«Большая перемена» смотрит в будущее
Педагоги-наставники финалистов всероссийского конкурса «Большая перемена» приняли участие в обучающей программе «Лидеры общественных изменений». Первый очный этап стартовал 24 февраля. Он начался с установочной сессии, на которой выступили эксперты в сфере образования. Они высказались на тему лидерства и будущего в образовании и представили результаты исследований, касающихся этих тем.
Конкурс стал настоящим событием в образовательном сообществе. Многие люди считают его проектом «новой волны», потому что конкурс нашел свою «интонацию» в отношениях с ребенком. Перед нами стояла задача создать «цифровой двойник», развивающий и поддерживающий образовательную среду, куда ребенок пришел бы с интересом и с удовольствием. Наш проект стал такой образовательной средой, и благодаря нему мы очень много узнали о современных подростках, которые готовы брать на себя ответственность и занимать деятельную позицию.
Наталия Мандрова
заместитель директора ФГБУ «Роспатриотцентр», координатор проекта «Большая перемена»
В июле-сентябре 2020 года и в январе 2021 года мы провели серию опросов среди участников конкурса «Большая перемена». Результатом стало исследование «Современная школа и дистанционное обучение.

Замечу, что дети, которые участвуют в конкурсе «Большая перемена» — это необычные дети, они хотят жизненного успеха больше, чем другие. И если речь идет про школу и изменения, которые произойдут в школе, то эти изменения будут происходить через этих учеников.

Итак, на вопрос «Какие изменения ждут школа», конечно же, большинство детей — 60% - ответили, что она останется такой же, как прежде, а если и изменится, то незначительно. Даже среди участников «Большой перемены» «прогрессивистов» не так много. Даже они понимают, что школа должна меняться медленно.

Судя по ответам на вопрос «Как вы относитесь к идее полного изменения школы, где все приходят только общаться и брать только те знания, которые считают необходимыми?» — эта идея, в принципе, нравится, но двигаться к ней надо медленно. 67% детей ответили, что они «за».

Здесь мы хотели показать, что желание медленных изменений увеличивается с возрастом.
Румия Ромашкина
руководитель исследований Всероссийского конкурса «Большая перемена», член Научного совета ВЦИОМ, к. псих. н.
Похожие вопросы мы задавали и педагогам. И что мы выяснили? Что «прогрессистов» среди педагогов больше, чем среди детей. И это, мне кажется, прекрасно, это показывает, что наша школа идет верной дорогой.

Какими были ответы на вопрос «Нужна ли школа?» Вариант «в современном мире школа не нужна, есть другие возможности для получения знаний» выбрали 18% учеников и 4% наставников. Тенденция, конечно, угрожающая учительской профессии.
Румия Ромашкина
руководитель исследований Всероссийского конкурса «Большая перемена», член Научного совета ВЦИОМ, к. псих. н.
Впервые в этом году количество детей, которые пошли в колледжи, превысило количество детей, которые пошли в вузы. После школы их не высшее образование, а рынок труда. Все профессии можно разделить на три группы. Первая — ручной труд. Для нее искусственный интеллект в ближайшие 20 лет не будет угрозой. Но чтобы заниматься профессией парикмахера или столяра, нужен определенный склад характера. Другая группа — узкоспециализированные профессии: бухгалтера, копирайтеры, юристы. Как раз их может вскоре заменить ИИ. И третья группа профессий — сложные, гибкие, творческие специальности. Например, это всевозможный дизайн. Именно эти профессии будут все больше занимать рынок. Но как им обучать? Нужно развивать soft skills, междисциплинарность, гибкость. В гибкости заключается будущее образования.

Мы создали алгоритм, способный выдавать модели компетенций для любой профессиональной области или специализации, связанной с IT и работой с данными, на основе анализа внушительного объема автообновляемых данных рынка (например более 150 млн вакансий по России и миру и 20 млн мероприятий только по России). На выходе мы получили актуальное в реалиях современного рынка конкретных профессиональных областей.

