EDexpert / №2 ЗИМА 2017
СТАРТАПЫ
StartupCityChallenge — совместный проект EDexpert и форума «Город образования»
В августе журнал EDexpert совместно с Московским международным форумом «Город образования» объявил о специальном проекте StartupCityChallenge. Нашей целью было создать для образовательных стартапов сеть нетворкинга, совместного действия и обмена лучшими практиками. Мы намеренно не делали конкурс в традиционном понимании слова, так как хотели в первую очередь создать не атмосферу конкуренции, а продуктивные отношения.

По итогам голосования экспертов в шорт-лист вошло 10 проектов, которые можно было увидеть 7 сентября на Аллее стартапов в рамках форума «Город образования». В этот день в одном месте собрались образовательные проекты, нужные современному мегаполису. Но главная интрига StartupCityChallenge заключалась в том, кого пригласит к сотрудничеству Московский центр качества образования? И оказалось, что не проект, а проекты: Геккон-клуб и Castle Quiz! Помимо этого, каждый проект из шорт-листа получил менторскую консультацию от члена экспертного совета, в который вошли Андрей Андрусов, Даниил Добрынченко, Мария Иванова, Сергей Косарецкий, Иван Коломоец, Ольга Ломбас, Кирилл Медведев, Марина Ракова и Марк Сартан.
ИКИГАЙ

Образовательная платформа

Сфера деятельности: профориентация
Потребители продукта: подростки 14–18 лет
Организационно-правовая форма: ООО
Год основания: 2017
Стадия готовности: прототип
Сайт: www.ikigai.tech (в разработке)
Лидер: Евгений Соболев
Команда: 9 сотрудников
География: Российская федерация

МИССИЯ
Сокращение дефицита технологических кадров за счет увлечения подростков профессиями будущего.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
- Помощь подросткам в самоопределении.
- Знакомство с профессиями будущего.
- Удовлетворение запроса корпораций на новых сотрудников.


ПАРТНЕРЫ И КАНАЛЫ ПРОДВИЖЕНИЯ
Продукт рассчитан на три ключевых уровня взаимодействий:
- Корпорации: квесты-помещения строятся совместно с корпоративными партнерами для привлечения внимания к профессиям будущего в рамках их деятельности. Таким образом, именно корпорации будут диктовать кадровую политику.
- Существующие профориентационные площадки («Кванториумы», «Лифт будущего», ЦМИТ и другие), которым планируется перенаправлять интересующихся учащихся по необходимым направлениям.
- Государственные партнеры (департаменты, АСИ), чьи интересы по кадровой политике будут учитываться и реализовываться методологически.

Коммерциализация происходит по принципу классического квеста формата «Клаустрофобии», когда подросток платит за разовое посещение.

Каналы продвижения:
- Участие в профильных мероприятиях в сфере образования и бизнеса.
- Распространение информации о продукте в корпоративной среде.

КОНКУРЕНТЫ И АНАЛОГИ
Прямые:
Аналоги: «Мастерславль», «Кидзания», «Кидбург», космическая станция «Марс-Тефо». Отличие от аналогов — комбинация из онлайн- и офлайн-продукта с расширенной геймификацией.

ИНВЕСТИЦИИ
Имеются договоренности с «еНано» и департаментом науки и промышленной политики г. Москвы. Основными инвесторами будут являться корпорации, для которых мы стремимся подбирать подходящие технологические кадры.

БАРЬЕРЫ
Низкий спрос при запуске платформы. Медленное развитие через корпоративных партнеров.
МНЕНИЕ МЕНТОРА
«КОМНАТЫ» ДЛЯ КОРПОРАЦИЙ И УНИВЕРСИТЕТОВ

«Икигай» — это один проект из целой экосистемы, который направлен на помощь прежде всего в самоопределении человека, и только во вторую очередь проект знакомит пользователя с новыми профессиями и ориентирует в них.

У ребят из «Икигая» есть очень любопытные идеи, самая яркая из них — пакетное предложение по разработке специальных «комнат» для прохождения квестов в каких-то конкретных областях. Мы говорим про «квест», хотя в русском языке это слово носит уж слишком игровой оттенок. Кажется, что это про то, чтобы найти какую-то записочку, куда-то ее отнести и между делом решить какую-то полезную прикладную задачку. Но для прохождения «комнат», разработанных «Икигаем», требуются реальные знания, которые можно и просто проверить, и обнаружить пробелы, сразу же поработав над ними. Не говоря уж о том, что участие в подобных играх способствует формированию команд из людей разных специализаций.

СМЕНИТЬ БИЗНЕС-МОДЕЛЬ

В принципе, представители «Икигая» правильно рассуждают, что «комнаты» могут быть востребованы крупными фирмами. Но не только для отбора потенциально талантливой и мотивированной молодежи. Скорее, брать надо шире — корпорациям нужна не только свежая кровь, они могут быть заинтересованы в подобных платформах для перепрофилирования и дополнительного обучения своих сотрудников. Уже в ближайшем будущем каждому из нас придется столкнуться с необходимостью профессиональной переориентации по несколько раз за карьеру. И подобные «Икигаю» проекты помогают человеку облегчить этот шаг, а его работодателю — сэкономить на обучении.

Самый большой минус «комнат» — это сложность их переоборудования. Допустим, если квест посвящен химии, то он может служить только развитию навыков в этой дисциплине, чтобы что-то поменять, «комнату» нужно отстраивать заново. Это сложно и дорого. Именно над тем, что можно сделать в этой ситуации, ребятам из «Икигая» предстоит особо поразмыслить.

Если получится сделать «комнаты» более технологичными и модульными, то можно будет воспользоваться уже существующими площадками для привлечения аудитории. Например, можно было бы предложить сотрудничество «Сириусу». Но речь идет не о смене продукта, а об изменении бизнес-модели. Я предложил представителям проекта подумать, что важнее: максимизировать количество потребителей продукта, то есть подростков, которые пройдут через «комнаты», или увеличить число точек, где люди смогут попробовать квест.

НЕ ДЛЯ ИНТЕРНЕТА

Поближе познакомившись с «Икигаем», я понял, что этот проект все-таки не про профориентацию, его главная функция — помочь с самоопределением. В то же время это, безусловно, образовательный стартап. И в его основе лежит серьезная методика — беспокоиться на этот счет точно не стоит.

