ТИМОФЕЙ АСМОЛОВ, ИРИНА ДРЕМУЧЕВА

EDexpert / №0 Весна 2017
МАРКЕТИНГ

ИНСАЙТЫ И ПАТТЕРНЫ
Как создать индивидуальный образовательный продукт?
ТИМОФЕЙ АСМОЛОВ
кандидат технических наук, руководитель Городской станции юных техников 1-го Московского образовательного комплекса, научный руководитель ЦМИТ «Полицент» (Один из ведущих центров молодежного инновационного творчества, начавший свое развитие с компьютерной студии «Политех» в 1995 г. в Москве. Сегодня база клиентов превышает 35 000 детей.), лауреат премии правительства РФ в области образования

ИРИНА ДРЕМУЧЕВА
руководитель управления клиентским опытом ЦМИТ «Полицент»


Сегодня все чаще звучат заявления о том, что с участием родителей, детей, педагогов проектируются индивидуальные образовательные траектории для нового поколения российских инноваторов, инженерно-технических специалистов и предпринимателей. Как это работает?

ИОТ ПЛЮС ФГОС

Одной из приоритетных задач как коммерческого, так и государственного образовательного учреждения является качество образования, гарантом обеспечения которого служат ФГОСы. Но с их реализацией существуют известные проблемы. Стандарты связывают качество современного образования не столько с освоением предметных компетенций, сколько с формированием у обучающихся метапредметных, универсальных учебных действий, позволяющих экстраполировать освоенные компетенции на другие предметные и межпредметные области. При этом, несмотря на сделанные в рамках ФГОСов акценты, основное образование в своей практике все еще ориентировано на предметные знания и умения. Даже если педагоги и формируют у обучающихся универсальные компетенции, они, как правило, ограничены предметными рамками.

Государственные образовательные комплексы (общеобразовательные школы) более консервативны в выборе инструментов для изучения потребностей и построения отношений со своими заказчиками (родителями). Ярким примером государственной организации, обладающей уникальными конкурентными преимуществами, является 1-й Московский образовательный комплекс, объединяющий фундаментальное образование с интегративными инновационными методиками.

Объединение в единую систему комплекса детских садов, общеобразовательных школ и колледжей позволяет с трехлетнего возраста формировать ИОТ (индивидуальные образовательные траектории). Помимо этого, на каждом этапе формирования личности в каждом филиале существует многоуровневая система допобразования, являющаяся своеобразным барометром интересов ребенка. Она обеспечивает права детей и подростков на индивидуальное развитие и свободный выбор различных видов деятельности. Какое отношение имеет этот тезис к обеспечению качества образования? Прямое! Ребенок вместе с родителем выбирает ИОТ в соответствии с личными мотивами, являющимися залогом успешности его обучения. В свою очередь, успешность ученика становится залогом качества образования.

Если говорить о значимости кейса 1-го МОК для системы образования в целом, то следует отметить появление точек роста и технологических прорывов, накопление новых образовательных практик и возможность их распространения в другие образовательные организации, создание конкурентной образовательной среды. Сюда же можно отнести заинтересованность вузов и промышленных предприятий в сотрудничестве для подготовки кадров на системной целевой основе, повышение качества и престижности естественно-научного и инженерного образования. Уникальный опыт, который долгие годы накапливался и оттачивался в профильных образовательных организациях дополнительного образования детей, в настоящее время органично внедряется в работу организаций общего образования с учетом новых ФГОСов, материально-технических ресурсов и информационных технологий.

ГОСЫ ПЛЮС БИЗНЕС

В современных государственных образовательных комплексах растет спрос на услуги клиентоориентированных коммерческих центров дополнительного образования. Для представителей этого сегмента важно знать то, что является главной «болью» родителя, думающего о построении ИОТ своего ребенка. Так центры начинают реализовывать подход Сustomer Development. Согласно этой концепции, продукт обязательно должен решать проблему клиента. Сначала выявляется проблема, потом разрабатывается продукт, а не наоборот. В центры дополнительного образования приходят заниматься дети, которых можно условно разделить на три типа потребителей образовательных услуг:

1. начальный уровень — «с интересом/попробую»;

2. средний уровень — «с опытом/потребностью в самореализации»;

3. продвинутый уровень — «с идеями и стремлением участвовать в соревнованиях/реализовывать проекты на базе полученных знаний, умений, навыков».

