СПБ. НЕТИПОВОЕ

Чистый академизм

СПБ. НЕТИПОВОЕ
Чистый академизм
Аничков лицей в Санкт-Петербурге готовит старшеклассников к самостоятельной научной работе и показывает, что школе не всегда нужен экзоскелет формальных ограничений.
Тип образовательной организации — общеобразовательная школа

Форма собственности — государственная организация

Директор — Николай Трубицын

Количество обучающихся — 300

Местонахождение —#nbspг. Санкт-Петербург, http://anichkov.ru/
Без уклона
Аничков лицей был задуман как школа без уклона. Установка на общее академическое образование сохраняется и сейчас, несмотря на официальный статус образовательной организации с естественно-научным профилем. Физики в программе и впрямь больше всего.

Лицей существует с 1989 года, сначала как экспериментальные классы при одной из петербургских гимназий, а с 1991-го как самостоятельное образовательное учреждение в составе Санкт-Петербургского городского дворца творчества юных.

За эти годы, перепробовав множество образовательных стратегий (от одних отказались сами, от других — в связи с изменениями в законе об образовании), мы пришли к достаточно устойчивой и результативной системе работы, которая позволяет дать школьникам фундаментальное образование и начальные исследовательские навыки.
Прием в лицей происходит на конкурсной основе в 8-й и 10-й классы. Вступительные тесты составлены таким образом, чтобы в лицей попали именно те дети, чьим образовательным потребностям это соответствует: кто станет решать задачу не из школьной программы, выполнять задание, кажущееся на первый взгляд бессмысленным, а на деле требующее нетривиального подхода.
Принципы
Наверное, основные принципы лицейского образования можно сформулировать так:

  • Образование — не насилие. Учиться надо не потому, что иначе тебя накажут, но потому, что это интересно. Любую лошадь можно привести к воде, но нельзя заставить ее пить, если она не хочет.
  • Образование человек получает для того, чтобы жить интересной и содержательной жизнью в окружении мыслящих людей.
  • Образование не услуга (платная или бесплатная), а открывающаяся возможность. Образование требует личной ответственности человека.
  • Главная цель образования — научиться работать с информацией, критически отбирая нужное для конкретного дела. Разные предметы — это разные языки описания мира, и для создания полноценной картины мира необходимо освоить эти языки (в большей или меньшей степени).
Как следствие, в лицее мало формальностей: нет звонков (приходишь на урок вовремя, потому что сам об этом помнишь); с самого начала не было дневников (обучение — дело самого ученика, а не его родителей).

Лицей держится не на экзоскелете формальных ограничений, а на взаимном уважении и доверии учителей и учеников, которое складывается между ними год за годом, несмотря на смену поколений. Существенную роль в этом играют учителя, и во многом это сила традиции.
Примерно до 2010-х годов обязательным предметом в лицее была научно-исследовательская работа школьников (НИРШ). Существовала система спецкурсов, написание учебно-исследовательской работы было обязательным. Ежегодно в лицее проходила конференция, на которой работали секции математики, физики, истории, филологии, биологии, химии, экономики, одиннадцатиклассники защищали свои работы. Это было мероприятие, во многом определявшее атмосферу лицея. Именно там младшие лицеисты видели отношения дружелюбного, уважительного сотрудничества, ответственное отношение к работе, человеческую порядочность. Становилось понятно, почему учиться — это здорово.

В течение нескольких лет лучшие работы лицеистов (по рекомендации комиссии, в которую входили преподаватели университетов и сотрудники научных институтов) публиковались в сборнике «Аничковский вестник». Именно с лицейской конференции началась общегородская конференция «Ученые будущего». Сейчас исследовательская работа ведется в рамках проектной деятельности в соответствии с изменениями государственной политики в области образования.
Изнутри сложно оценить самих себя. Но есть критерии, на которые можно ориентироваться. Например, высокий конкурс при поступлении, очевидно, говорит о востребованности лицейского образования. Практически все наши выпускники, среди которых есть ученые-филологи, физики, биологи и химики, актеры, режиссеры, писатели, поддерживают с нами связь, а многие из учеников первых лет привели в лицей своих детей — это тоже содержательная обратная связь.



Текст: Нина ГУЩИНА, учитель ГБНОУ «Аничков лицей»
Если статья была для вас полезной, расскажите о ней друзьям. Спасибо!

Читайте также:
Показать еще