Безусловный интерес проект может представлять для университетов. Все большее количество учебных заведений проявляет заинтересованность в том, чтобы заполучить команды из мотивированных студентов, обладающих навыками в нескольких специализациях. Думаю, именно в этой области — контактов с вузами — лежит основной потенциал развития и масштабирования проекта.

Что касается недостатков, то, как часто случается, у «Икигая» они продолжают достоинства. Сама идея проекта предполагает физическое, а не виртуальное прохождение квеста. Конечно, можно постараться перевести все действие в Интернет, но это, на мой взгляд, получится не так интересно.

Даниил Добрынченко, профессор, модератор в Skolkovo Moscow School
НЕУДОБНЫЙ РАЗГОВОР

Платформа для развития культуры общения на тему секса и личной безопасности

Сфера деятельности: тренинги
Потребители продукта: родители подростков
Организационно-правовая форма: ООО
Год основания: 2017
Стадия готовности: прототип, тестирование тренингов
Сайт: https://www.facebook.com/academy.nur/
Лидер: Дарья Рахманинова
Команда: 3 сотрудника
География: Российская Федерация


МИССИЯ
Распространение знаний о половой грамотности и повышение уровня безопасности личной жизни подростков.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
- Повышение уровня информированности и ответственности молодежи.
- Уменьшение тревожности внутри семьи.
- Формирование сексуальной культуры, основанной на принципах гуманизма и современных научных данных.

ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ И КАНАЛЫ ПРОДВИЖЕНИЯ
Основная целевая аудитория: подростки и их родители.
Вирусные видеоролики о проблемах будут приводить ЦА на платформу или страницы проекта в соцсетях. Там будет располагаться информация о мероприятиях: вебинарах психологов о том, как говорить с детьми о сексе и личной безопасности. В свою очередь, в ходе вебинаров ЦА будет предоставлена информация о тренингах – для родителей (психологические аспекты) и детей (основы половой грамотности + меры безопасности).

В планах также создание просветительских мультиков для подростков об основах половой грамотности и разработка методики для преподавания курса в старших классах школы и институтах.

ПАРТНЕРЫ И КОНКУРЕНТЫ
Конкуренты:

2podrostka.ru — онлайн-платформа, оказывающая информационную поддержку подросткам в вопросах контрацепции, ЗППП, и один из немногих проектов, поднимающих вопрос взаимного согласия в сексуальных практиках. Платформа работает при содействии Министерства здравоохранения.

На базе фонда «Фокус-Медиа» заработала обучающая платформа для родителей, где в доступной форме изложены базовые аспекты репродуктивного здоровья подростков. Ресурс содержит 9 иллюстрированных уроков, касающихся полового созревания детей и сохранения сексуального здоровья. Однако в изложении есть ряд спорных моментов.

ИНВЕСТИЦИИ
Одним из главных барьеров на пути развития проекта можно назвать отсутствие опыта привлечения инвестиций у его руководителей и вдохновителей. Однако в планах привлечение сторонних инвестиций есть. Для финансирования просветительской части проекта, возможно, удастся привлечь благотворительные фонды.
МНЕНИЕ МЕНТОРА
ВРЕМЯ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ГИПОТЕЗ

Представить «Неудобный разговор» нашим читателям EDexpert попросил ментора проекта Марию Иванову:

В «Неудобном разговоре» меня привлекло два аспекта. Во-первых, на тему сексуального просвещения детей мало достойных источников информации, имеющих под собой научную и психологическую основу. Во-вторых, подход команды — взвешенные, аргументированные тезисы, спокойная риторика, подкрепление источниками. Нет отклонений ни в сторону религии, ни в сторону бунта и ломания копий. Это хорошее поле для формирования ряда продуктов по теме.

С представителями проекта мы обсудили не только презентацию, но и бизнес-модель, договорились проработать ее более детально. Соответственно, и подачу проекта тоже.

НУЖЕН СИМБИОЗ

Проблема «неудобных разговоров» была и остается актуальной. Основная целевая аудитория проекта — не подростки, а их взрослое окружение, которое само не понимает, как об «этом» говорить. А для подростков снизить информационную тревожность и сформировать актуальный чек-лист того, что им действительно нужно знать о половом вопросе.

Проекту хорошо бы стать лабораторией разработки продуктов при существующей сетке каналов продаж. Симбиоз, аналогичный «Кидзбрейн» (контент) и «Юниум» (каналы продаж) или «Киндер МБА» и «Лига роботов». Но дело в том, что проектов с налаженными каналами продаж для родителей не так уж и много. Поэтому ребятам придется попотеть, занимаясь одновременно и тренингами, и B2B-продажами, и продвижением бренда, и подбором персонала. Жалко, что не существует такого центра разработки образовательных продуктов, куда можно было бы прийти за грантом и менторингом, чтобы не рисковать собственным здоровьем и выживанием ради создания новой ценности.

БЕЗ ГОСУДАРСТВА

Без коммерческой составляющей проект просто не будет развиваться: нечем будет платить зарплату. Кроме того, наличие продаж — это тест качества работы: если продукт не покупают, значит, нужно подтянуться. Контракты с государством — это долго и дорого. К моменту, когда нужно запускать такие продажи, нужно пройти этап признания аудиторией, иметь репутацию и неплохой оборот, чтобы позволить себе «длинные» сделки с отсроченным платежом. Это большая иллюзия — «мы социальные, поэтому нам дадут государственные деньги». Даже для получения обычных грантов нужно иметь опыт и репутацию, владеть навыками составления документации, проектирования, переговоров. Легкие деньги — только у друзей и семьи.

Формат «Неудобного разговора» вполне стандартный: энтузиасты разрабатывают новые продукты, потому что видят «снизу» необходимость изменений. Я сама когда-то так же начинала свой проект. Другое дело, что это очень ресурсозатратный путь, и задача — найти ресурсную синергию с партнерами, чтобы к моменту, когда это действительно может влиять на систему, остаться в добром здравии и без миллионных долгов. Вопрос не только в том, чтобы таких проектов было больше, вопрос в том, что нужна поддерживающая инфраструктура, создаваемая теми, кто заинтересован в подобного рода изменениях. Почему-то мы все как энтузиасты все время забываем, что на подобные разработки нужно довольно много денег. А ведь можно, например, спросить бренд-менеджера любой FMCG-компании, во сколько им обходится запуск нового продукта. Или в бизнес-консалтинге — про запуск информационного продукта. Но, конечно, если осознавать, что все это наш персональный МБА, который мы своими стремлениями сами себе создаем, то наши расходы — это инвестиции в обучение. Просто хочется, чтобы как можно больше энтузиастов понимали свои ограничения, не выгорали, шли учиться, искали себе менторов, сами создавали себе поддерживающую инфраструктуру. И все это происходило бы раньше, чем проблемы со здоровьем и деньгами и закрытие проекта.