Как мы видим, профессии будущего в образовании — это образовательный технолог, образовательный дата-инженер… На самом деле, это дополнительный обслуживающий персонал для учителя. Учителю, которые умеет создавать образовательную среду, не нужны технологии.
Андрей Комиссаров
руководитель направления «Развитие на основе данных» Университета 2035, преподаватель в ВШЭ и в частной школе Юна, а также руководитель НПО Игровое Образование
Я вижу, что среди молодых людей растет конкуренция за рабочие места. Но насколько сегодняшние выпускники готовы к этому? Мы видим, что пока невелика доля ребят, которым реально нравится учиться в среднем профессиональном образовании по выбранной специальности.

В рамках «Большой перемены» мы провели исследование, посвященное профессиональной ориентации. Как оказалось, более 75% выпускников работают не по специальности или не удовлетворены своей профессиональной жизнью. Часто выбор профессии и образования происходит случайно: за компанию, по совету, по проходному баллу.

Наша задача — увеличивать долю выпускников с осознанным выбором, сподвигнуть школьников размышлять о самих себе. Потому что самостоятельность — очень важный фактор лидерства. Я бы понимал лидерство максимально широко: каждый должен быть лидером для самого себя, делать свое дело как можно лучше.

Так же мы провели исследование про вызовы: 30% опрошенных сказали, что выбирают творчество в качестве вызова. Очевидно, что стремление к творчеству в школах не удовлетворяется.

Кроме того, мы исследовали личностные черты победителей конкурса и выявили решительность, активность, коммуникабельность. Но среди ребят, которые очень хорошо мыслят логически и интересуются технологиями, многие нерешительны и необщительны. Таким ребятам надо помогать, если мы хотим создавать будущее.
Кирилл Кузнецов
руководитель отдела профориентации ЦТР Гуманитарные технологии
Лидер в школе — это ответственный менеджер и визионер, способный выстроить стратегию развития на доказательной основе, используя мировой опыт и опыт коллег, распространяющий свое влияние за стены своего заведения, умеющий распределить ответственность и понимающий суть образования, то есть специалист, хорошо разбирающийся в том, как происходит обучение людей.

Педагог, будучи лидером, должен чувствовать свою ответственность, понимать, что не все в школе решает директор.

На тему будущего образования. Сравнительные исследования результатов обучения в традиционном и онлайн формате обучения. В США были проведены три исследования (два в университетах, одно — в школах в 2012—2019 гг.), 60−70 студентов в каждом исследовании.

Они показали, что не было значительной разницы в результатах экзаменов между студентами, которые учились в онлайн и традиционном формате.

Так же прошло пять исследований между 2011 и 2017 годами (4 в университетах, 1 — в школах), от 49 до 239 студентов участвовали в каждом исследовании. Значительной разницы в результатах экзаменов не было, но гибридное образование улучшило процессы обучения студентов: подняло их ответственность, повысило эффект от работы в лабораториях и т. д.: студенты начали сильнее ощущать ценность общения.

Гибридное образование — модель жизни будущего. Наши ученики выйдут в такую жизнь, и школа естественным образом перейдет в гибридный формат.
Арам Пахчанян
Председатель Совета Попечителей фонда «Айб», и президент Ассоциации Независимых школ Армении
Конкурс «Большая перемена»  — проект президентской платформы «Россия — страна возможностей». В первом сезоне конкурса приняли участие более 1 миллиона школьников из всех регионов страны. Цель конкурса — дать возможность каждому подростку проявить себя и найти свои сильные стороны.

Организаторами конкурса «Большая перемена» выступают АНО «Россия — страна возможностей», Министерство просвещения РФ, Российское движение школьников
и ФГБУ «Роспатриотцентр».

Партнеры «Большой перемены» — Сбербанк, Mail.ru Group.