AGILE-УРОКИ ДЛЯ ПОКОЛЕНИЯ NET

Новые образовательные технологии позволяют увеличить мотивацию и сделать обучение осмысленным
EDexpert / №2 ЗИМА 2017
ШКОЛА. НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

AGILE-УРОКИ ДЛЯ ПОКОЛЕНИЯ NET
Опыт проведения Scrum-уроков показал, что применение Agile для организации образовательного процесса при изучении самых разных предметов учебного плана общего образования (математики, русского языка, иностранного языка, физики, химии) позволяет сделать осмысленное обучение возможным для всех участников процесса, способствует развитию мотивации у обучающихся и индивидуализации образовательного процесса.
ВЕКОВОЙ РАЗРЫВ

Профессор А. Г. Асмолов отмечает: «XXI век — эпоха неопределенности, разнообразия, возможностей и мотивации. Образование XXI века — образование «в тумане»: ради чего и кого учить, чему и как учить, кому учить и какими ресурсами? Смена картины мира от урокоцентрической к персоноцентрической спровоцировала «взлом» традиционного урока миром неопределенности. Происходит изменение миссии образования от «образования как трансляции знаний» к «образованию как индустрии возможностей». Мотивационная модель XXI века «Самореализация, выбор пути и решение сложных задач» формирует лидеров будущего как режиссеров конструирования возможностей, готовых к изменениям. Ключевой компетенцией XXI века становится компетентность обновления компетенций. Школа будущего — это школа мотивации, школа возможностей, школа индивидуальности. Ее главная задача — за счет овладения универсальными действиями перейти к смысловому метапредметному познанию».

Федеральные государственные образовательные стандарты, культурно-деятельностный подход Л. С. Выготского и его последователей определяют приоритеты работы школы: развитие личности, когнитивные (метапредметные) компетенции, предметные знания. Главным «двигателем» образовательных достижений является деятельность школьника по поиску, анализу и синтезу информации, ее присвоения, осознания взаимосвязей и продуктивного использования. Совместная деятельность со взрослыми, коммуникации с «внешним миром», умение формулировать и отстаивать свои идеи, рефлексировать, концентрироваться, выделять проблемы и ставить цели представляется в стандарте как универсальные учебные действия.

Однако в реалиях массовой школы по-прежнему стройные ряды парт, традиционная классно-урочная система времен Я. А. Коменского, преобладание фронтальной работы учителя с классом, трансляция зафиксированного в учебнике содержания. Почти как в рассказе Айзека Азимова «Профессия», происходит загрузка «карт знаний» в «День образования». При этом получаемая школьником иинформация не преобразуется в знание, так как не применяется им в продуктивной деятельности. Предметные знания остаются в пределах учебника. Очевидно, что сегодня учитель и учебник утратили монополию на источник информации и не могут соревноваться с Интернетом. Решаемые школьниками задачи часто не имеют единственно правильного решения, а каждый ребенок «сам себе «Гугл» или «Яндекс». Действительность такова, что ученики «поколения NET» уже живут в XXI – XXII веках, а школы по-прежнему остаются в XIX – XX. Однако значительная часть педагогического сообщества категорически не готова перейти от назидательно-фронтальной роли «властителя урока» к наставнически-сопровождающей роли мотиватора и навигатора. Альберт Эйнштейн отмечал: «Высшее искусство учителя — пробуждать радость познания и творческого самовыражения!» Ложный страх передачи ученикам полномочий управления собственной познавательной деятельностью и использования разумно возможных источников контента приводит к реальной утрате учительского авторитета. Отсюда нежелание и неумение детей учиться, обучение ради сдачи экзаменов. В. Г. Белинский очень точно это сформулировал: «Ученик никогда не превзойдет учителя, если видит в нем образец, а не соперника».



ИССЛЕДОВАТЬ — ЗНАТЬ — ДЕЙСТВОВАТЬ — УМЕТЬ

А может ли быть иначе в массовой школе? Да, может, причем в массовой школе и даже в рамках классно-урочной системы! Давайте обсудим, как мотивировать детей к познанию, как избавиться от типовых и домашних заданий, как трансформировать уроки и позицию ученика с «объекта» на «субъект».