О ПЛАНАХ

У проекта нет минусов, он находится в начальной стадии развития. Первым этапом проекта должна стать проверка гипотезы, какой из форматов будут покупать в первую очередь. Поэтому моя основная рекомендация проекту: сфокусироваться, не распыляться, понять основной продукт и каналы его продаж и только после этого двигаться в сторону увеличения масштаба.

МАРИЯ ИВАНОВА, автор проекта «Булки не растут на деревьях», управляющий партнер коммуникационного агентства A-Point
ГЕККОН-КЛУБ

Центр инновационного творчества

Сфера деятельности: научно-техническое дополнительное образование
Потребители продукта: дети и подростки от 4 до 17 лет
Организационно-правовая форма: ООО
Год основания: 2015
Стадия готовности: готовый проект
Сайт: http://www.gekkon-club.ru
Лидер: Александр Матвеев
Команда: 8 сотрудников и 50 приглашенных педагогов
География: Москва


ЗАДАЧА

Научить детей получать удовольствие от интеллектуальной деятельности в одной или нескольких областях науки и техники. Боль родителей в том, что очень сложно объяснить, зачем необходимо учиться, для чего нужны математика, физика, химия. Кажется, что в реальной жизни многие из предметов просто не пригодятся…

Объяснить, что точные науки являются крайне увлекательным инструментом, позволяющим изучать устройство мира. Показать сложность и многообразие устройства внешне привычных вещей и явлений — значит вызвать интерес к учебе. Увлечь своим предметом способны только увлеченные люди, поэтому педагогами в клубе становятся настоящие ученые и инженеры, авиаконструкторы.


ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА
Двухуровневая. Первый этап — вводный, ознакомительный. Например, направление «Инженеры-изобретатели». Этот курс существует для трех разных возрастных категорий: 1-2, 3-4 и 5 – 10 классов. Первый семестр дети занимаются по линейной программе — выполняют квазипроектные задания, осваивая основы инженерного дела, электроники, программирования. На втором этапе дети уже осознанно выбирают область специализации и погружаются в одну или несколько сфер. Когда ребенок получает знания и навыки в области своей специализации (например, в области электроники, САПР или программирования), начинается проектный этап обучения. Дети объединяются в группы по 2 – 4 человека и занимаются разработкой сложных проектов под руководством куратора, одного из опытных педагогов клуба.

Разработанный подход позволяет вовлекать в процесс детей массово. Тех, кому неинтересно, исчезающе мало: система, с одной стороны, строго стандартизирована, но, с другой, открывает возможности сразу во многих сферах.

БИЗНЕС-МОДЕЛЬ
Клуб представляет собой сеть, состоящую из опорного клуба и филиалов на базе школ, библиотек и организаций дополнительного образования. Базовые курсы дети могут проходить на любой из площадок, благодаря чему формируется поток на продвинутые спецкурсы в центральный клуб.

Благодаря занятиям по программам партнеров (около 40 % от общего числа групп) клуб получает мощный дополнительный поток клиентов.

В настоящее время идет тестирование нового продукта «Инженерные мастерские», ориентированного на детей с родителями, которые хотели бы провести время вместе и в качестве альтернативы похода в торговый центр занимаются техническим творчеством в научном клубе.

ПАРТНЕРЫ
«Математика 2х2», «Алгоритмика», школа «Интеллектуал»

КОНКУРЕНТЫ
«Полицентр», «Лига роботов», «Кодабра». За рубежом существуют «Фаблабы», в которых имеются некоторые элементы нашей образовательной системы.

ПЛАНЫ
В настоящий момент занимаемся доработкой базовых курсов, упаковкой франшизного пакета.

БАРЬЕРЫ
Нехватка ресурсов, недостаточные компетенции команды в области финансов, сложности в области обеспечения формальных требований для образовательных организаций.
МНЕНИЕ МЕНТОРА
УПОРСТВО ДОСТОЙНО УВАЖЕНИЯ

Мне с самого первого дня знакомства понравился подход «Геккона». Ребята целенаправленно и упорно «делают» среду, развиваются собственными силами — медленно, но верно.

Продукты «Геккона» — целые направления деятельности. Например, «Инженеры-изобретатели». Во-первых, это курс на основной площадке клуба. Во-вторых, это кружки на площадках-сателлитах. В-третьих, это набор, или конструктор, не знаю, как лучше назвать, для самостоятельного изучения. В-четвертых, это тема онлайн-обучения.

Не знаю, какова мотивация и цели родителей, но занятия действительно развивают. Это техническое творчество. Есть и другие направления — «Авиамоделирование», «Нейромоделирование». Но меня все же больше всего заинтересовали именно «Инженеры».

Тема в тренде — разнообразных кружков робототехники много. «Геккон» на общем фоне выделяется, с одной стороны, подходом — проект почти не прибегает к уже традиционным готовым решениям, таким как Lego, а с другой стороны, отсутствием массированной рекламной кампании. На мой взгляд, оба фактора говорят о выборе особого пути развития — очень плавного и размеренного пути вперед.

И еще одна особенность. Когда ты выходишь на рынок, то можешь выбрать тему, которую все ждут. А можешь постараться сам сформировать тренд, заставив рынок принять твое видение или продукт. В некотором смысле «Геккон» как раз пытается пойти вторым, более сложным путем. Каков будет результат, пока сказать сложно.

Во время встречи с представителями проекта мы обсуждали вопросы сотрудничества, а также много говорили о привлечении финансирования. Пока проект развивается на собственные средства. А мы намечали «точки», составляющие проекта, инвестиции в которые могут открыть новые перспективы. Например, те самые наборы для самостоятельного изучения — их можно было бы выпускать серийно и т. д.

