МАКСИМ БОРОВИКОВ
руководитель аналитической группы «РБК Исследования рынков»

АЛЕКСАНДРА ПОТАПОВА
младший аналитик «РБК Исследования рынков»
EDexpert / №2 ЗИМА 2017
ИССЛЕДОВАНИЕ. ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ЗОНА РОСТА


В России 11,2 млн дошкольников, и их число постоянно растет. Из них только 15 % посещают дополнительные занятия — таковы итоги исследования РБК.
Сфера детского развития является одной из наиболее перспективных. В настоящее время рынок детского образования достаточно широк и разнообразен. Кроме государственных (муниципальных) учреждений, существуют частные детские сады, развивающие центры разной направленности, лицензированные и нелицензированные площадки для обучения детей и др.

Рис. 1. Динамика численности постоянного населения в возрасте до 6 лет включительно, РФ, 2010 – 2017 гг. (млн чел.)
Источник: ЕМИСС

Ежегодно численность детей в возрасте до 7 лет в Российской Федерации увеличивается. В 2017 г. она составляет 11,2 млн человек. Таким образом, потребность в организациях дошкольного образования тоже растет.

В конце 2012 г. был принят закон «Об образовании», согласно которому дошкольное образование может быть получено в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми. В их число входят: дошкольные образовательные организации (детские сады различных видов), а также общеобразовательные организации, организации высшего образования и иные, осуществляющие данные программы. Поэтому в 2014 г. произошел резкий рост образовательных организаций дошкольного образования (до 51 тысячи). Но с тех пор их число почти повсеместно сократилось.

Государственная статистика, к сожалению, не отражает в полной мере активность российских семей в воспитании и дополнительном образовании детей. Для выявления основных потребительских трендов компания «РБК Исследования рынков» провела опрос представителей семей с детьми. Общее число респондентов, принявших участие в исследовании, превысило 3000 человек; выборка репрезентативна по полу, возрасту и географии проживания.

В целом по России обеспеченность местами в учреждениях, где можно получить дошкольное образование, равна 63,5 %. Лидерами являются малонаселенные и северные регионы — Чукотский АО, Республика Коми, Новгородская, Магаданская, Архангельская, Мурманская области (более 850 мест на 1000 детей). Менее обеспечены местами в детских садах дошкольники республик СКФО: Ингушетия, Дагестан, Чечня (менее 270). Значения в Москве, Московской области и Санкт-Петербурге приближены к средним по Российской Федерации.

Более половины респондентов, имеющих детей в возрасте до 7 лет, отдают их в государственные (муниципальные) детские сады. Значительная часть не посещает данные учреждения вообще (около 40 %). Частные детские сады посещают лишь 5 % детей из опрошенных семей. Основными причинами такого выбора являются наличие в них дополнительных образовательных программ, меньший размер группы, близость к дому.

Дополнительные образовательные программы обеспечивают разностороннее развитие ребенка с углубленным изучением определенных дисциплин (языковое, эстетическое, спортивное направление, подготовка к школе и т. д.). Меньшее количество детей в группах позволяет обеспечить индивидуальный и внимательный подход к каждому ребенку. Другой важный фактор — нехватка мест в государственном (муниципальном) детском саду. Наиболее активно частный бизнес в рамках дошкольного образования развивается в Москве и Санкт-Петербурге, где отмечается наибольший спрос и жители могут себе это позволить из-за более благоприятного финансового состояния.

Рис. 2. Посещает ли ваш ребенок (дети) детский сад? (% от общего числа респондентов, у которых есть дети в возрасте менее 7 лет)
Источник: «РБК Исследования рынков»

Несмотря на активность родителей и регулярные советы о важности посещения ребенком дополнительных кружков и секций, лишь четверть респондентов ответили, что их ребенок (дети) младше 7 лет регулярно посещает кружки или секции. В основном преобладают развивающие кружки и секции спортивного, музыкально-хореографического и творческого направления. В среднем на эти услуги респонденты тратят около 3,5 тысячи рублей в месяц. Однако уровень затрат отличается в региональном разрезе. На дополнительные образовательные курсы (в основном это подготовка к школе и изучение иностранных языков) дошкольников отдают редко (около 15 % респондентов). Однако набирают популярность узкоспециализированные курсы, например ментальная арифметика, скорочтение, робототехника и конструирование.

Часть опроса посвящена дополнительному образованию детей школьного возраста. Существует тенденция: более половины школьников посещают дополнительные образовательные курсы. В основном преобладают языковые курсы и занятия по общеобразовательным предметам. Наиболее популярными из них являются математика и русский язык, так как они обязательны для сдачи экзаменов в 9-м и 11-м классах. Для большинства респондентов главными причинами выбора дополнительных занятий являются высокая квалификация преподавателей и близость к дому. Также немаловажную роль играют стоимость занятий, отзывы знакомых и в Интернете. Средний уровень затрат на дополнительные образовательные курсы для ребенка старше 7 лет составляет 3,7 тысячи рублей в месяц, однако средние расходы на дополнительные образовательные курсы сильно различаются в зависимости от региона.

Значительная часть родителей отдает детей в дополнительные кружки и секции. В целом их набор схож с распространенными занятиями у дошкольников (спортивные секции, музыкально-хореографические студии, кружки рисунка и творчества), а также все более популярны летние лагеря.

По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

- Сегмент детского образования, безусловно, является одним из наиболее перспективных — рынок далек от насыщения как в сегменте классических детских садов, число которых продолжает сокращаться, так и в сегменте детской активности, где Россия уступает ведущим западным странам.

- Государственные и муниципальные детские сады посещают около 53 % детей в возрасте до 7 лет, причины отказа от услуг государственных/муниципальных детских садов — отсутствие мест или коррупционная составляющая при устройстве в детский сад, отсутствие детского сада поблизости, большой размер групп и малый объем внимания со стороны педагогов каждому ребенку. При этом частные детские сады становятся заменой государственным лишь в 10 % случаев. Высокая стоимость, недоверие к педагогам и отсутствие их в непосредственной близости — основные причины отказа от услуг частных детских садов.

- Предложение на рынке по-прежнему является важнейшим фактором, определяющим активность детей и родителей на рынке школьного и дошкольного образования, — Москва, Санкт-Петербург и города-миллионники являются городами-лидерами с точки зрения количеств услуг. В городах с населением менее 500 тысяч человек низкий спрос на детские виды активности чаще всего объясняется малым предложением и низким уровнем доходов.

- Уровень доходов респондентов оказывает прямое влияние на уровень затрат на детское образование, но для всех регионов суммарная доля расходов на детское образование и другие виды активности редко превышает 10 % от месячного дохода родителей.
(с) Издательство журнала EDexpert, 2017
Made on
Tilda