Встречаются также три типовых запроса родителей — покупателей услуг на рынке дополнительного образования детей:

1. «пусть чем-нибудь занимается»;

2. «надо же сдавать экзамены»;

3. «хорошо бы построить индивидуальную образовательную траекторию».

К счастью, тех, кто готов формулировать конкретный заказ, становится все больше.

«После проведения глубинных интервью и родительских собраний мы выявили актуальный запрос на построение индивидуальных образовательных траекторий в сфере спортивной робототехники, начиная с младшего школьного возраста, — рассказывает старший методист, преподаватель по робототехнике и тренер сборной Team Polycent Ярослав Кондратьев. — В центре внимания нашей команды — личность ребенка, его интересы, персонализированный выбор контента, методик и технологий. Важно услышать родителя и ребенка, понять их цели и задачи, выявить интересы и способности. Надо очень точно определить для себя, в чем истинная потребность клиента, чего он хочет — создавать проекты с нуля и выступать в творческих номинациях, на соревнованиях, конструировать и программировать робота или научиться работать с платами и паяльником. Все реализуется с помощью многофункциональной образовательной робототехники, а также смежных курсов, инженерных детских лагерей. Мы создаем мотивирующую интерактивную среду для развития ребенка и формирования его ИОТ. На годовых курсах Polycent дети (4,5+) ведут исследовательскую и проектную деятельность, изучают естественные, физико-математические и технические науки по программе STEM-обучения, занимаются научно-техническим творчеством в ЦМИТах Polycent, отдыхают в сети тематических лагерей SmartCamp, осуществляют сетевое проектное взаимодействие на московских, всероссийских, международных фестивалях и соревнованиях («РобоФест», WRO, RobotChallenge и др.) и зарабатывают электронную валюту Hit Points. В Polycent cоздается образовательная среда, способствующая развитию в ребенке:

• мотивации к познанию, свободе, мечте;

• технической грамотности;

• творческого мышления;

• умения на междисциплинарном уровне увидеть и решить задачу;

• умения работать в команде;

• эмоционального интеллекта;

• навыков проектных коммуникаций;

• навыков успешной презентации проектов;

• навыков, умений и компетенций, необходимых для участия в соревнованиях.

Методические, педагогические и маркетинговые инструменты персонализации (CRM, личный кабинет и др.) помогают выстраивать системную работу с родителем и ребенком, шаг за шагом формируя и сохраняя доверительные отношения (см. пример анкеты родителя). Мы вместе формируем индивидуальное портфолио. С ним удобно работать всем участникам образовательной среды, в которой развивается ребенок.

Родитель имеет возможность разумно инвестировать ресурсы в развитие ребенка (помимо школы, это дополнительные занятия, мастер-классы, лекции, праздники, экскурсии, лагеря и пр.). Ребенок участвует в создании кастомизированного образовательного продукта. С помощью Customer Development центр формирует ценностное предложение, которое решает проблему отсутствия индивидуальной образовательной траектории на протяжении школьной жизни ребенка, и родитель покупает это решение».

Таким образом, коммерческие и государственные центры основного и дополнительного образования находят новые точки роста в месте решения реальных проблем и неудовлетворенных потребностей клиентов. Непрерывный Customer Development — инструмент, позволяющий организации иметь в арсенале сильное конкурентное преимущество на рынке образовательных услуг сегодня, проектировать и строить life long learning траектории и предлагать сопутствующие образовательные продукты для детей, молодежи и взрослых и вместе с клиентом с уверенностью смотреть в завтрашний день.



Customer Development — это научный подход к созданию новых компаний, продуктов и услуг. Основоположником методологии Customer Development является Стив Бланк (Steve Blank), который впервые сформулировал принципы Customer Development в конце 1990-х. В основе концепции Customer Development лежит процесс глубокого изучения и понимания своего клиента, нахождения инсайтов (скрытых мотивов) и определения паттернов поведения своего клиента для последующей разработки успешного продукта, услуги и бизнеса.

(с) Издательство журнала EDexpert, 2017
Made on
Tilda