Но пока привлечение финансирования не основной вопрос повестки дня. Насколько я понял, сейчас все ресурсы проекта брошены на разработку онлайн-платформы, тестовая версия которой должна появиться чуть ли не со дня на день. С ее появлением проект рассчитывает совершить качественный рывок. Посмотрим, что из этого получится.

КИРИЛЛ МЕДВЕДЕВ, директор «Новой школы»
БИЛИМ

Центр подготовки и адаптации иностранных граждан к российской системе образования

Сфера деятельности: дополнительное образование
Потребители продукта: дети 5 – 17 лет, взрослые
Организационно-правовая форма: ИП
Год основания: 2015
Стадия готовности: работает с сентября 2015 года
Сайт: https://ok.ru/clubbilim
Лидер: Абдуназар уулу Максатбек
Команда: 13 сотрудников
География: Москва

МИССИЯ
Адаптация в Москве детей мигрантов из стран Средней Азии посредством их подготовки к обучению в общеобразовательных школах. Для родителей — курсы русского языка как иностранного, проведение социально-культурных мероприятий, правовых семинаров. Индивидуальные консультации, практическая помощь. Наша задача — максимально облегчить переход в российскую систему образования.

ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ

Семьи мигрантов из Средней Азии

ПАРТНЕРЫ
«Такие же дети» (Москва) — центр помощи детям беженцев и мигрантов, «Знаю русский» (Екатеринбург) — клуб для детей мигрантов, «Дети Петербурга», «Ковчег-ХХ» (Красногорск). Комитет «Гражданское содействие» — направление семей с тяжелыми случаями.

Информационные партнеры: «Мол булак», «Фергана.ру».

КАНАЛЫ ПРОДАЖ
Социальные сети, доски бесплатных объявлений для мигрантов, раздача буклетов в местах большого скопления мигрантов.

КОНКУРЕНТЫ
«Четтил», Москва. Отличие проекта «Билим» — в комплексном подходе.

ИНВЕСТИЦИИ
1. 100 тысяч рублей — микрогрант от Института образования НИУ ВШЭ по итогам Конкурса инноваций в образовании-2016 (в качестве помощи проекту закупили проектор, ноутбук, прочее оборудование);

2. 134 тысячи рублей — победитель Конкурса студенческих инициатив НИУ ВШЭ-2017 (финансовая поддержка на проведение социально-культурных мероприятий, праздников, походов в зоопарк, музеи и интеркультурного футбола). Необходимы инвестиции на открытие площадок, переподготовку преподавателей.

БАРЬЕРЫ
Нужна помощь в составлении «дорожной карты» проекта «Билим» как навигатора по адаптации и интеграции мигрантов.
МНЕНИЕ МЕНТОРА
«ДОРОЖНАЯ КАРТА» ВМЕСТО ИНТУИЦИИ

«Билим» — интересный проект, который выбивается из общего ряда нынешних стартапов. Сейчас публику, инвесторов и предпринимателей интересуют образовательные проекты в области цифровых технологий. Вокруг таких стартапов всегда толпа… А вот желающих предложить услуги тем, кому нужна адаптация, почти нет. А между тем эта проблема сейчас более чем актуальна — спросите любого учителя из обычной школы.

У государства и огромной образовательной системы недостает методик, ресурсов и адаптивности, чтобы заниматься проблемами мигрантов. А приехавшим семьям, в свою очередь, не хватает внимания. Не хочу говорить громких слов, но это замечательно, когда на помощь огромной системе, даже целой стране приходит маленький стартап, который пытается решить важную задачу своими скромными силами. Это делает «Билим» по-настоящему социальным проектом.

Но вопросов, которые «Билиму» предстоит решить уже в ближайшем будущем, великое множество. Не хватает методик и технологий — и для обучения русскому языку как иностранному, и для эффективной адаптации приезжих в нынешнем российском социуме. Руководители стартапа это хорошо понимают, пытаются найти решения на практике, но зачастую вынуждены при выборе стратегии руководствоваться не знанием, а интуицией.

В ходе общения мы с представителями проекта пришли к выводу, что для поступательного движения вперед им необходима помощь, прежде всего в разработке и применении методик, их масштабировании. Кроме того, нужно адаптировать под их задачу современные технологии обучения. Мы внимательно, шаг за шагом рассмотрели, к кому, когда и за какого рода помощью нужно будет обращаться, составили своеобразную «дорожную карту».

Что касается финансирования, то представители проекта считают, и я их в этом полностью поддерживаю, что платить за адаптацию должны не только семьи мигрантов. В том, чтобы дети изучали русский язык, должно быть заинтересовано и наше государство, и, возможно, диаспоры. Сейчас представители «Билима» ищут соответствующие контакты.

СЕРГЕЙ КОСАРЕЦКИЙ, директор Центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ ВШЭ
Bitronics Lab

Образовательная платформа для знакомства с основами нейротехнологий

Сфера деятельности: дополнительное образование
Потребители продукта: подростки 12 – 16 лет
Организационно-правовая форма: ООО
Год основания: 2015
Стадия готовности: первые продажи
Сайт: http://www.bitronicslab.com/
Лидер: Тимур Бергалиев
Команда: 10 сотрудников
География: мир

МИССИЯ
Формирование и удовлетворение спроса на прикладные нейротехнологии, их популяризация посредством создания доступных средств для обучения детей школьного возраста.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
- Создание платформы для изучения нейротехнологий.
- Разработка и внедрение учебно-методических материалов для системного и качественного изучения нейротехнологий.
- Создание мирового сообщества нейромоделистов.

ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ И ПАРТНЕРЫ
ЦА: школы, детские технопарки, ЦМИТы

Партнеры: РВК, АСИ, ОС «Нейронет», МТИ, МФТИ, Lego Education Russia, «КСИ Венчурс»

КАНАЛЫ РАСПРОСТРАНЕНИЯ
- выставки, мастер-классы и другие открытые мероприятия в сфере образования;
- олимпиады по нейротехнологиям;
- соцсети, сайт, пресса.

ФОРМУЛА ПРИБЫЛИ
- продажа оборудования;
- обучение преподавателей.

