звезду.

Как вы относитесь к современному школьному образованию?

В целом я могу сказать, что нынешняя школьная система требует от ребенка слишком больших усилий для самообразования. Это не очень хорошо с точки зрения коммуникации. Думаю, именно поэтому сейчас увеличился запрос на обучение говорить, выступать публично. Речь становится просто ужасной, ребенок с трудом подбирает слова, не умеет импровизировать, у детей отсутствует воображение. Если честно, в последний год таких ребят очень много, настоящий вал.

В частных школах с этим полегче, потому что программа обучения более индивидуальная, но они тоже не панацея. Могу сказать это как человек, который в свое время предпочел перевести своего ребенка в государственную школу.

Почему так получилось?

Мы живем за городом. И сначала пытались возить дочь в частную школу. Но для этого ей приходилось вставать в шесть утра, а возвращаться домой около девяти вечера. И в какой-то момент я ее спросила, чего она хочет. Она просто ответила, что устала... А это тоже не дело.

При этом в государственной школе я решила понаблюдать, как дети ведут себя на уроке, какая вообще модель общения. И не скажу, что осталась довольна. Очень много вкусовщины, и слишком много завязано на педагоге. Если учителю что-то не нравится, то должно не нравиться всем. Поэтому я наняла дочери репетиторов по всем ключевым предметам — алгебре, истории и так далее. И, конечно, я много с ней разговаривала.

Один из современных трендов — геймификация обучения. Как вы к нему относитесь?

Все образование в моей школе строится на игре. Мы снимаем какие-то эпизоды на видео, тут же их разбираем в шуточной форме. Материал тоже стараемся подать легко.

В нынешней общеобразовательной школе такой подход вряд ли возможен. «Посмотрите туда, посмотрите сюда, отметьте этот слайд». Где же здесь игра? Один педагог пытался меня однажды убедить в том, что геймификация в школе — это анкеты. Но ответы «да/нет» не имеют ничего общего ни с легкой подачей, ни с игрой, ни с развитием фантазии, воображения.

Нужно конкретизировать понятия и цели. На мой взгляд, игра нужна прежде всего для того, чтобы разбудить воображение. Оно есть абсолютно у каждого.

Наверное, в этом вопросе нам нужно уточнить понятие «игра». Сейчас в какой-то степени идет подмена понятий. В моем образовательном моменте игра присутствует всегда, мы не используем бумагу, ручки. Я говорю, что мы будем только играть. Начинаются ролевые игры. Воображение есть у всех, его надо только разбудить.

Как исправить ситуацию?

Нужно иначе готовить учителей. У меня сейчас проходит общероссийский проект. Мы учим детей разговаривать — в кадре и без. И я вижу, как организаторы проекта от школ активно навязывают детям свой язык. Дети начинают не говорить, а транслировать мысли взрослых. А я не понимаю зачем. По-моему, нам, наоборот, надо прислушиваться к детям, разговаривать с ними напрямую, без педагога в роли переводчика.

Отличный тому пример вторая национальная телевизионная премия «Дай Пять!», в которой я являюсь генеральным продюсером. Победителей выбирают исключительно школьники. Всего 16 номинаций — это и музыка, и кино, и телевидение, и спорт, даже есть отдельная номинация «Любимый блогер». Интересно, что выбор школьников сильно отличается от выбора взрослых. Они видят мир иначе, свежее. Если взрослым показать список номинантов, то они удивятся количеству незнакомых имен. Поэтому детей обязательно надо внимательно слушать и с пониманием относиться к их интересам. Ребенок тоже может вас многому научить.

Радикально поменять уроки не получится — это означает изменить всю систему. Но почему бы не увеличить количество нестандартных мероприятий? Не делать с детьми очередной концерт к 8 Марта, а придумать череду необычных событий, в которых дети проявят себя.

Мы проводили конкурс среди лучших педагогов — организаторов мероприятий. Все предлагали идеи для выпускного, 1 сентября, Нового года, Восьмого марта. Но ни один не предложил, условно, день ежика. В роли нестандарта выступало только что-то назидательное вроде дня сбора макулатуры.

А как проходил конкурс? Педагоги писали о проведенных мероприятиях или запланированных?

Мы проводили анкетирование о том, какие мероприятия они хотели бы провести. Потому что вместе с моими коллегами — режиссерами и сценаристами — задумали делать интересные, прикольные мероприятия для детей. И хотели получить представление о приоритетах учителей.

Никто не запрещает проводить то же 9 Мая немного по-другому. Сделать что-то более тонкое, а не привычное. Например, предложить детям рассказать на камеру о своих дедушках, прошедших войну.

Скажите как продюсер, есть ли одинаковые законы для школы и шоу-бизнеса?

Есть. Общечеловеческие законы. Для успеха школы нужны три вещи. И этим самым важным вещам нас учат дети: радоваться просто так, настаивать на своем и заниматься делом.

Дети должны быть главными в образовательном процессе. Нужно к ним прислушиваться и давать то, что им нужно. А что не нужно, не надо давать.



Беседу вела Мария ВАСИЛЬЕВА, создатель проекта развития человека с помощью искусства «Всюду театр»
(с) Издательство журнала EDexpert, 2017
Made on
Tilda