Наша команда объединила инициативных представителей фундаментальной науки, бизнеса, высшего, профессионального, общего и дополнительного образования. Мы, практики, знаем, что такое реальные проекты и проектное управление по международным «классическим» и «гибким» методологиям. В 2015 году лауреаты премии правительства РФ в области образования П. Д. Рабинович, И. С. Царьков, О. А. Поваляев, П. Н. Чеботарев, Т. А. Асмолов и присоединившийся к ним К. Е. Заведенский при методологической поддержке Федерального института развития образования запустили всероссийский проект «КосмОдис» (cosmodis.ru). «КосмОдис» — удобный и эффективный инструмент формирования проектной культуры и развития проектных компетенций у детей и подростков, практической реализации требований ФГОС. Основу подхода «КосмОдис» составляет образовательная парадигма «Исследовать — Знать — Действовать — Уметь». Мы ориентированы на работу с обычными детьми в массовой школе с любым уровнем оснащенности. В настоящий момент педагоги Москвы, Московской и Калининградской областей, Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, Мордовии и других регионов России используют проектный подход «КосмОдис» в урочной и внеурочной деятельности.

В 2016 году на базе МБОУ «Школа № 25» Балашихи началась трансформация традиционных уроков с помощью инструментария Scrum-методологии управления проектами Agile. Взяв за основу манифест Agile, совместно с педагогами школы мы адаптировали его ценности для целей образования. (Рис. 1).
1. Учитель — мотиватор к познанию и навигатор. Смена роли учителя обеспечивает возможность конструктивных взаимодействий учеников на уроке, получения ими знаний с использованием различных источников информации в выбираемыми ими темпе и формате. У учеников на уроках ведущая роль, учитель становится менеджером, наставников и гуру.

2. Компетенции важнее теоретических знаний. Результатом обучения являются знания и компетенции, приобретенные ребенком. Это важно в контексте задач формирования так называемых мягких и цифровых компетенций (коммуникации, критическое и системное мышление, эмоциональный интеллект, цифровая гигиена, прототипирование, самоорганизация и пр.).

3. Коллаборации важнее правил внутреннего распорядка. Обучение на уроке должно строиться на основе сотрудничества всех со всеми: ученик — учитель, ученик — ученик, учитель — команда, команда — команда и т. д.

4. Компетентность получения новых компетентностей в изменяющемся мире. Не секрет, что мир развивается и успевать за ним очень сложно, потому важно уметь реагировать и приспосабливаться к этим изменениям. И, в общем, основной компетентностью в нашем мире становится готовность все время получать новые знания.

Рассмотрим применение инструментария Scrum для организации уроков по различным предметам. Сразу отметим, что на текущий момент устойчивые положительные результаты трансформаций уроков зафиксированы для возраста начиная с 6-го класса. Ограничений по приметным областям не выявлено.



SCRUM-УРОК: КАК ЭТО РАБОТАЕТ?

В качестве проекта на усмотрение учителя принимается тема по предмету (или несколько тем, если они маленькие). В качестве продукта проекта выступают приобретаемые учащимися знания, умения и компетенции.

Согласно Scrum, ключевые роли в проекте — это владелец продукта, скрам-мастер и участник команды.

Владелец продукта определяет требования к продукту проекта и их приоритизацию, полномочен вносить в них изменения по ходу проекта, а также контролирует их выполнение в ходе реализации проекта. В контексте уроков роль владельца продукта выполняет учитель.

Скрам-мастер является участником проектной команды и отвечает за организацию деятельности ее участников для успешной реализации проекта (получения продукта), а также за поддержание благоприятной атмосферы в команде. В роли скрам-мастера выступает ученик.

Проектные команды образуются делением класса на подгруппы по 3 – 6 человек, из которых впоследствии выбирается скрам-мастер.

Ключевым артефактом проекта является Product backlog (бэклог продукта) — список требований к результатам проекта, упорядоченных по степени важности. В контексте уроков в качестве product backlog мы используем «маршрутный лист» со списком требований и заданий к изучению учебного материала по выбранной теме (темам) школьного предмета, требования к качеству обучения. В «маршрутном листе» указываются разделы изучаемой темы (модуля, главы) школьного курса предмета, прописанные в рабочей программе, или задачи, которые необходимо реализовать.