ЗАРУБЕЖНЫЕ АНАЛОГИ
Backyard Brains, Bitalino

ЧТО СДЕЛАНО
1. Разработан и выведен на рынок набор-конструктор «Юный нейромоделист» BiTronics Lab.
2. С июня 2017 года запущен в продажу совместный набор компаний BiTronics Lab и Lego Education Russia (BiTronics NeuroLab).
3. В 2018 году планируется выход на международный рынок.

ПРОБЛЕМЫ
1. Барьеры на внедрение программ изучения нейротехнологий в основное и дополнительное образование.
2. Проблема налаживания производства в РФ.
3. Слаборазвитые DIY-сообщества в РФ.
МНЕНИЕ МЕНТОРА
НЕЙРОМОДЕЛИРОВАНИЕ НУЖНО НЕ ТОЛЬКО ЮНЫМ

Сразу оговорюсь: я пока видел только презентацию и сайт проекта. С его представителями пообщаться не успел. Поэтому мне сложно оценить бизнес-стратегию и реальность планов.

Сам по себе проект мне понравился тем, что дает связь реального и цифрового мира. На этом стыке возникает достаточно много идей, а вот стартапы, наоборот, редко берутся за подобные вещи.

Набор «Юный нейромоделист», который «Битроникс Лаб» уже успел представить у себя на сайте и начать продажи, интересен тем, что, помимо применения, предусмотренного изготовителем, может найти и другую рыночную нишу. С помощью приспособлений из набора можно измерить уровень мышечной и мозговой активности, пульс, сопротивление кожи. Собранные данные записываются на компьютер, соответствующее оборудование есть в комплекте.

А что если эти самые данные можно будет контролировать в режиме онлайн, получать в мобильном приложении? Ведь это даст возможность совершенно иного использования! Такая информация о собственном теле потенциально важна для каждого, особенно если на основе данных мобильное приложение будет давать какие-то рекомендации.

Насколько я понимаю, ввести эти два модуля — мобильного приложения и анализа полученной информации — технически не очень сложно. Но в случае их появления вряд ли продукт можно будет назвать набором «Юный нейромоделист», изменится его целевая аудитория, да и сам стартап потенциально будет иметь большее значение, чем образовательный проект.

Но, даже оставаясь в нынешних рамках, можно и нужно додумывать подачу набора. Прежде всего, необходимы методические указания для преподавателя. Конечно, можно понадеяться на самообразование, на то, что дети сами заинтересуются и захотят освоить нейромоделирование. Однако в любом случае им нужен взрослый человек, который сможет помочь и объяснить, если что-то окажется непонятным. А подключение именно учителей поможет расширить круг потенциальных потребителей. Возможно, речь стоит вести не о преподавании предмета, а о студийных занятиях. Но в любом случае какое-то руководство к применению для этого обязательно.

Впрочем, «Битроникс Лаб» — это не только «Юный нейромоделист». У проекта есть несколько любопытных идей, не связанных с этим набором. Например, очень любопытны разработки по робототехнике: управление роботом при помощи голоса или каких-то других сигналов, но без использования компьютера. Опять же идея очень интересна. Хочется посмотреть на ее коммерциализацию.

Если брать в общем, то «Битроникс Лаб» — это типичный стартап. Идей — интересных, потенциально прибыльных — у команды проекта достаточно, но над их реализацией нужно еще очень много работать, вкладывая деньги, прикладывая усилия, думая и передумывая. Пока же можно сказать только то, что у ребят может что-то получиться.

Марк Сартан, директор «Умной школы»
KIDSWAY

Сервис сопровождения детей на занятия

Сфера деятельности: услуги
Потребители продукта: дети 4 – 12 лет
Организационно-правовая форма: ООО
Год основания: 2015
Стадия готовности: продажи
Сайт: https://kidsway.city/
Лидер: Анна Филиппова
География: Москва


МИССИЯ И ЗАДАЧИ
Сопровождение детей в школу, садик, на дополнительные занятия, когда родители заняты.

Проект экономит время и семейный бюджет. Не нужно нанимать няню на полный день, а всего лишь вызвать сопровождающую для обеспечения безопасности ребенка в дороге.

Проект создает дополнительные рабочие места для мам в декрете, воспитателей, педагогов, репетиторов.

ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ
Родители с двумя детьми (младшему до трех лет). Оба родителя работают, или работает только папа, мама в декретном отпуске с младшим ребенком.

СХЕМА РАБОТЫ
Расписание поездок составляется на срок от 1 до 9 месяцев.

Автоняня забирает ребенка из дома, при необходимости помогает собраться, отвозит на занятия, передает из рук в руки педагогу.

Все сопровождающие взаимозаменяемы. Соответственно, болезнь или отпуск автоняни не скажутся на посещении занятий.

ЗАРУБЕЖНЫЕ АНАЛОГИ
https://www.hopskipdrive.com/

КОНКРЕТНЫЙ ПРИМЕР
16 700 рублей в месяц — стоимость поездок 6-летнего ребенка с автоняней два раза в неделю по маршруту ул. Щукинская — Олимпийская деревня Новогорск. В стоимость включена помощь при подготовке к занятиям.
МНЕНИЕ МЕНТОРА
ОТ ТАКСИ К ПЕДАГОГИКЕ

Любому московскому родителю не надо объяснять, насколько важна миссия, которую взял на себя проект Kidsway. Проблемы с логистикой актуальны для любого большого города. Зачастую именно от транспортной доступности зависит успех того или иного образовательного мероприятия. Это подтверждают и всевозможные исследования.

У меня у самого четверо детей, так что проблема обеспечения их доставки на дополнительные занятия знакома мне не понаслышке. Впрочем, сервисов, которые могут помочь с логистикой, в последнее время появилось достаточно. Поэтому с представителями Kidsway мы говорили о тех составляющих, которые сделают их проект именно образовательным стартапом, а не продвинутым такси-сервисом.

ПРИЦЕЛИТЬСЯ…

Руководители проекта четко понимают, что их функция — это профессиональное сопровождение. Их главное конкурентное преимущество — это ответственность за ребенка, которую они готовы на себя взять. Но, на мой взгляд, сервис может стать по-настоящему уникальным и поможет решить и ряд сопутствующих задач, которые имеют отношение непосредственно к образованию. Когда родители выбирают для своего ребенка какой-либо кружок или секцию, то, как правило, по итогам посещения они хотят увидеть определенный результат. Какой именно? Да, например, чтобы их дочка начала крутить тройное сальто!

