Александр Асмолов

директор Федерального института развития образования
EDexpert / №1 ОСЕНЬ 2017
ЧАСТНЫЙ СЕКТОР. МНЕНИЕ

«ГОНКА МИЛЛИОНЕРОВ И ГУБЕРНАТОРОВ»
Четверть века развития частного сектора в образовании глазами одного из отцов-основателей.
Сосуществование в нашей стране государственного, или формального, образования и негосударственного сектора началось в 1992 – 1993 годах, когда после вступления в силу первого российского закона «Об образовании» и решения коллегии Министерства образования РФ мы приняли ряд нормативных документов, регламентирующих деятельность различных общественных и коммерческих образовательных организаций, а также роль спонсоров и инвесторов. Тогда мы видели великую задачу негосударственного сектора в том числе в усилении конкуренции в образовании, чтобы государство «ловило мышей».

Спустя 25 лет, если смотреть через призму статистики, мы увидим достаточно грустную картину. Количество частных школ в России, дай бог, переваливает за 2 %, и это оптимистично. Если к этому прибавить «дошколку», дополнительное, то есть персональное образование, может быть, мы увидим цифры, достойные обсуждения. К сожалению, пока нужен микроскоп, чтобы разглядеть частный сектор на карте образования России.

Вместе с тем начинается и все активнее нарастает новое и неожиданное явление. Я его называю гонкой миллионеров и губернаторов за негосударственные школы. При этом если раньше мотивом для подобных инициатив чаще были коммерческая выгода или желание дать отличное от государственного образование собственному ребенку, теперь речь идет о совершенно иных резонах. Новые школы возникают благодаря желанию создать новый мир образования в России!

Сегодня чемпиона в этой гонке нет, но есть несколько людей, перед которыми я снимаю шляпу. В первую очередь я бы хотел обратить внимание на попытки Германа Грефа создать «Хорошколу», которая развивается достаточно бурными темпами. Он вкладывается в инфраструктуру, в подбор замечательных учителей и, главное, думает о том, какие программы должны быть положены в основу. Буквально с 1 сентября стартует школа, созданная по инициативе губернатора Московской области Андрея Воробьева в Раздорах. Он предусмотрел смешанное участие, полагаясь и на возможности субъекта, и на возможность привлечения инвестиций. Назову также школу «Летово» Вадима Мошковича, в которой работает талантливейший мастер образования Михаил Мокринский. Стоит сказать также о волшебной школе в соседней Армении, в Дилижане — это целый мир, созданный Рубеном Варданяном.

Один из миллиардеров говорил: «Чем отличается миллионер от миллиардера? Если миллионер думает, как ему заработать еще миллион, то миллиардер думает, как ему изменить мир». Греф, Воробьев, Варданян — это состоявшиеся люди. Они понимают, что от них зависит развитие мира, в котором они живут. Они должны в хорошем смысле слова «наследить». Банки, бизнесы, заводы и пароходы — это все здорово. Но можно построить страну детства, в которой государство понимает своих детей, учителя и родители понимают своих детей. За инвестициями в образование, в отличие от спонсорства, стоит построение страны, в которой понимают своих детей.

Замечательный актер Зиновий Гердт в разговоре со мной обронил фразу, которую я буду все время помнить. Он сказал: «Саша, а почему у вас в образовании говорят, что дети — это наше будущее? Я этого не понимаю. У детей свое будущее, а у меня свое». Дети и мы — равные партнеры, мы делаем друг друга…

Для многих действия тех, кто вкладывается в образование, непонятны. Есть модель негосударственного образования, когда организация приносит доход и благодаря ему существует. Но в новом тренде мы видим совершенно иную мотивацию, за которой стоит гордость за то, что ты сделал. Мотивация гордости, достоинства, собственной реализации, когда ты видишь счастливых детей, учителей, родителей, — это великая мотивация!

Здесь есть куча подводных камней, а главное, подозрительность — «что-то здесь не так». Тогда государство выступает как цензор: «Я не понимаю, что за этим стоит, но это опасно». Конечно, ведь частная школа — это пространство свободной жизни! Начинается противопоставление. Нужны ли нам граждане или подданные? Это две разные реальности. Тем самым, если государство ориентируется на тоталитаризм, для него негосударственное образование становится великим риском, поскольку это зона свободной жизни.

Замечательная строчка Осипа Мандельштама «Мы живем, под собою не чуя страны» сегодня вполне относится и к образованию: мы живем, под собою не чуя образования. Но с оговоркой: Греф почуял, Мошкович, Воробьев почуяли…

Негосударственное образование, особенно в сфере персонального образования, непременно рванет и приведет к революции перехода от урокоцентричной системы Яна Амоса Коменского к персоноцентричной системе XXI века. Появляются гибридные формы образования: ты можешь отправить ребенка в школу учиться по государственным программам, но если ты любишь свое дитя, то должен дать ему возможность саморазвития.

Еще одной формой стремительных изменений в негосударственном дополнительном образовании становится образование через цифровые технологии. Сейчас произойдет в буквальном смысле взрыв, когда цена диджитал-обучения упадет в разы. Гиганты, появляющиеся на этом рынке, скажут свое слово. Каждый ребенок станет, как я говорю, сам себе «Гугл» и сам себе «Яндекс». Они станут великими почемучками, персональными поисковыми системами, которые замучают Интернет.

Что бы ни происходило, за смешанными, гибридными формами — и будущее образования, и будущее страны. Смотрите на Китай, на страны, где сбалансированно сочетаются госсектор и частная инициатива. Государство когда-нибудь отрефлексирует, что вертикаль рано или поздно ломается, как ломается тонкий хребет. А государство сети будет существовать.

В новом законе «Об образовании» линия на развитие негосударственного сектора продолжена. И дело теперь в поддержке малого и среднего бизнеса. Но не путем льготного налогообложения — это в корне неправильная формулировка! Надо ввести такую систему поддержки культуры и образования, чтобы это было бы не льготой, а центром! Когда мы придем к такому человекоориентированному налогообложению, поддерживающему мотивацию тех, кто работает ради человека, тогда государство изменит свое лицо и станет человеческим государством.




ОБ АВТОРЕ

Александр Григорьевич Асмолов (род. 22 февраля 1949 г., Москва) — российский психолог, политик и ученый. Академик и член Президиума Российской академии образования, заведующий кафедрой психологии личности факультета психологии МГУ имени М. В. Ломоносова, директор ФГАУ «Федеральный институт развития образования».

В 1992 – 1998 гг. заместитель и первый заместитель министра образования России.
(с) Издательство журнала EDexpert, 2017
Made on
Tilda