Работа школьников организуется короткими фиксированными итерациями — спринтами длительностью одна-две недели, в конце каждого из них представляется законченный продукт или часть продукта. Длина спринта выбирается совместно учителем и детьми в начале проекта. Внутри одного проекта длительность спринтов одинаковая, но в разных проектах может изменяться. Команда, согласно своей скорости, отбирает из «маршрутного листа» задачи на один спринт, формируя так называемый бэклог спринта. В конце каждого спринта организуется демонстрация результата в самой разнообразной форме — тестов, самостоятельной работы, опорной схемы и др. Далее проводится ретроспектива эффективности процесса, при необходимости вносятся корректировки, и запускается следующий спринт. Таким образом, данная технология включает в себя несколько этапов: подготовительный, планирование, реализация, рефлексия. (Рис.2).
Как и любой проект, Scrum-урок начинается со сбора требований к продукту. Учитель (владелец продукта) заранее формирует список требований к знаниям и компетенциям детей по выбранной теме. Затем учитель определяет список «надежных» источников, которыми могут пользоваться ученики. В список входят аудио- и видеоисточники, интерактивные интернет-ресурсы, учебники, пособия и др. Обязательно указываются сроки реализации и формы демонстрации (контроля) достигнутых результатов. Таким образом, формируется «маршрутный лист» изучения темы учениками (бэклог проекта). Его структура выглядит примерно так: наименование темы, изучаемые разделы темы, требования к результатам изучения темы, задания по теме, рекомендуемые источники, вид и сроки представления/контроля результатов, справочная информация.

Затем класс объединяется в проектные команды по 4-5 человек. Обучающиеся в командах начинают реализовывать проект (изучать тему), выбирая разделы из «маршрутного листа». Во время работы дети активно взаимодействуют, делятся инсайтами, обсуждают проблемы, совместно находят решения и помогают друг другу. При этом в любой момент команда может обратиться к учителю за помощью.

По завершении изучения темы обучающиеся пишут контрольную работу (или применяется иной вид контроля). Ключевое отличие здесь — этап ретроспективы: механизм самооценки и рефлексии, на котором дети совместно с учителем анализируют, что и как можно улучшить на следующих этапах работы (это кардинально отличается от типовой работы над ошибками).

Внешне Scrum-уроки не похожи на те, к которым мы привыкли. Классная комната больше не стандартный кабинет. Парты не стоят рядами «лицом» к доске, они размещены группами, чтобы дети видели друг друга. В начале урока школьники сами определяют план того, что они должны изучить за время урока.

В ходе уроков, как на любом Agile-проекте, используется средство визуализации деятельности — cкрам-доска. Она представляет собой носитель (большой бумажный плакат, маркерная или пробковая доска и т. п.) с расчерченными рядами столбцов «План», «В работе», «Сделано» и наклеенными стикерами с конкретными задачами проекта. Можно использовать электронные скрам-доски, например Trello и т. п.

Работает это по такой схеме: школьники переставляют стикеры с задачами из колонки «План» в колонку «В работе» и принимаются за дело. Ребята берут учебник и приступают к освоению темы, выполнению заданий. Учитель наблюдает за перемещением стикеров на импровизированной скрам-доске. Если он замечает, что кто-то из учеников застопорился и не находит решения проблемы, то быстро подходит к нему и помогает разобраться с трудным моментом. Для определения качества усвоения материала он наугад выбирает любую задачу из колонки «Сделано» и проверяет знания каждого из присутствующих в классе или использует другие способы, формы и приемы организации текущего контроля.

SCRUM-УРОКИ: РЕЗУЛЬТАТЫ

Scrum-уроки продуктивнее и эмоционально насыщеннее («живее») традиционных. Ученики активно обсуждают различные задачи и проблемы. Ребята приучаются свободно высказываться и аргументированно отстаивать свою точку зрения. На таких уроках учащиеся чувствуют себя более свободно и комфортно.

Agile на уроке позволяет детям научиться искать, анализировать и преобразовывать информацию. Работа происходит в командах, поэтому дети учатся способам эффективной коммуникации. Нестандартный подход способствует развитию у обучающихся лидерских качеств и повышает мотивацию к познанию. Дети получают возможность научиться учиться, освоив одну из важнейших компетенций школы XXI века. Это качественные результаты трансформации. Количественные показатели представлены в таблицах 1 и 2 на основе данных электронного журнала школы № 25 Балашихи*. Они говорят сами за себя.
*МБОУ «Школа № 25» г.о. Балашиха — экспериментальная площадка ФИРО, научный руководитель — Павел Давидович Рабинович, ответственные исполнители — Екатерина Сорока и учитель математики Елена Матвиюк. Сегодня принципы Agile-обучения использует на уроках уже третья часть учителей школы.

На ресурсе cosmodis.ru представлены информационные и методические материалы, а также архив детских проектов. Присоединиться к команде единомышленников очень просто — отправьте письмо на edu@cosmodis.ru, и добро пожаловать на борт!
(с) Издательство журнала EDexpert, 2017
Made on
Tilda