Выяснить эту цель у родителей можно в ходе разговора перед заключением контракта, просто пообщаться придется подольше, где-то час-два. А потом сопровождающего нужно ориентировать на то, чтобы он интересовался успехами ребенка, выяснял, что делается на каждом занятии для достижения этой цели, а потом в двух фразах сообщал об этом родителям. Такая информация очень важна. Допустим, я как отец точно не отказался бы от подобного знания. И общение с сопровождающим ни в коем случае не подменяет рассказов о кружке или секции родителям.

Сотрудник Kidsway имеет возможность «собрать» первую, самую эмоциональную реакцию на то, что произошло на занятии: получилось ли то самое сальто, как складываются отношения в коллективе, как с ребенком общался тренер и так далее. Более того, учитывая, что проект все-таки образовательный, сопровождающий может в любой ситуации помочь своему подопечному советом, направить или скорректировать его действия. Но такой вариант возможен только в том случае, если иметь представление о главной цели. В противном случае вмешательство может быть и лишним.

Еще одним следствием внимательного отношения к целеполаганию может стать помощь Kidsway уже на этапе выбора организации ДОД. Быть может, родители просто не в курсе, что сальто лучше учат крутить в совершенно другой секции, а не в той, которую они выбрали. Здесь у проекта возникает почва и для контакта с другими образовательными организациями, и для создания платформы для общения участников проекта.

…И ВЫРАСТИ В 10 РАЗ

В ходе разговора с представителем Kidsway мне очень понравилось, что он четко представляет себе целевую аудиторию проекта — родители дошкольников и младших школьников, хорошо понимает пути развития — та же платформа для общения и так была в планах, также есть намерение пойти в регионы. Но при этом внимательно относится к советам.

Мы говорили о том, что можно расширить круг потенциальных сопровождающих. Сейчас проект настроен привлекать в этом качестве женщин с педагогическим образованием, которые уже воспитали собственных детей и располагают достаточным количеством времени. Я же предложил обратить внимание еще и на выпускников педагогических вузов. Им нужен опыт, который можно наработать только в реальных ситуациях, но в то же время они уже вовлечены в индустрию образования, представляют, как себя вести с детьми. Если возникает вопрос с автомобилем, то в Москве сейчас очень активно развивается каршеринг, который вполне можно было бы приспособить под нужды Kidsway.

Расширение круга потенциальных работников способно еще больше увеличить потенциал проекта. Сейчас в Kidsway 150 сопровождающих. На мой взгляд, при благоприятном развитии событий можно увеличить это число в 10 раз только в Москве. А в крупных региональных центрах вполне может хватить тех же 150 мобильных педагогов.

Даниил Добрынченко, профессор, модератор в Skolkovo Moscow School
КОДВАРДС

Курс обучения основам программирования

Сфера деятельности: дополнительное образование
Потребители продукта: дети 7–12 лет
Организационно-правовая форма: ООО
Год основания: 2016
Стадия готовности: первые продажи
Сайт: http://codewards.ru
Лидер: Максим Волошин
Команда: 12 сотрудников
География: Российская Федерация

МИССИЯ
Повышение компьютерной грамотности населения и подготовка квалифицированных специалистов новой цифровой экономики посредством обучения детей школьного возраста основам программирования.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
- Формирование системы подготовки специалистов в области проектирования, управления и разработки цифровых данных.
- Удовлетворение запроса рынка на качественные продукты в области дополнительного образования для детей.
- Удовлетворение запроса государства по вовлечению детей школьного возраста в программы дополнительного образования.


ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ И КАНАЛЫ ПРОДВИЖЕНИЯ
Продукт рассчитан на три ключевые целевые аудитории:

1. Учителя и директора школ как ЛПРы, влияющие на появление и преподавание курса в конкретной школе/на площадке.
2. Родители (основные плательщики).
3. Дети (конечные пользователи продукта).

Каналы распространения
Прямые продажи в школы и ЦДО; продажи через партнеров.

Каналы продвижения
- Участие в профильных мероприятиях в сфере образования.
- Распространение информации о продукте в общеобразовательных учреждениях посредством взаимодействия с федеральными и региональными органами власти, реализующими государственную политику в сфере образования.

Формула прибыли: продажа курса обучения основам программирования.

ПАРТНЕРЫ И КОНКУРЕНТЫ

Партнеры: Lego education, «Кодабра», Moscow Coding School, Coddy, курсы робототехники.
Конкуренты и/или зарубежные аналоги:
Прямые (РФ): «Алгоритмика», Scratch, SNILBot, «Пиктомир».
Прямые (США и мир): Swift Playgrounds, CodeMonkey, Scratch Junior, Tynker, Kodable.
Косвенные: кружки танцев, музыкальные школы, спортивные секции и другие организации ДОД.

ПЛАНЫ
Стратегия № 1 — максимальное покрытие ДО в общеобразовательных школах за счет выхода на региональные министерства образования.
Стратегия № 2 — продажи в ЦДО и группы/сети образовательных центров.
Стратегия № 3 — продажи частным лицам (родителям); потребует доработки продукта для индивидуального потребления.

Прогнозы по выручке: Q4 2017 — 7,5 млн руб. Q1 2018 — 11,5 млн руб. Q2 2018 — 16,5 млн руб. Q3 2018 — 30 млн руб. Q3 2018 — 32 млн руб.

ИНВЕСТИЦИИ
Все финансирование проекта осуществляется собственниками компании и материнской компанией Redmadrobot. С ноября 2016-го по апрель 2017 года в проект вложено более 10 млн рублей. Эти средства потрачены на: 1. разработку онлайн-платформы (16 уроков Модуля 1); 2. разработку методологии и методических материалов; 3. пилотные сессии в школах/ЦДО; 4. первичный вход на рынок и проверку гипотез по каналам.

БАРЬЕРЫ
Административные барьеры на внедрение образовательных продуктов в государственные учреждения.
МНЕНИЕ МЕНТОРА
К РАБОТЕ ПОЛНОСТЬЮ ГОТОВЫ

Не будет преувеличением сказать, что робототехника идет рука об руку с программированием. Это практически неразлучная пара. Просто собрать робота из деталек уже не интересно. Нужно вдохнуть в него жизнь, научить двигаться и ориентироваться в привычном нам, людям, реальном мире. В случае с «Кодвардсом» это не только становится возможным, но еще и несет практическую пользу: в основе курса лежит образовательная методика обучения детей младшего школьного возраста основам программирования. Они сначала изучают теоретическую часть, посвященную какому-то понятию из программирования, а потом применяют знания на практике, выполняя различные задания на определенную тему.

И вот тут в дело вступает конструктор LEGO Education. Дети объединяются в команды, собирают роботов из конструктора и пишут для него программу, а потом наблюдают, как робот исполняет команды. То есть фактически дети учатся играя. В LEGO Education изначально заложены образовательные возможности, и «Кодвардсу» удается их подчеркнуть и усилить.

Пример «Кодвардса» показывает, что у LEGO Education есть все необходимое, чтобы быть платформой для сторонних проектов, на основе которой можно строить проекты на стыке робототехники и образования. Конструкторы LEGO Education создаются как рабочий инструмент для родителей и преподавателей, с помощью которого можно на живых примерах показывать, как устроены различные механизмы или даже целые явления. При должной фантазии потенциал применения конструкторов LEGO невероятно широк. «Кодвардсу» удалось его раскрыть и показать, что при должном уровне интеграции может получиться очень интересный продукт.

Ну и, конечно, стоит отметить визуальную составляющую продукта. Для детей это немаловажный аспект — они любят все яркое, красочное. И «Кодвардс» как раз такой. Дети не просто работают с редактором кода, а погружаются в выдуманный мир с симпатичными героями и увлекательной историей про борьбу со злом и спасение людей.

В продукте все тщательно продумано, видно, что ребята любят свой проект и стараются уделить внимание каждой мелочи. Например, никакая подробная инструкция не поможет, если интерфейс плохо продуман, в нем сложно запомнить, как выполнять те или иные действия. В «Кодвардсе» таких проблем не возникает, на освоение уходят считаные минуты, а дальше работаешь на автомате.

Приятно видеть, что такого рода продукты, по качеству ничуть не уступающие лучшим мировым образцам, а в чем-то и превосходящие их, не только делаются в России, но и внедряются в самых обычных школах.

Ольга ЛОМБАС, Lego Russia
ANOTHER DAY

Образовательная платформа для знакомства с профессиями будущего

Сфера деятельности: профориентация
Потребители продукта: молодежь 12–20 лет
Организационно-правовая форма: АНО
Год основания: 2016
Стадия готовности: первые продажи
Сайт: www.d-career.ru
Лидер: Максим Бобырев
Команда: 6 сотрудников
География: Российская Федерация

МИССИЯ
Помочь молодому поколению сделать осознанный выбор профессии.

Преодолеть разрыв между интересующими школьников формами досуга и образования и традиционными формами профориентации, например диагностическими тестированиями.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
- Интеграция современных технологий в профориентацию и разработка новых психодиагностических методик.
- Разработка технологического решения, которое обеспечит качественное и быстрое взаимодействие в цепочке абитуриент — вуз — работодатель.
- Подготовка молодежи к нарастающей скорости изменения мира, выбору учебного заведения и вступлению в трудовую деятельность.
- Информирование подростков о перспективных профессиях и трендах в мире образования и рынка труда.
- Повышение мотивации подростков к обучению и осознанному выбору профессии.


БАЗОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ
Создание профориентационной online-игры, в которой действие привязывается к реальным локациям (blended model). Blended Model позволит интегрировать окружающую реальность и виртуальный мир.

Данный проект даст возможность решить проблему массовой профориентации, а также позволит окунуться в будущее и попробовать свои способности в новых профессиях.

СЕГМЕНТЫ РЫНКА
B2B: данные, полученные при прохождении кейсов, помогут лидогенерировать талантливых ребят для HR-агентств и крупных компаний.
B2С: целевая аудитория — молодые люди 12–20 лет и их родители, помощь при выборе профессии и вуза.
B2G: сбор BigDate об особенностях подрастающего поколения.

ПРИВЛЕЧЕНИЕ СРЕДСТВ
1. Через B2B-сегмент:
- тренинговые, коучинговые услуги партнеров;
- реклама бренда партнеров в игре и сотрудничество по купонной системе;
- лидогенерация для HR-агентств и крупных компаний.

2. Через B2С-сегмент:
- покупка экспертных отчетов о психофизиологических особенностях и профессиональных склонностях молодых людей.

3. Через B2G-сегмент:
- привлечение инвестиций из госсектора для распространения стратегически значимых профессий.

КОНКУРЕНТЫ
По данным представителей проекта, аналогов на рынке нет.
МНЕНИЕ МЕНТОРА
ПУТЬ ЧЕРЕЗ «ДОЛИНУ СМЕРТИ»

Another Day - очень яркое начинание. Я обратил на него внимание еще в марте,
когда оно было представлено в «Яслях КИвО» (Конкурс инноваций в образовании. — Прим. ред.). Основатели проекта — опытные бизнесмены, которые знают, чего хотят и как этого добиться. Поэтому с тех пор я просто ждал следующего шага, появления продукта, после которого можно было бы сказать больше о перспективах.

ОЖИДАНИЕ

Продукт обещает получиться по-настоящему интересным. Профориентация без тестирования, игра вместо скучных ответов на вопросы. Новая методика. Опять же, учитывая опыт исполнителей, можно ожидать, что «попадание в аудиторию» будет обязательно, платформа окажется востребованной. Однако до сих пор продукт так и не появился. Представители проекта объясняют это объективными сложностями: они отдавали разработку IT-части на аутсорс, и программисты пока не сумели справиться с поставленными перед ними задачами. Немудрено! Это действительно сложно. По замыслу создателей, проект должен состоять из двух частей. Первая — что-то вроде тренинга, в ходе которого подросток при помощи психологов должен определиться с областью знаний, которая ему интересна. А вторая — это онлайн-игра с использованием технологии 3D, в ходе которой происходит знакомство с профессиями и навыками будущего в выбранной области. Вот как раз с игрой и возникли те самые сложности, которые не позволили пока показать продукт.

Представители проекта говорят, что, пока идет разработка, они не теряют времени даром. Одновременно идет тестирование методики на какой-то группе детей. Но с точки зрения бизнеса нужно поторопиться.

ДВА ШАГА ДО ИНВЕСТИЦИЙ

Пока рассуждать о предметном интересе инвесторов очень рано. Допустим, прежде чем проект попадет в сферу внимания нашего Центра содействия инновациям в образовании, ему предстоит пройти еще два этапа. Сначала «повариться» в собственном соку, понять, что нужно доработать, над чем еще подумать, определить вектор развития. Потом наступит очередь венчурного капитала, так называемых бизнес-ангелов. Нужно привлечь их внимание, заинтересовать. И только после того, как проект покажет первую конверсию, можно будет говорить о серьезных вложениях. Когда я говорю о том, что опыт ведения бизнеса поможет создателям Another Day, я имею в виду как раз этап до появления венчурного капитала. У них есть ресурсы, чтобы самостоятельно поддерживать жизнь проекта, есть возможность его развивать, есть понимание, как избежать типичных ошибок энтузиастов. В общем, первый этап, эту «долину смерти» стартапов, они должны преодолеть. Другое дело, что сделать это нужно вовремя. Понятно, что проект сложный, понятно, что многое, в том числе методику, нужно создавать с нуля. Но сейчас возникает достаточное количество стартапов, которые намерены предложить потребителю интересный игровой продукт в сфере профориентации. Идей множество. Хотя пока ни у кого не получилось «выстрелить». Но рано или поздно это произойдет, и тогда остальным придется догонять… если это вообще окажется возможным.

От меня как от ментора пока проекту нужно не так много. Мы обсудили презентацию, поговорили о целевых аудиториях. Но более подробно имеет смысл сотрудничать опять же только после появления продукта и понимания, как он работает.

Андрей Андрусов, заместитель исполнительного директора ЦСИО «СОЛь»
CASTLE QUIZ

Онлайн-викторина по школьным предметам

Сфера деятельности: игровое обучение
Потребители продукта: подростки 12 – 18 лет
Организационно-правовая форма: ООО
Год основания: 2016
Стадия готовности: продажи
Сайт: https://clevver.me
Лидер: Антон Бутусов
Команда: 5 человек
География: Россия

МИССИЯ
Сделать школьное образование захватывающим.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
- Помощь учащимся в проверке и углублении знаний по 14 предметам школьной программы.
- Помощь учителям в проведении захватывающих уроков.
- Появление инструмента для проверки знаний, эффективного самообразования.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ
Геймификация образования и микрообучение. Мы помогаем зажечь интерес к школьным предметам и надеемся, что увлеченных образованием детей будет больше.

СТАТИСТИКА:
- 18 минут — среднее время игровой сессии;
- 15 тысяч вопросов в базе;
- 19 ответов в среднем дает игрок за битву;
- 250 тысяч активных игроков.

БЛИЖАЙШИЕ ПЛАНЫ

Появление «кабинета учителя»:
- преподаватель может получить страницу со статистикой всех своих учеников;
- ученики одного преподавателя могут вызывать друг друга на «дуэль»;
- ученики могут вызвать на «дуэль» учителя.

Объяснения правильных ответов:
- текстовые объяснения;
- подборка видео по теме;
- ссылки на современные интерактивные материалы.

ДАЛЬНЕЙШИЕ ПЛАНЫ
Тестирование продукта в школе, проведение турниров и олимпиад.

ФИНАНСИРОВАНИЕ
Привлечение внешнего финансирования не входит в планы.

КОНКУРЕНТЫ
«Учи.ру», «Фоксфорд», YouTube-каналы, мобильные игры-викторины
МНЕНИЕ МЕНТОРА
БРИТАНСКИЙ ПОХОД НАЗРЕВАЕТ

Геймификация образования — тема важная и востребованная. Поэтому нужно понимать, что на каждом этапе стартапу предстоит выдержать серьезную конкуренцию. Но зато эта ставка может сработать и принести доход.

С представителем проекта мы обсуждали бизнес-модель, а точнее каналы распространения продукта. Изначально они ориентировались на три сегмента. Первый — up store продажи, то есть размещение продукта в онлайн-магазинах и различных агрегаторах. Второй — выход на школы, третий — корпоративные продажи. Выяснилось, что продукт может быть востребован и крупными компаниями при введении новых сотрудников в должности.

В ходе обсуждения мы пришли к выводу, что корпоративный сегмент интересен, но его нужно сделать факультативным. Потому что для такого использования продукт потребует серьезной доработки или переработки, а силы и время нужны для основных продаж. Хотя сам факт запроса из корпоративной среды интересен.

С продажами b2c все иначе. В разговоре мы пришли к выводу: чтобы получить хорошую рекламу и маркетинг в России, нужно выходить на международный рынок, в первую очередь на британский. Этот шаг может принести много дивидендов, затраты при этом не будут астрономическими. Необходимо только точно все рассчитать и не ошибиться. В частности, мы пришли к выводу, что лучше сначала сфокусироваться на математике и том, что называется digital science. Тогда перевод и адаптация не займут много времени. Можно даже достаточно скоро замахнуться и на следующий рынок — немецкий. А вот с гуманитарными предметами все сложнее — сильна национальная специфика в преподавании.

Переговоры со школами представители Castle Quiz уже начали до нашего разговора. И, насколько я понимаю, перспективы есть. После верификации учителям будет дана возможность использовать игру, прежде всего для проверки знаний. Через шаг можно встроить ее даже в такой широко рекламируемый сервис, как электронный дневник. Там есть раздел «Рекомендации», который сейчас совсем не используется преподавателями, а Castle Quiz может помочь его задействовать.

Выход на школы должен привести к появлению турниров, то есть «движухи», и формированию группы поклонников проекта. Я объяснил, насколько это важно. Ведь в нынешней форме игровая составляющая будет интересна детям, то есть потребителям, очень недолго. Потом появятся усовершенствования, новые возможности или какие-то еще задумки конкурентов. И если проект будет статичным, без соревновательной базы, то его дальнейшие перспективы станут туманными, а востребованность будет снижаться.

Я бы оценил продолжительность «окна возможностей» для Castle Quiz в два года. И за это время нужно успеть очень многое. Поэтому главная опасность для стартапа — нехватка сил и концентрации.

Даниил Добрынченко, профессор, модератор в Skolkovo Moscow School
(с) Издательство журнала EDexpert, 2017
Made on
Tilda